Рабочая программа дисциплины Введение в специальность для специальности Преподавание в начальных классах
государственное бюджетное Профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Иркутский региональный колледж педагогического образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности 050146 Преподавание в начальных классах на основе «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007г №03-1180. Рабочая программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Является частью ОПОП образовательного учреждения.
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО ИРКПО
Разработчик:
Никерова Татьяна Кимовна, преподаватель
Утверждена на заседании научно-методического совета
Протокол № ____ от «____»____________________2015г.
Заместитель директора по УР Хвостова Г.И._______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007г.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профильным дисциплинам теоретического обучения общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
уметь выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и осуществлять его, извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров, определять основную и второстепенную информацию;
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, работать в команде, уметь договариваться;
уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
уметь рефлексировать свое состояние, результаты и ход деятельности;
работать с первоисточником (составлять конспект, писать тезисы, использовать цитаты и т.д.);
планировать и организовывать режим учебного труда и отдыха, заниматься самовоспитанием и самообразованием.
иметь представление:
- об истории становления и развития педагогического колледжа, структуре управления и стратегии развития, роли колледжа в подготовке специалистов педагогических специальностей;
- о публичных библиотеках города Иркутска, их режиме работы и доступных читателю библиотечных фондах;
знать:
- основы культуры учебного труда и отдыха, организации самовоспитания и самообразования в студенческие годы;
- требования к личности педагога, перспективы профессионального роста и образования.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лекционные занятия
10
практические занятия
20
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Структура и организация деятельности в ИРКПО
6
Тема 1.1. История становления и развития ИРКПО
Содержание учебного материала
4
1
Виды и уровни образования. Профессиональные образовательные учреждения. Педагогический колледж. Его задачи и роль в подготовке педагогических кадров. Экскурсия в виртуальный музей колледжа.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение исторических традиций ИРКПО на основе серии книг Н.Б. Балтусис, подготовка рассказа о традициях колледжа. Составление глоссария по теме «Организация обучения в педагогическом колледже»
2
Тема 1.2. Организация обучения в педагогическом колледже
Содержание учебного материала
2
1,2
Административная структура колледжа. Корпоративная культура колледжа. Эмблема и гимн колледжа. Формы обучения. Структура учебного года. Основные виды учебных занятий и научных работ (традиционные и инновационные). Виды и формы аттестации. Академическая стипендия. Социальная стипендия. Академический отпуск. Отчисление. Устав ИРКПО
2
Раздел 2.
Культура учебного труда и отдыха студента
23
Тема 2.1. Выработка стратегии и приемов эффективного обучения.
Содержание учебного материала
2
1,2
Практическое занятие Разработка недельного планирования учебного труда студента. Постановка учебных целей. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе («управление временем»)
2
Тема 2.2.
Педагогическая библиотека и работа в ней студента
Содержание учебного материала
6
2
Практическое занятие
Поиск и заказ литературы в методическом центре ИРКПО средствами системы ИРБИС. Публичные библиотеки города Иркутска.
2
Практическое занятие Посещение библиотеки семьи Полевых
2
Практическое занятие Посещение библиотеки им. Молчанова-Сибирского
2
Тема 2.3.
Культура слушания, чтения и конспектирования
Содержание учебного материала
4
2
Практическая работа
Структура устного сообщения. Восприятие словесной информации. Методы и техника быстрого чтения Методы и техника быстрого чтения. Тренировка скорописи на основе предложенного задания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Отработка навыка быстрого чтения на основе предложенных тренировочных текстов. Тренировка скорописи на основе предложенного задания.
2
Тема 2.4.
Культура аннотирования, рецензирования
Содержание учебного материала
5
1,2
Практическое занятие. Аннотация, резюме, рецензия.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление аннотации к статье по педагогической тематике «Шум в классе: помеха или новая возможность?» И. Загашев
1
Самостоятельная работа обучающихся
Написание эссе «Мир моих увлечений». Рецензирование эссе одногруппников.
2
Тема 2.5.
Культура подготовки устного сообщения и выступления с ним.
