Рабочая программаМДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
"Шахтинский педагогический колледж"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
по специальности:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Шахты
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
ФГОС СПО по специальности:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/Земрах Т.В./ Заместитель директора по учебной работе
___________/Лозовая Г.В./
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж» /ГБПОУ РО «ШПК»/
Составители: Хачатрян Ю.В., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ШПК»
Рецензент:
Кобыляцкая С.А. – учитель физической культуры высшей категории, МОУ лицей им. А.С. Пушкина
Одобрено на заседании методического совета
_________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель МС ________________________ /______________/
Согласовано:______________________________________________
Ф.И.О., должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………...4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………...7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…....9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………………16
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)……………………………………………………………………..18
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы (ППCСЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах;
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Преподавание по программам начального общего образования
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2. Проводить уроки
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
ПК 1.5.Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
Программа профессионального модуля может быть использована в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, в частности:
-программ повышения квалификации учителей начальных классов по следующим возможным направлениям: а) совершенствование методической компетентности учителей начальных классов в рамках реализации образовательных программ начального общего образования; б) обеспечение преемственности при переходе с одной ступени образования на другую (дошкольное - начальное общее, начальное общее – основное общее образование); в) формирование содержания образования в рамках использования компетентностного подхода (на примере конкретного учебного предмета); г) использование современных педагогических технологий в начальной школе и т.д. при наличии высшего или среднего профессионального (педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической деятельности;
-программ профессиональной переподготовки педагогических работников с целью освоения нового вида профессиональной деятельности: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования при наличии высшего или среднего профессионального (педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической деятельности.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
-определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
-проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
-составления педагогической характеристики обучающегося;
-применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
-наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-ведения учебной документации
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
-находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
-определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
-использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
-применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
-планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
-планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
-использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
-устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
-проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
-интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
-оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
-осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
-анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
-петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
-анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков
знать:
-особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
-требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
-программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
-вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-воспитательные возможности урока в начальной школе;
-методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
-особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
-основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
-основы обучения и воспитания одаренных детей;
-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
-содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;
-методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам);
-методику составления педагогической характеристики ребенка;
-основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
-логику анализа уроков;
-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 126 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 84часа;
самостоятельной работы обучающегося – 42 часа;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2. Проводить уроки
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
ПК 4.1.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2.
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
ПК 4.5.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальностей:
44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 126
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 84
В том числе: практические занятия 24
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 42
Итоговая аттестация в форме V семестр - зачёт
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Теоретические основы методики физического воспитания
68 2-3
3
2-3
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.1. Предмет теории и методики физического воспитания Содержание 28 1.Основные понятия теории и методики физического воспитания.
2.Возрастные особенности младших школьников.
3. Цель и задачи физического воспитания в начальной школе.
4.Средства и методы физического воспитания.
5. Принципы физического воспитания детей.
6.Формирование двигательных умений и навыков.
7.Развитие физических качеств в младшем школьном возрасте.
8.Планирование работы по физическому воспитанию в школе. 2
4
2
4
4
2
4
4 Практические занятия 2
1.Анализ рабочей программы по физической культуре в начальной школе. (автор. В.И. Лях., А.А. Зданевич).
Тема 1.2. Методика физического воспитания учащихся начальных классов
Содержание 28 1. Методика обучения гимнастическим и акробатическим упражнениям учащихся
начальных классов.
2. Методика обучения подвижным и спортивным играм учащихся начальных классов.
3. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся начальных классов.
4. Методика проведения занятий плаванием с учащимися начальных классов.
5.Методика проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
6. Новые виды физкультурно-спортивной деятельности. 4
4
4
4
2
4
Практические занятия 1
1
2
2 1. Методика выполнения техники строевых упражнений (построение, перестроение).
2. Методика выполнения техники общеразвивающих упражнений ( с предметами и без).
3. Методика выполнения техники акробатических упражнений.
4. Методика выполнения техники прикладных упражнений Тема 1.3. Организация работы по физическому воспитанию в начальной школе Содержание 12 1. Диагностика физического развития учащихся.
2. Характеристика урочных форм занятий.
3. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся начальных классов.
2
4
4 Практические занятия
1. Методика выполнения техники проведения гимнастики до занятий.
2 Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
1. Особенности физической культуры в странах Древнего Востока (Египет, Ассирия, Вавилон, Китай, Индия и др.). Древнеримские мыслители о физическом воспитании.
2. Методология научного исследования в области физической
культуры.
3. Художественная гимнастика и ее разновидности.
4. Методические принципы занятий физическими упражнениями.
5. Спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах.
6. Спортивные виды физических упражнений: плавание.
7 Виды подвижных игр в различных формах работы по физическому воспитанию
8.Методика развития физических качеств в период детства
9. Врачебно-педагогический контроль в процессе урока физического воспитания, различных типов утренней гимнастики
10. Подвижная перемена в начальной школе
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
Примерная тематика домашних заданий
1. Основные законодательные и нормативные документы по физическому воспитанию.
2. Основные понятия теории физического воспитания.
3. Преемственность задач физического воспитания в учреждениях дошкольного и начального общего образования.
4. Методика развития физических качеств в период детства.
5. Врачебно-педагогический контроль в процессе урока физического воспитания, различных типов утренней гимнастики.
6. Варианты подвижной игры в различных формах работы по физическому воспитанию.
7. Спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах.
8. Спортивные виды физических упражнений: плавание.
9. Соревнования по отдельным видам упражнений и многоборьем.
10. Выполнение курсовой работы (проекта). Раздел 2 Практикум по теории и методике физического воспитания с практикумом 16 МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 2.1. Основы методики физического воспитания
Содержание 3 1.Средства и методы физического воспитания.
2.Принципы физического воспитания детей.
1 Практические занятия 1
1
1. Выделение основы техники, главного звена техники, деталей техники в физических упражнениях.
2.Особенности реализации принципов физического воспитания в начальных классах Тема 2.2. Техника выполнения физических упражнений учащихся начальных классов
Содержание 13 1.Виды физических упражнений в начальных классах 1 Практические занятия 1
2
1
1
1
2
1
1
2
1.Совершенствование организации и выполнения строевых действий, выработка командного голоса.
2. Методика составления и проведения комплекса ОРУ на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста.
3.Опробирование студентами программных видов лазания и ползания и разбор их техники.
4.Методика упражнений для развития у детей чувство равновесия.
5. Техника организации и проведения подвижных игр с целью решения различных педагогических задач.
6. Техника выполнения элементов спортивных игр в начальной школе.
7. Техника выполнения прыжковых упражнений.
8. Техника выполнения различных видов метания.
9. Техника выполнения различных комплексов степ-аэробики, фитбола, фитнеса, стрейч-аэробики. Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
1. Составление картотеки подвижных игр.
2. Составление движений базовой аэробики (степ-аэробики).
3. Составление движений базовой аэробики (фитбол).
4. Составление движений базовой аэробики (стрейч-аэробики). 20
5
5
5
5
5
Примерная тематика домашних заданий
1. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений для мышц верхнего плечевого пояса.
2. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений для мышц брюшного пресса.
3. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений для мышц ног.
4. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений на тренажёрах.
5. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений утренней гимнастики.
6. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой.
7. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений с мячом
8. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений со скакалкой.
9. Разработка комплексов общеразвивающих упражнений с обручем.
Всего 126 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы МДК предполагает наличие учебных кабинетов
Теории и методики физического воспитания с практикумом.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочий стол преподавателя;
- учебные столы студентов;
- стулья;
- доска.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- магнитофон;
- мячи (резиновые);
- скакалки;
- скамейки;
- обручи;
- гимнастическое бревно;
- козел и мостик;
- гимнастические маты.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную
практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Лях В.И. Физичекая культура 1-4 класс: учебник. – М: «Просвещение».- 2014.
3.Торочкова Т.Ю., Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник. – М:. «Академия».-2014
Дополнительные источники:
1. Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки 1-4 класс. – «Вако». 2015. – 256с.
2. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. – М.: Изд.центр «Академия». – 2005. – 272 с.
