Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский педагогический колледж»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Информатика и ИКТ
в профессиональной деятельности


Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах







Курск 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Организация-разработчик: ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Разработчики: Давыдова И.И., преподаватель информатики

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учебных заведениях среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
гуманитарного профиля
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение пк, применяемое в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.


















Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия
50

контрольные работы
4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:


самостоятельная работа
39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Наименование
Разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Правила работы с ИКТ.

2


Тема 1.1.
Эксплуатация ИКТ.
Содержание учебного материала
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
1
II


Самостоятельная работа обучающихся
Разработка слайда презентации на тему «Технические условия безопасной эксплуатации компьютера».
0,5


Тема 1.2.
Программное обеспечение. Операционная система ПК.
Содержание учебного материала
Программное обеспечение, виды по (системное, прикладное, инструментальное). Операционная система, назначение, состав ос, загрузка ос, системный диск.
1
II


Самостоятельная работа обучающихся
Ознакомиться более подробно с различными видами программного обеспечения.
0,5


Раздел 2.
Технология обработки текстовой информации.

13


Тема 2.1.
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов).
Содержание учебного материала
Документ, типы текстовых файлов, редактирование и сохранения документа. Работа с фрагментами текста.
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Создание текстового документа в редакторе OpenOffice.Writer и сохранение его в таком формате, чтобы его можно было прочитать в стандартном приложении WordPad, в стандартном приложении Блокнот.
1


Тема 2.2.
Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Форматирование символов. Списки. Таблицы.
Практические занятия
Форматирование символов в документе
Форматирование абзацев в документе
Вставка в документ формул
Вставка и форматирование таблиц
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Создание документа, содержащего расписание уроков. Применение различных вариантов форматирования таблиц (шрифт, выравнивание, границы и фон ячеек). Ознакомление с набором шрифтов, установленных на компьютере.
Создание документа, содержащего текст, записанный различными шрифтами.
1


Тема 2.3.
Гипертекст.
Практические занятия
Создание гипертекста
Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах.
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Создание документа, содержащего гиперссылки на закладки и на другие документы.
1


Тема 2.4.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Содержание учебного материала
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
1
II


Практические занятия
«Работа с компьютерными словарями и переводчиками (EDictionary, Magic Translator, Promt, Сократ)»
2



Самостоятельная работа обучающихся
С помощью компьютерного словаря перевести англоязычные термины, использующиеся в учебнике.
Соединиться с Интернетом и с помощью on-line многоязычного переводчика перевести текст.
1,5


Тема 2.5.
Системы оптического распознавания документов.
Содержание учебного материала
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
1
II


Практические занятия
«Сканирование и распознавание текстовых форматах с помощью FineReader»
2



Самостоятельная работа обучающихся
Сканирование документа и перевод его в текстовый формат с помощью системы оптического распознавания FineReader.
1,5


Тема 2.6.
Контрольная работа
Контрольная работа № 1
1



Самостоятельная работа обучающихся
Повторение пройденного материала
0,5


Раздел 3.
Технология обработки звуковой информации.

8


Тема 3.1.
Создание и редактирование цифровых звукозаписей.
Содержание учебного материала
Звуки. Технические приемы записи звуковой информации.
Запись звука с использованием различных устройств и программ. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
1
II


Практические занятия
Поиск в Интернете и ознакомление с основными устройствами записи звука.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Разработка презентации на тему: «Создание цифровых звукозаписей».
1,5


Тема 3.2.
Программы: Звукозапись. Windows Media. Sound Forge.
Содержание учебного материала
Возможности программы Звукозапись, Windows Media, Sound Forge. Знакомство с интерфейсом этих программ.
1
II


Практические занятия
Ознакомление с помощью программы «Звукозапись» процедуры записи звука в звуковой файл и сохранение его на компьютере.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в Интернете и ознакомление с работой программ Windows Media, Sound Forge.
1,5



Тема 3.3.
Компьютерный практикум.
Практические занятия
Работа с синтезированным звуком (MIDI-файлы, Karaoke-файлы)
Работа с “живым” звуком (запись нескольких фонограмм в виде Wav-файлов, MP3, WMA-файлов)
2



Самостоятельная работа обучающихся
Запись диска с инструментальными фонограммами (оцифрованные и обработанные караоке-файлы).
1


Раздел 4.
Технология обработки видеоизображения.