Содержание учебного материала
6
1,2
Практические занятия
Б°Техника устного ответа. Использование различных форм представления информации – текста, схем, таблиц, рисунков. Тренинг устного выступления «Мое хобби».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Правила и ошибки аргументации и доказательства в ходе дискуссии.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устного выступления и письменного доклада по психолого-педагогической тематике
Примерная тематика докладов:
Дети и деньги
Интернет-зависимость подростков
Почему дети матерятся?
Имидж учителя
Проблемы школьной дисциплины
2
Контрольная работа по разделу 2
Публичная презентация-выступление по педагогической тематике
2
Раздел 3. Учитель современной школы
18
Тема 3.1.
Общая характеристика педагогической профессии
Содержание учебного материала
4
2
Педагогическая профессия. Педагогический труд. Социальная ценность труда учителя.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана-конспекта «Возникновение и становление педагогической профессии» на основе самостоятельного поиска литературы
2
Тема 3.2. Самовоспитание как средство профессиональной подготовки учителя
Содержание учебного материала
2
2
Практические занятия Самовоспитание. Самоприказ, самовнушение.
Просмотр и обсуждение кинофильма «Первый учитель»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Тема 3.3. Педагогическая деятельность
Содержание учебного материала
2
2
Педагогическая деятельность, ее виды и структура. Гуманистический характер педагогической деятельности. Творчество в педагогической деятельности.
2
Тема 3.4. Педагогическая культура учителя.
Содержание учебного материала
6
2
Педагогическая культура. Необходимость уважения каждого ученика. Умение управлять своими чувствами, поведением. Любовь к детям - любовь деятельная.
2
Практическое занятие
Просмотр и обсуждение фильма «Доживем до понедельника»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программы индивидуального личностного и профессионального роста.
2
Тема 3.5
Нравственная культура учителя.
Содержание учебного материала
4
1,2
Практическое занятие Педагогический факт. Профессиональная мораль. Гуманизм, моральный долг, совесть. Просмотр и обсуждение кинофильма «Подранки»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Самостоятельная работа
Подготовка портфолио учебных достижений
2
Дифференцированный зачет
2
Всего:
51
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- кафедра.
Технические средства обучения: компьютеры с выходом в Интернет, проектор, программное обеспечение общего назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 1.)
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208с.
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведении. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 352с.
Дополнительная литература:
Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 232 с.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 316с.
Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 238с.
Дополнительные источники:
Кинофильмы по педагогической тематике
«4:0 в пользу Танечки», 1982.
«Большая перемена», 1972.
«Все умрут, а я останусь» («Три девочки»), 2008.
«Дневник директора школы» , 1975.
«Ключ без права передачи», 1976.
«Первый учитель», 1965.
«Писатели свободы», 2007
«Подранки», 1976.
«Республика Шкид», 1966.
«Урок литературы» 1968.
«Уроки французского», 1978.
«Учитель пения», 1972.
«Человек эпохи Возрождения», 1994.
«Чужие письма», 1975.
сериал «Простые истины», 1999-2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, а также анализа обучающимися педагогических фактов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
уметь осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по темам 2.3, 2.5 и оценка самостоятельной внеаудиторной работы по темам 1.1, 2.4, 2.5, 3.5
уметь выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и осуществлять его, извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров, определять основную и второстепенную информацию
Экспертная оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по разделам 2 и 3
уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Экспертное наблюдение и оценка на практическом занятии по теме 2.5, оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, работать в команде, уметь договариваться
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по теме 2.2, оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь рефлексировать свое состояние, результаты и ход деятельности
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь работать с первоисточником (составлять конспект, писать тезисы, использовать цитаты и т.д.)
Экспертная оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по разделам 2 и 3
уметь планировать и организовывать режим учебного труда и отдыха, заниматься самовоспитанием и самообразованием
Анкетирование по теме 2.1
Знать:
знать основы культуры учебного труда и отдыха, организации самовоспитания и самообразования в студенческие годы
Письменный опрос по разделу 2 «Культура учебного труда и отдыха студента»
знать требования к личности педагога, перспективы профессионального роста и образования
Тестирование по разделу 3 «Учитель современной школы»
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 115