Разработка урока по познанию мира на тему Почва. Свойства почвы 
Познание мира
Сабақтың барысы
1.Организационный момент.
 Психологический настрой.
 Сәлеметсіз бе.
Hello!
-Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое,доброе,чуточку нежное.
-Здравствуйте!
-Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Возьмитесь в группе  за руки, улыбнитесь друг другу , улыбнитесь нашим гостям и улыбнитесь мне,  а я желаю вам  плодотворной работы на уроке.
Работать мы сегодня будем в  группах .Правила работы в группах:
оперативно
тихо
уважать мнение своего товарища.
2. Проверка домашнего задания.  (Взаимопроверка)
Сейчас  я предлагаю  проверить домашнее задание с помощью  тестирования. Найдите  у себя на столе тест  и подпишите.  А наше тестирование будет по прошедшей теме  «Вода»
Критерии оценивания:
«5»-  10-9
«4»-8-6
«3»-5-4
«2»-4-0  
Кто получил   «5», «4»,  «3»  поднимите руки.
3.Вызов. Мозговой штурм.
Ребята к нам прилетела Тетушка Сова.  Она пришла к нам на урок со свои заданием.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее  весной мешок зерна, а осенью  смотришь- вместо  одного мешка-двадцать. Ведро картошки  в чудесной кладовой превращается  в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, морковки. Сказка это или не сказка?
Существует ли такая чудесная кладовая? (ответы детей)
-Такая чудесная кладовая действительно есть.  Это земля.
 (Земля)  на каз.анг.яз.   Жер.  Land
А что такое земля?
-Какие  у вас возникают ассоциации,  когда вы слышите слова «Земля»?
(Дети пишут на лучиках и приклеивают к солнышку).
У слова « земля» есть несколько значений. 
-Две картинки  слова «Земля» на доске как планета и как почва.
Земля- название  нашей планеты, на которой мы живем.
Земля на которой растут  растения, называется почвой.
4. Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете какова тема нашего урока?
Тема: Почва.  Свойства  почвы.
-Ребята, а что вы знаете о почве?
Знаю Хочу узнать Узнал
 Запишите в первую колонку все ,что вы знаете о почве.  Во вторую что вы хотите узнать.
Обсуждение в группе и ответ от каждой группы  но не повторяясь.
- В конце урока   вы будите:
знать, что такое почва, важность почвы в природе и жизни человека;
знать  ее состав ,свойства почвы;
уметь находить по тексту  ключевые слова  по теме, делиться мнениями.
5.Просмотр видеоролика.
Вопросы по фильму.
1группа.Закончи  предложение.
Почва  -это верхний……………
2группа.С каким ученым встретился наш герой?
А )с ученым который изучал воду;
Б) с ученым который изучал строение земли;
В)с ученым который изучал  строение  солнца;
3группа.Закончи предложение.
В почве   находятся  корни…………
4группа.Что необходимо для роста растений?
А)песок
Б)глина
В)воздух, вода, перегной, минеральные соли;
6. Работа с учебником.
А)Чтение текста
1абзац-ключевые слова;
2абзац-ключевые слова;
3абзац-ключевые слова;
4группа-должна соотнести слово с картинкой.
Б)Рассматривание видов почв в учебнике и на столе.
-Ребята перед вами лежат виды почв.  Внимательно рассмотрите  ее и скажите, что вы в ней видите?
7.  Практическая часть.
-Сегодня мы свами превратимся в маленьких  ученых и проделаем несколько опытов.
-Кто такие ученые?( Это люди  которые изучают  разные науки. Это очень тяжелый труд.  И поэтому перед тяжелой работай надо немного отдохнуть)Физминутка8. Работа в группах.
-Ребята в любой   научной   лаборатории очень важно  соблюдать правила техники безопасности. Все работы будем проводить аккуратно , ничего нюхать и пробовать на вкус нельзя.
Наш с вами успех  - это ваша безопастнось.
Группа 1.
Бросьте комочек почвы в воду
Что произошло в стакане?
Что вы видите на дне стакана?
Запишите вывод. Вывод: В почве есть песок, глина
  Вода в стакане стала  мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. 
Группа 2.
Возьмите бумажную салфетку
Положите на нее немного почвы
Сильно сожмите
Стряхните  почву в лоток. 
Что осталось на салфетке?  Запишите вывод. Вывод: В почве есть вода
( Влажное  пятно.  В почве  есть  вода.)Группа 3.
Возьмите  стакан с водой
Опустите туда комочек почвы
Запишите, что вы видите и сделайте вывод?  Вывод: В почве есть воздух.
 (Из почвы идут  пузырьки.  В почве есть воздух).Группа 4. 
 Возьмите почву. Положите на стёклышко.
Рассмотрите  почву под микроскопом. Что заметили?
Что еще входит в состав почвы?
Запишите вывод Вывод: останки животных, корни растений, песок
(листья, остатки  насекомых, песок, трава) 
9.Закрепление знаний.
- Сегодня были научными сотрудниками. Нашли ответы на все вопросы, которые поставили себе.  Мини-отчёт.
Что такое почва? 
Почва – это
А)глина,вода,камни;
Б) песок,вода,воздух,растения;
В) верхний слой земли
Главное свойство почвы? 
Главное свойство почвы – это 
А)наличие воды;
Б) плодородие
В)наличие  воздуха;
Что не  входит в состав почвы?
А)молоко
Б) чернозём
В)песок
Дети сами себя оценивают ответив на вопросы.
Давайте теперь поработаем самостоятельно и  снова возьмем листочки, которые вы положили на край парты и  заполним колонку «Узнал» письменно ответим на вопросы.
10Домашнее задание:. Стр. 38-41  читать и придумать 3 пословицы  о земле.
Оценщики  оцените работу своей  группы.  Кто с вашей группы  работал сегодня очень хорошо.
11. Рефлексия.
Какие цели ставили в начале урока?  На все ли вопросы мы с вами нашли ответ? Понравился ли вам урок? 
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
•      Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – красное  яблоко.
•      Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтое  яблоко.
•      Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленое яблоко.
Всем спасибо за хорошую работу.