Открытый урок по познанию мира на тему Почва. Состав и свойства почвы (3 класс)
Министерство образования и науки РК
Тема работы: «Почва. Состав и свойства почвы».
Данные об авторе: Кажыбек Мадина Серикказыевна
должность - учитель начальных классов
стаж - 6 лет 6 месяцев
категория - II категория
III уровень.Преподаваемый предмет: познание мира.
КГУ «СОШ № 10»
Г. Семей – 2016
Пояснительная записка
Данный урок предназначен для учителей начальных классов.
Предмет: познание мира (3 класс).
Тема урока: «Почва. Состав и свойства почвы»,
Место урока в учебном процессе: раздел «Горные породы и полезные ископаемые» (7 часов).
Тип урока: исследование.
Цели урока:
1.Предметные:
- познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
2.Метапредметные:
-формирование умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формировать умение работать с учебником.
3.Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать толерантность,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-формировать экологическое мировоззрение
УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах
Урок составлен на основе следующих документов: учебной программы начального уровня образования 2013 года; инструктивно – методического письма за 2015 – 2016 учебный год»; календарно – тематического планирования; учебника по познанию мира для 3 класса, (Алматы кітап баспасы).
Он знакомит учащихся с понятием «почва», её свойствами и роли в экосистеме. Развивает у учащихся умение сравнивать, анализировать, наблюдать, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширяет и углубляет знания по данной теме. Воспитывает умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам. Использование ИКТ позволяет педагогам провести урок интересно и увлекательно.
Этапы урока:
Мобилизующее начало (организационный момент)
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Определение темы, цели и задач урока
Актуализация знаний учащихся:
Опорные слова
Работа с текстом
Проблемные вопросы
Изучение нового материала:
Составление кластера учащимися в группе
Практическая работа (опыты)
Работа с тезисами по теме урока
Закрепление в парной работе (взаимопроверка)
Рефлексия деятельности
Домашнее задание
Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (опыты). Технологии: здоровьесберегающая технология (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление кластеров, схем, опыты, ); технологии проблемного обучения.Источники, оснащение и оборудование: методическое руководство, интернет ресурсы, учебник познания мира за 3 класс, тесты с домашним заданием, листы оценивания, опорные слова, листы А4, стикеры, тесты на закрепление новой темы, почва, стаканы с водой, бумажный фильтр; ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, видеоролик с зарядкой.
Выводы: развивающий урок – это урок, который мы ведем совместно с детьми. Идти следует, как правило, «от ученика». Не следует бояться ошибок детей, ошибка - находка для учителя. Не нужно спешить реагировать на высказывания детей, всегда следует дождаться реакции самих детей. Выдерживать, где это необходимо, паузу. Доверять силам детей, не выполнять задания за них.
Наименование занятия Познание мира. Почва. Состав и свойства почвы (3 класс).
Общая цель
Познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
Результаты обучения для учителей Сформированы представления о почве, ее составе и свойствах. Узнали понятие “почва”, состав почвы и ее главное отличие от горных пород – плодородием.
Основные идеи, отработанные на занятии Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Источники, оснащение и оборудование: Методическое руководство, интернет ресурсы, учебник познания мира за 3 класс, тесты с домашним заданием, листы оценивания, опорные слова, листы А4, стикеры, тесты на закрепление новой темы, почва, стаканы с водой, бумажный фильтр; ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, видеоролик с зарядкой.
Используемые модули НП, ОКМ, ПОВО, ОТиО, ОдО и ОО, УиЛО, ИКТ.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организацион
ный момент Приветствие учащихся:
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать.
Деление на группы:
Ребята, сейчас я предлагаю вам взять из этого мешочка одну фигуру и сесть за тот стол, где лежит такая же фигурка. Таким образом вы поделитесь на группы (4 группы по 5, 1 группа по 4 человека).
1 минута вам на распределение обязанностей в группе.
Проверка домашнего задания:
Сейчас предлагаю проверить домашнее задание с помощью тестирования. Найдите у себя на столах тест и подпишите, 3 минуты на выполнение задания (взаимопроверка). Становятся в круг и приветствуют друг друга.
Делятся на группы по 5 человек;
3.
- выполняют задание;
- проверяют работы друг друга и исправляют ошибки.
Определение
темы, цели и
задач урока Найдите у себя на столах листы самооценивания и подпишите их. С ними мы будем работать в течение всего урока.