3. Туманян Т.С. ЗОЖ и физическое совершенство: учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд.центр «Академия».- 2006. – 336 с.
4. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Изд.центр «Академия».– 2002.– 160 с. 5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. – М.: Изд.центр «Академия». 2006. – 520 с.
6. Павлов И.Б. и др. Гимнастика: учебник. – М.: Изд. «Феникс».-2011.– 336 с
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ. высш. уч. зав. – М.: Изд.центр «Академия». – 2007.- 480 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ. высш. уч. зав. – М.: Изд.центр «Академия».- 2007. – 144 с.
Интернет ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации: Web: http://minstm.gov.ru.
2. Федеральный портал «Российское образование»: Web: http://www.edu.ru.
3. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации профессионального модуля ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» являются теоретические и практические занятия, лабораторные работы (по усмотрению образовательного учреждения), учебная и производственная практики. При этом необходимым условием организации теоретических занятий является проблемность, практико-ориентированность изложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия рекомендуется проводить в виде семинаров, практикумов по решению практико-ориентированных задач. После изучение МДК начинается практика пробных уроков по физической культуре в начальной школе. Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельная работа студентов, которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованной аудиторной или внеаудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточный спектр примерных заданий для самостоятельной работы, предлагаемые основные и дополнительные информационные источники существенно расширяют подготовку студента к практическим занятиям, а также могут быть включены в содержание учебной практики.
В период освоения МДК для студентов организуются консультации: групповые, индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.
В конце изучение МДК проводится зачет, который состоит из трех заданий (ответы на вопросы, разработка технологической карты урока, презентация Портфолио).
Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение учебных дисциплин таких, как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении. Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки Анализирует учебно-тематические планы и процесс обучения по всем учебным предметам начальной школы, разрабатывает предложения по его совершенствованию Разработка технологических карт и конструктов урока.
Экспертная оценка конструкта урока и
технологических карт.
Определяет цели и задачи уроков по всем учебным предметам начальной школы с учетом особенностей возраста, класса, отдельных обучающихся Определяет цели и задачи уроков по всем учебным предметам начальной школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами Осуществляет планирование уроков по всем учебным предметам начальной школы Планирует работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями Планирует коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении ПК 1.2. Проводить уроки Проводит уроки по всем учебным предметам начальной школы Наблюдение и экспертная оценка проведенного урока с точки зрения полученных результатов:
личностных, метапредметных, предметных в ходе собеседования
Использует различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам Применяет приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений Соблюдает технику безопасности на занятиях Проводит работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями Проводит коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения Проводит диагностику и оценку учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся, выставляет отметку Экспертная оценка проведенного урока с точки зрения целесообразности применения разных форм, видов и методов контроля; отобранных контрольно-измерительных материалов
Составляет педагогическую характеристику обучающегося Осуществляет отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов Интерпретирует результаты диагностики учебных достижений обучающихся ПК 1.4. Анализировать уроки Осуществляет наблюдение и анализ уроков Анализ урока с точки зрения полученных результатов: личностных, метапредметных, предметных в ходе собеседования.
