Разработка урока по робототехнике Введение в курс Робототехника: основы, области применения, виды. (5 класс)


Дисциплина: Робототехника. Учитель: Скирда Татьяна Ивановна. Класс: 8 Дата:
Урок № 1.1Тема занятия: Введение в курс Робототехника: основы, области применения, виды.
Общие цели: Изучение основ робототехники, объяснение, что такое робот, рассмотрение разновидностей роботов и области их применения. Ознакомление с техническими достижениями человечества.
Задачи урока: Образовательная: объяснить, что такое робот, рассмотреть разновидности роботов и области их применения.
Развивающая: развивать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству, к поиску новых рациональных приемов труда, к внедрению теории в практику.  
Ожидаемый результат: Учащиеся будут знать:
Определение Робототехника.
Современное состояние и перспективы развития образовательной робототехники в школе как интегративной учебной дисциплины, ее место и роль в системе общего образования.
Области применения робототехники.
Технические достижения человечества.
Учащиеся будут уметь:
Объяснять, что такое Робот и Робототехника.
Различать разновидности роботов.
Анализировать цели и содержание курсов образовательной робототехники, информатики, физики, технологии и предпринимательства для разных ступеней образования.
Ключевые идеи: Развитие критического мышления на уроках робототехники.
Формирование исследовательских навыков: распознать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Межпредметная связь: Интеграция урока робототехника с уроком физика и информатика.
План занятия:
№ Этапы урока, время Цель Деятельность учителя Деятельность учеников Формативное оценивание
1. Организационный момент. Приветствие, деление на группы, создание правил работы в группе.  (5 мин).  Создание коллаборативной среды.
 
 
  Приветствие учащихся. Ребята кто рад видеть нас всех вместе хлопните в ладоши, кто пришел получить много знаний – хлопните дважды, кто пришел поспать – хлопните трижды.
Просить учащихся, кто любит время года зима встать справа, кто лют время года весна – встать слева, лето – встать по центру класса. Тем самым формируются группы. Предлагает подумать и записать общие правила работы в группе. Указывает на то, что данных правил будем придерживаться работая на каждом уроке. Знакомит с оценочным листом. Учащиеся выполняют установку учителя.
Учащиеся активно обсуждают и вырабатывают правила работы в группе, записывают их на флипчарте. После общего обсуждения ученики представляют 6 – 8 правил.
Правила работы в группе:
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки. Проводим анализ готовности учащихся к совместному труду устно.
2. Стадия вызова. Целеполагание. (3 мин). Определить тему и цель урока. Раздает различные карточки и просит сответить на вопрос: Что общего между ними? (современный: смартфон, телевизор, пылесос, автомобиль, мультиварка, мясорубка, соковыжималка, автомобиль, холодильник). Можно ли их назвать роботом? О чем сегодня на уроке пойдет речь? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке запишите на стикерах. Учащиеся анализируют и делают умозаключение, что в них заложена программа и следовательно их можно назвать роботами. Оставляют стикеры на столах.
Устная похвала учителя.
3. Стадия осмысления. Изучении новой темы: исследовательская и диалоговая работа в группе. (22 мин).  Формировать исследовательские навыки: умение распознать, сравнить, анализировать, делать выводы.
 
 
 
 
  Задает вопросы и корректирует ответы учащихся:
- Так, что же такое робот?
Просит обратить внимание на доску для сравнения ответа команд с правильным ответом.
Роботами мы называем устройства, которые имеют определенную программу действий и какой-то конечный набор функций.
Предлагает поработать с поисковой системой Google и найти ответ на такой вопросы: - Какое же значение имеет слово «РОБОТ» и каково его происхождение? Зачем нужны роботы?
Робот (от чешского robota — подневольный труд, rob — раб) - автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма.
Роботы нужны для:
работы в темных, грязных, опасных, и труднодоступных местах.
выполнения повторяющихся действий.
выполнения задач требующих очень большой точности.
повышения производительности на заводах и фабриках.
Подводит к тому, что учащиеся могут ответить на вопрос: Как называется наука, которая работает с роботами?
Робототехника – это междисциплинарная область с элементами дисциплин механической, электрической и компьютерной инженерии, которые направлены на дизайн, структуру, работу и применение роботов.
Дает задание группам и критерии оценивания. Четкость – 5 баллов, эстетичность в оформлении – 5 баллов, содержательность – 5 баллов,
ответы на вопросы (по одному от каждой группы) – 5 баллов.
Наблюдает за процессом исследовательской работы учащихся, консультирует группы, если возникли спорные вопросы.
1 группа: Создать  постер на тему «Разновидности роботов».
2 группа: Создать презентацию на тему «Достижения человечества».
3 группа:  Создать кластер на тему «Области применения роботов». Учащиеся обсуждают в группах и спикер озвучивает ответ команды.
Записывают определения в тетрадях.
Создают постер, презентацию и кластер  с учетом критериев оценивания. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Взаимооценка групп в устной форме.
4. Защита работ.
(6 мин).  Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Предлагаю группам выбрать и подготовить спикера, затем разместив постер, кластер на доске, презентацию на экран и защитить. Корректирует в спорных вопросах. Учащиеся выбирают спикера, подготавливают его к защите, защищают свою работу. Свободная группа задает вопросы и оценивает работу своих одноклассников. Комментарии к ответам учащихся. Взаимооценивание групп по критериям.
5. Обобщение. Мозговой штурм. (5 мин). Определить уровень понимания изученного материала. Мозговой штурм: Каждая команда задает по два вопроса.
Отвечают на вопросы команд. Критерии оценивания мозгового штурма: за каждый правильный ответ 1 балл.
6. Оценивание. (1 мин).
  Провести оценивание работы учащихся.  Суммативно оцениваю по результатам самооценки учащихся. Подсчитывают итоговую оценку и заносят в оценочный лист. Учащиеся воспринимают анализ их работы и оценку. И.О.= (И.О. – итоговая оценка, СО – стадия осмысления, МШ – мозговой штурм).
10 баллов – оценка 5, 8 – 9 баллов оценка – 4,
6-7 баллов оценка – 3,
менее 6 баллов – нужно поработать. Выставление отметок в дневники и в классный журнал.
6.
  Домашнее задание. (1 мин).
  Развивать интеллектуальные способности учащихся. Учитель выдает домашнее задание: Найти информацию о международных соревнованиях по робототехнике. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.  
7. Рефлексия на стикерах. (2 мин).
Получить обратную связь. Учащиеся отмечают на стикерах галочкой те вопросы, на которые они получили ответы на уроке, вывешиваю на афишу. Предлагаю учащимся ответить на вопросы:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось… Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя процесс своей работы. Ресурсы: Презентация к уроку, раздаточный материал.