7


Тема 4.1.
Кодирование видеоинформации.
Содержание учебного материала
Видеоинформация. Технические особенности записи и кодирования видеоинформации. Форматы видеофайлов.
1
II


Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в Интернете информации о различных форматах видеофайлов
0,5


Тема 4.2.
Видеооборудование и программы.
Содержание учебного материала
Техническое оборудование для записи видеоизображения. Программное обеспечение, необходимое для обработки видеоматериалов. Создание полноценной видеопродукции.
2
II


Практические занятия
Создание из выбранных или предложенных видеороликах и песни клип.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание небольшого видеорезюме о себе.
2


Тема 4.3.
Работа с видео в Windows. Windows Media. Windows Movie Maker.
Практические занятия
Обработка видео в видеоредакторе.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Захват и редактирование цифрового видео.
Создание небольшого видеоколлажа о колледже.
1


Раздел 5.
Технология обработки числовой информации.

17


Тема 5.1.
Структура электронной таблицы.
Содержание учебного материала
Структура электронной таблицы. Ячейка, строка, столбец, адресация: абсолютная и относительная, диапазон ячеек. Ознакомление с окном электронной таблицы OpenOffice.Calc и основными элементами.
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Разработка слайда презентации на тему «Интерфейс электронной таблице OpenOffice.Calc».
1


Тема 5.2.
Типы и формат данных.
Содержание учебного материала
Типы (число, текст, формула) и формат данных (числовой, денежный, дата, время, процентный, дробный, текстовый, экспоненциальный).
1


II



Практические занятия
Составление таблицы значений функции y=x3 на отрезке [-3;3] с шагом 1 с использованием Мастера функций.
Ввод в таблицу чисел, текстов и формул
2



Самостоятельная работа обучающихся
При помощи Мастера функций получить таблицу значений функций y=(x-5)2 на отрезке [-5;5] с шагом 1.
1,5


Тема 5.3.
Относительные и абсолютные ссылки.
Содержание учебного материала
Ознакомление с различными видами ссылок: относительные, абсолютные и смешанные.
1
II



Практические занятия
Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок
2



Самостоятельная работа обучающихся
№1. В ячейку В2 ввести формулу =А1/$B$1 и скопировать ее в ячейки С2, С3 и В3. Каково содержание этих ячеек после операции копирования.
№2. В ячейку С4 ввести формулу =$А1/B$1 и скопировать ее в ячейки D4, D5 и С4. Каково содержание этих ячеек после операции копирования.
1,5


Тема 5.4.
Встроенные математические и логические функции.
Содержание учебного материала
Математические функции (сумм, произвед, слчис); логические (если, и. или, истина, ложь, не).
2
II



Практические занятия
Построение таблиц истинности логических функций и выражений
Приближенное графическое решение уравнений
2



Самостоятельная работа обучающихся
Получение в электронной таблице таблиц истинности операций логического сложения и логического умножения.
2


Тема 5.5.
Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Содержание учебного материала
Отображение числовых данных с помощью различных видов диаграмм (круговые, диаграммы, гистограммы).
2
II


Практические занятия
Построение диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков) на основе числовых данных.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Построение графика, который показывает рост количества серверов Интернета по годам.
2


Тема 5.6.
Контрольная работа.
Контрольная работа № 2.
1



Самостоятельная работа обучающихся
Повторение пройденного материала
0,5


Раздел 6.
Технология хранения, поиска и сортировки информации.

18


Тема 6.1.
База данных.
Содержание учебного материала
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые), поля, записи, атрибуты и свойства объектов, поле первичного ключа, объекты электронной базы данных (таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы, модули).
Поиск из предложенного текста атрибутов объектов, с помощью которых будет создана база данных.
Ознакомление с особенностями свойств полей таблицы рассматриваемой базы данных.
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в Интернете и ознакомление с информацией о иерархических и сетевых баз данных.
1


Тема 6.2.
Система управления базами данных OpenOffice.Base.
Содержание учебного материала
Знакомство с системой управления базами данных OpenOffice.Base. Окно базы данных, таблица, запросы, формы, отчеты, макросы, модули.
Создание структуры табличной базы данных
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Открытие в СУБД OpenOffice.Base готовый базы данных и ознакомление с окном базы данных и окнами объектов базы данных.
1


Тема 6.3.
Создание баз данных.
Содержание учебного материала
Назначение основных типов данных. Создание структуры таблицы базы данных в режиме конструктора. Панель объектов, панель операций, типы данных, построитель выражений, кнопки операторов.
1
II


Практические занятия
Разработка базы данных «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для обоснованного выбора провайдера. Целесообразно в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.
Ввод и редактирование данных
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание базы данных «Записная книжка» и «Библиотечный каталог».
Ввод в базы данных «Записная книжка» и «Библиотечный каталог» по 5-10 записей.
1,5


Тема 6.4.
Обработка данных в БД.
Практические занятия
Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных
В базе данных «Провайдеры Интернета» осуществление поиска провайдеров, которые не берут плату за подключение и взимают самую низкую почасовую оплату.
Осуществление в базе данных «Провайдеры Интернета» вложенной сортировки по полям «Почасовая оплата» и «Название провайдера».
4