Анализ рефлексивного дневника студента
Осуществляет самоанализ и самоконтроль уроков Обсуждает отдельные уроки в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями Определяет направления коррекции и формулирует предложения по совершенствованию процесса обучения ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования Оформляет учебную документацию Проведение практического занятия по оформлению учебной документации
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся Обоснованность выбора учебно - методического
комплекта;
Практические задания
Терминологический диктант
Экспертная оценка
при прохождении практики
Соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям нормативных документов и современным тенденциям в сфере образования ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду Соблюдение педагогических, гигиенических,
специальных требований при моделировании и создании
предметно Практические задания
Экспертная
оценка при прохождении
практики
Практический контроль
Комбинированный контроль
Развивающей среды кабинета начальных
классов с
учетом реализуемой программы начального
общего образования и вида образовательного учреждения,
особенностей класса и отдельных учащихся
Обоснованность выбора средств при создании предметно
-развивающей среды в кабинете ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов Аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа
и анализа деятельности других педагогов Практические задания
Экспертная
оценка при прохождении
практики
Практический контроль
Комбинированный контроль
Полнота анализа (самоанализа) педагогического опыта и
образовательных технологий в области начального
общего образования, обоснованность выводов Ясность и аргументированность изложения собственного
мнения Соблюдение этических норм при анализе и оценке
педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования
Демонстрация способов обобщения, представления и
распространения педагогического опыта ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений Соответствие педагогических разработок (отчеты,
рефераты) установленным требованиям
Практические задания
Экспертная
оценка при прохождении
практики
Практический контроль
Комбинированный контроль
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования Обоснованность (правильность) выбора содержания,
методов исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Практические задания
Экспертная
оценка при прохождении
практики
Практический контроль
Комбинированный контроль
Соблюдение методических рекомендаций при
выполнении проекта и исследовательской работы
правильность оформления
проекта, исследовательской
работы результативность участия в исследовательской и
проектной деятельности в области начального общего
образования Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Проявление индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе освоения профессии Выполнение тестовых заданий второго уровня, выполнение творческих работ
Демонстрация интереса к содержанию профессиональных знаний Демонстрация интереса к применению приобретенных профессиональных знаний на практике Демонстрация интереса к получению знаний в результате практической деятельности, теоретическому осмыслению ее результатов. Демонстрация мотивационно-ценностного отношения к содержанию профессионального обучения Теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности Участие в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях Проведение профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач Выполнение тестовых заданий второго уровня, выполнение творческих работ
Эффективное и качественное выполнение профессиональных задач ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Выявление (распознавание) проблемы, определение возможных причин проблем Выполнение тестовых заданий второго уровня, выполнение творческих работ
Нахождение оптимального решения нестандартной ситуации Реализация принятого решения Проявление осознанной готовности к работе в условиях неопределенности Демонстрация способности к выполнению операции оценки рисков Инициирует действия, задает ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Определение направления поиска необходимой информации Устный зачет
Собеседование
Фильтрация потока информации: эффективное распознавание проблемы, отбор нужных данных, вычленение значимой информации Владение основными способами поиска информации Использование различных информационных ресурсов Сбор важной информации в процессе устного общения и «активного» слушания Анализ информации на основе критического мышления Оценивание необходимости той или иной информации для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Демонстрация целостного представления о целесообразности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя Устный зачет
Собеседование
Проектирование способов решения профессиональных задач с использованием средств информационно-коммуникационных технологий Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий Проектирование внеклассного занятия с использованием интерактивных технологий ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
Демонстрация знания методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Экспертная оценка при защите творческих проектов
Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Владение профессиональной лексикой Соблюдение субординационных отношений Продуктивное взаимодействие с членами группы (команды), решающей общую задачу Построение продуктивного процесса общения, толерантное восприятие позиции субъекта взаимодействия Использование делового стиля общения с готовностью принимает решения, высказывает свое мнение, осуществляет действия и берет на себя обязательства Демонстрация партнерских отношений внутри группы, колледжа, с преподавателями, за пределами колледжа соотносит свои устремления с интересами других людей и социальных групп привлекает других субъектов образовательного процесса к решению поставленных задач ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Выявление и использование в работе различных приемов мотивации учащихся Экспертная оценка совместных проектов
Организация деятельности учащихся
с учетом их интересов и возможностей Проектирование совместной деятельности родителей и учащихся ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Выявление пробелов в своих образовательных достижениях Собеседование
Деловая игра
Грамотно формулировать образовательные и информационные запросы Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности Тестирование
Демонстрация знания в области нормативных документов РФ, областного и местного уровня Демонстрация умения проектирования целей в соответствии нормативных документов и программы развития образовательного учреждения Поиск и реализация в образовательном процессе новые формы и способы организации учебной деятельности учащимся начальной школы ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Демонстрация знания о здоровьесберегающих технологиях Собеседование
Защита плана работы учителя
Планирование деятельности учащихся в соответствии требованиям по охране здоровья Организация профилактических мероприятий в классе Проведение мероприятий по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих Демонстрация знания о педагогической профессии Защита портфолио
Проявление устойчивого интереса к педагогическим проблемам Планирование деятельности в соответствии с нормативными документами