Обратите внимание на экран и попробуйте отгадать загадку (земля) слайд 1;
Правильно, Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) Слайд 2
Земля-кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все ископаемые, нужные для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
- Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)
- Почему я так продолжила наш урок? (Дети определяют тему урока.) Слайд 3
- А чему мы можем научиться на этом уроке? (Дети ставят задачи урока) Слайд 4 Подписывают листы самооценивания;
Отгадывают загадку;
Слушают учителя;
Разгадывают ребус, пытаются определить тему и цель и задачи урока;
Актуализация знаний учащихся Опорные слова:
Почва
Перегной
Плодородие
Чернозем
Солончак
Работа с текстом (5 мин)
Проблемные вопросы:
Что такое почва?
Что входит в состав почвы?
Источником чего является почва для растений и животных?
Кто обитает в почве?
Какова роль животных, которые обитают в почве?
Чем они становятся, погибая в почве?
Какие мельчайшие организмы обитают в почве?
Что такое минеральные соли?
Какова роль минеральных солей?
Как вы понимаете слово плодородие?
От чего оно зависит?
Что такое чернозем?
Что такое солончак?
Как он образуется?
Чем разрушается почва?
Какова роль растений для почвы?
Почему почву необходимо удобрять?
Физминутка
Работают с опорными словами в тетради;
Читают текст, пытаются ответить на вопросы по содержанию и сделать общий вывод.
Изучение нового материала
Групповая работа:
Задание: составить в течение 2 минут кластер «Состав почвы»;
Давайте послушаем о том , как по мнению ученых, происходит круговорот веществ в природе (ученик);
Практическая работа:
Сейчас на примере нескольких опытов мы докажем некоторые свойства почвы.
Опыт № 1.
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки). – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт № 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем. (на столе) – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно) – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве) – Сделайте вывод. (В почве есть вода).
Опыт № 3.
А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.– Какая стала вода? (Мутная). – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых) – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина) – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина).
Опорные слова – подведение итогов;
Закрепление в парной работе. Составляют кластер в группе;
Слушают доклад;
Проводят исследование, сравнивают и приходят к общему выводу.
Обобщают материал;
Отвечают на вопросы в парах.
Домашнее задание На выбор учащихся:
Пересказ
Сообщение
Кроссворд
Рисунок «Береги почву» Записывают домашнее задание в дневники
Подведение итогов иурока Рефлексия:
1) Что я нового узнал на уроке?
2) Чему научился?
3) Что больше всего понравилось?
2. Подведение итогов:
- Найдите на листе оценивания круг:
закрасьте его зеленым цветом, если урок был легким и вы справились с заданиями без затруднений;
желтым цветом, если вы столкнулись с трудностями, но все же справились;
красным цветом, если урок был очень трудным и вы не справились.
Делают анализ своей продланной работы на уроке;
Оценивают свою работу на уроке.
Приложение 1
Закрепление пройденного материала
Тест «Полезные ископаемые».
1.Где находятся горные породы?
А) на поверхности земли или под землей;
Б) под водой;
В) на песке.
2. Гранит, известняк, каменный уголь – это ....
А) жидкие породы;
Б) плотные породы;
В) рыхлые породы.
3. На сколько групп делятся полезные ископаемые?
А) 3 Б) 5 В) 2
4. Главное свойство горючих полезных ископаемых – это ...
А) способность сокращаться;
Б) способность замерзать;
В) способность гореть.
5. Какой металл используют при изготовлении телевизоров и телефонов?
А) медь;Б) золото; В) железо.
Доклад ученицы:
«Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе».
Приложение 2
Лист самооценивания на тему «Почва»
Фамилия ________________________________________
Тест Ответы на вопросы Кластер Опыты Закрепление Рефлексия Оценка
18415014986000 Закрепление нового материала по теме «Почва»
1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью - плодородие
2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы - почва
3. Основное свойство почвы – чернозём
4. Самая богатая перегноем почва – перегной
5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве – песок, глина, вода, воздух, перегной, соли
Опорные слова:
Почва
Перегной
Плодородие
Чернозем
Солончак
Рефлексивные записи по проведенному уроку
Составление кластера в группе Защита кластера спикерами
373380034925004381510731500
Практическая деятельность (опыты)
33007301758950010350513525500
31680153435350012954034353500 Работа с учебником Доклад ученицы
-381036576000339661529845000Работа в парах Динамическая пауза
Использование ИКТ на уроке
2959735184150007239018415000
28194036322000Связь с коллегами
291020524892000