Самостоятельная работа обучающихся
Осуществление в базах данных «Записная книжка» и «Библиотечный каталог» различных видов поиска: быстрый, с помощью фильтра и с помощью запроса.
2


Тема 6.5.
Реляционные БД.
Практические занятия
Ознакомление с однотабличными и многотабличными базами данных, типами связывания.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Разработка проекта реляционной базы данных «Коллекция аудиозаписей», которая содержит главную таблицу «Список аудио-CD» и подчиненную таблицу «Содержание аудио-CD».
1


Тема 6.6.
Создание реляционной БД.
Практические занятия
В реляционной базе данных «Провайдеры Интернета» создать запрос на поиск наиболее дешевого монитора.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание реляционной базы данных «Коллекция аудиозаписей.
1


Тема 6.7.
Компьютерный практикум.
Практические занятия
Создание с помощью мастера таблицы «Общее_доп», в которой включены поля «ФИ», «Пол», «День рождения», «Хобби», «Фотография», «Подарок».
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание отчета для вывода наклеек с почтовыми адресами. На наклейке должны быть следующие данные – фамилия, имя, отчество адресата, адрес.
1


Тема 6.8.
Контрольная работа.
Контрольная работа № 3.
1



Самостоятельная работа обучающихся
Повторение пройденного материала
0,5


Раздел 7.
Мультимедийные технологии.

13


Тема 7.1.
Компьютерные презентации.
Содержание учебного материала
Компьютерные презентации. Мультимедиа технология. Интерфейс OpenOffice.Impress.
2
II


Самостоятельная работа обучающихся
Разработка слайда презентации на тему «Интерфейс мультимедийной презентации OpenOffice.Impress».
1


Тема 7.2.
Разработка презентации.
Содержание учебного материала
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Ознакомление с окном презентации OpenOffice.Impress и основными элементами.
2
II


Практические занятия
Создание проекта учебной презентации «Знакомимся с компьютером», которая будет посвящена рассмотрению устройства компьютера. Последовательность слайдов презентации такова: слайд 1 «Знакомимся с компьютером»; слайд 2 «Структурная схема компьютера»; слайд 3 «Долговременная память»; слайд 4 «Устройства ввода».
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание презентации «Знакомимся с компьютером».
2


Тема 7.3.
Использование анимации в презентации.
Практические занятия
Настройка анимации для слайда 2 «Структурная схема компьютера», таким образом, чтобы блоки схемы могли появляться последовательно по щелчку мыши, иллюстрируя доклад рассказчика о структуре компьютера.
4



Самостоятельная работа обучающихся
Установление для каждого слайда презентации различных анимационных эффектов при переходе к другому слайду.
2


Тема 7.4.
Интерактивная презентация.
Практические занятия
Создание на слайде 2 «Структурная схема компьютера» кнопку перехода на последний слайд презентации.
Создание на каждой слайде кнопки перехода на следующий слайд и возврата на предыдущий.
Разработка презентации «Глобальная компьютерная сеть Интернет».
2



Самостоятельная работа обучающихся
Создание презентации «Знакомимся с компьютером».
1


Тема 7.8.
Контрольная работа.
Контрольная работа № 4.
1



Самостоятельная работа обучающихся
Повторение пройденного материала
0,5



Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики;
Оборудование учебного кабинета: тесты, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор

Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 384с.
Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352с.
Дополнительные источники:
Практикум по информатике: учеб. пособие для сред проф. образование/ Е.В. Михеева. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512с.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №2-2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №2-2005. – М.: Образование и Информатика, 2005. – 96с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №5-2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. – 96с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №5-2006. – М.: Образование и Информатика, 2006. – 112с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №5-2004. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 96с.
Информатика в школе. №3-2009. – М.: Образование и Информатика, 2009. – 128с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №1-2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 116с.

Интернет-ресурсы:
http: //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]edu.ru; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Министерство образования РФ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Педагогическая мастерская;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Новые технологии в образовании;
http:// mega.km.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт энциклопедий;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Информационные технологии в образовании;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Информатика в школе;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Издательство «Образование и Информатика»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Методическая копилка учителя информатики;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе;
inf.1september.ru – Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информатика и логика;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Логика;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Техника безопасности и организация рабочего места;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - виртуальный музей информатики;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ознакомительные варианты ЕГЭ по информатике;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – веб-галерея;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Элективный курс "Музыкальная информатика"


















4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
Практические занятия

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
Практические занятия

осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
Практические занятия

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
Практические занятия

Знания:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
Проверочные работы, тесты, практическая работа.



основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
Проверочные работы, тесты, практическая работа.

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;


аппаратное и программное обеспечение пк, применяемое в профессиональной деятельности.
Проверочные работы, тесты, практическая работа.










13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415