Конспект урока по окружающему миру ПНШ Почва.Состав почвы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя образовательная школа № 2»
Бийского района Алтайского края

Разработка урока-исследования по окружающему миру
3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва и ее состав»


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Урок разработала: Кузьмина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ
«Первомайская СОШ № 2»

2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Тема
Почва и ее состав.

Цель
Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве и ее составе.

Задачи
Образовательная:
сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая:
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.


Основное содержание темы, термины и понятия
Представление о почве, её составе.
Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли.

Планируемый результат
Предметные умения
УУД


Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.
Личностные:
-самоанализ и самоконтроль результата;
-самоопределение;
-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


Организация пространства

Межпредметные связи
Формы работы
Оборудование для практической работы.
Ресурсы методическое обеспечение


Литературное чтение
Технология
Изобразительное искусство
ОБЖ
Фронтальная
В парах
Индивидуальная работа
Практическая работа
ПК, мультимедийный проектор.
Лупа, стаканы с водой, салфетки.



-Учебник – О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. Окружающий мир 3 класс, ч.2, стр. 35-38,
-Рабочая тетрадь по окружающему миру - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. ч.2, стр.12-14.
- Методическое пособие О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царева, Москва Академкнига/Учебник 2012 «Окружающий мир», 3 класс.
- Интернет-ресурсы.
- Презентация.






Этап урока
Деятельность учителя
Характеристика
деятельности учащихся
УУД

I этап.
Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Почва и ее состав»

Организационная минутка (эмоциональный настрой)
- Ребята, на партах у вас лежат маршрутные листы и в ходе нашей работы, не забывайте оценивать себя.
Актуализация знаний
- Посмотрите на слайд и назовите данные предметы одним словом? (Слайд 2)
- А теперь мы проверим - на сколько хорошо вы усвоили полезные ископаемые?
Выполним тест (Приложение 1)
- Теперь поменяемся тестами и проверим.
- Не забывайте себя оценивать.
Проблемная ситуация
- Ребята, а сейчас послушайте внимательно рассказ, который называется «Чудесная кладовая»
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М.Ильин) (Слайд 3)
- Какое чудо происходит в кладовой?
б) Определяется тема урока; постановка задач урока.
- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)
Приложение 2

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)
2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)
3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)
4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)
5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)
- Как называется кладовая? (Почва) (Слайд 4-5)



Смотрят и называют (Полезные ископаемые)


Меняются тестами и проверяют.
Оценивают работу друг друга.













Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.













Учащиеся путём работы в группе отгадывают кроссворд
Личностные:
Самоопределение
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.







Личностные:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные:
- формирование умения общаться в группе.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы


II этап.
Учебно-познавательная деятельность
Цель – вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Постановка темы и целей занятия.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Почва и ее состав)
- Как вы понимаете это слово? (Почва – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь).(Слайд 6)
- А что такое почва? (Кластер)
- Как вы думаете, а что мы с вами узнаем о почве? (Свойства почвы, что растения получают из почвы)
- Какие задачи мы будем решать? (Узнаем состав почвы, к живой или неживой природе относится почва, как повышают плодородие почвы). ( Слайд 7)
- А теперь посмотрите на слайд? (Слайд 8)Что вы видите? (слой земли).
- Как называется верхний слой земли? (почва, плодородный слой земли)
- Как вы понимаете слово плодородие? (в этом слое содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений, без которых не бывает плодов). (Слайд 9)
- Посмотрите это значение в толковом словаре?
- Как вы считаете, нужен растениям плодородный слой? (да)
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания кроссворда формулируют тему урока, отвечают на поставленные вопросы.
Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:
- мотивация и познавательный интерес к новому материалу.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность
·к самоорганизации в решении учебной задачи


Изучение нового материала. Практическая работа.
- Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы)
- А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам сегодня побыть юными исследователями? Вы согласны? Тогда я буду вашим научным руководителем. ( Слайд 10)
Приступим.
- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)
- Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)
- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?
Инструктаж по ТБ (Приложение 3)
- Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (при помощи лупы посмотрим, что есть в почве). (Слайд 11)
- Что вы заметили? Сделайте вывод. (В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых).
- Прочитайте инструкцию ко второму опыту. Что будем здесь делать?
( берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)
- Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух). (Слайд 12)
- Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.
- Прочитайте инструкцию к третьему опыту. Как будете выполнять опыт?
(возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.) (Слайд 13)
Что вы увидели на бумаге? (В почве в есть вода).
- Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.
Четвертый опыт
Почву серого цвета (нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. (Вывод - в почве есть глина и песок.)( Слайд 14-15)
Каждый вывод фиксируется в листе наблюдения.
- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).( Слайд 16)
Сравните их с выводами в учебнике на стр. 37 нижний абзац.
- Хорошо! Оцените свою практическую деятельность.
(Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.)
Физическая минутка. (Приложение 4)
Итог урока.
- Как вы думаете почва относится к живой или неживой природе? (к живой)
- А вот некоторые ученые считают, что почву нельзя отнести только к живой или только к неживой.
- Для этого найдите ответ на стр. 38 верхний абзац.
-Каковы же свойства почвы? ( Слайд 17)
- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему кластеру. В начале урока наше представление о почве было таким.
В ходе нашего исследование мы узнали много нового и интересного. Давайте исправим и дополним кластер нашими выводами о почве.

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в листе наблюдений, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют листы самооценки.











Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в группе.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

IV этап.
Рефлексия деятельности
Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний



- Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к нужной для вас шкале.
- не всё получилось, буду
стараться
- справился не со всем,
надо доработать
-всё получилось
замечательно, смогу сам
-Достигли ли мы цели урока?
-Что нового вы узнали на нашем уроке?
-Что было самым интересным?
-Какое значение для живой природы имеет почва?
-Какой вид работы на уроке вам понравился?
-О чем бы вы рассказали сегодня дома?
-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!
Дети проводят самооценку по шкале,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни.
Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Vэтап.
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

- Итак, домашнее задание. В рабочей тетради стр.12-14. , Учебник стр.35-38. И творческое задание, можете подготовить доклад на тему «Что растения получают из почвы?»
Дети записывают домашнее задание.
Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.






Приложение 1
Тест «Как разрушаются камни»
1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?
a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;
b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;
c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.
2. Что происходит с камнями при нагревании?
a) Камни при нагревании расширяются;
b) Камни при нагревании сжимаются;
c) С камнями при нагревании ничего не происходит.
3. За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?
a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;
b) За счет остывания скал, камней по ночам;
c) За счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
a) Животные;
b) Растения;
c) Грибы и микробы
5. Что образуется при разрушении скал, камней?
a) Песок и глина
b) Мрамор и гранит;
c) Вода и газ.




Приложение 2








Приложение 3
Требования безопасности во время занятий

Выполнять все действия только по указанию учителя.
Пользоваться только исправным оборудованием.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.
При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.
Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.








Приложение 4
Физ.минутка «САДОВНИК»
Мы вчера в саду гуляли,
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Дети шагают на месте.
Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.
Движение правой рукой вверх-вниз.
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом друг к другу.
Ведут диалог.
На каждое название фруктов загибают по одному пальцу
на обеих руках, начиная с больших.

















Рисунок 115