Обобщение опыта работы по теме Механизмы реализации ФГОС в УМК Перспективная начальная школа
Стаж моей педагогической деятельности 34 года. Продолжительное время я работала по программе «Школа России». И вот уже четвёртый год веду обучение по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея данного комплекта – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Проработав 4 года, могу с уверенностью сказать, что эта идея может быть полностью реализована любым учителем, работающим по данному УМК, при условии соблюдения принципов, заложенных в УМК и четкого выполнения рекомендаций авторов комплекта. А потенциал у «Перспективной начальной школы» огромный. Считаю также, что УМК «ПНШ» во многом поможет учителю начальной школы в переходе на новые стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к содержанию школьного образования. Спроектированы новые подходы ко всем сферам образовательного процесса. Школа сегодня должна создать условия для роста самосознания, творчества, самостоятельности каждого ученика. Только в этом случае будущий гражданин сможет реализовать свой творческий потенциал в социуме. Поэтому и учителю необходимо менять подходы в своей профессиональной деятельности, не быть просто «урокодателем». Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
На мой взгляд, УМК «Перспективная начальная школа» полностью реализует основные положения и компоненты новых образовательных стандартов, где особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых умений и знаний в реальной жизни. Образовательный процесс в рамках ФГОС ориентируется на развитие творческих способностей, возможностей ребёнка, а также на формирование способности к самообразованию. На первое место выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе, ученик сам ставит цели, достигает их, контролирует результаты. А ведь совсем ещё недавно понятие «учитель выдаёт знания учащимся, а ученики их получают» считалось вполне допустимым. В процессе такого обучения ученик оставался пассивным, выполнял только те действия, которые от него требовал учитель. Засилье репродуктивных методов в школе приводило к тому, что нагружая память ученика, его не научали думать, размышлять, находить решение нестандартных задач и ситуаций. А вот данный комплект как раз и предполагает, что каждый школьник получает возможность не только приобретать общие учебные умения и навыки, но осваивать те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Этому способствуют прежде всего такие особенности УМК:
Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словарь, дает всем школьникам возможность в процессе обучения на начальной ступени приобрести навыки работы со всеми видами словарей;
Условия для формирования первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях (только в учебниках по русскому языку 5 различных словарей), справочниках, каталоге библиотеки; работа с информацией;
В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально созданные для работы с младшими школьниками.
Задания в учебниках и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда;
Наличие тетрадей с практическими заданиями обеспечивает формирование умения практического использования полученных на уроках умений и навыков. Данные тетради используются как на уроке, так и на внеклассных занятиях по математике и окружающему миру.
Эти и не только эти особенности комплекта позволяют в полной мере реализовать в учебном процессе деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС.
Так в чём же заключается суть деятельностного подхода? Это, прежде всего, подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема готовности ученика к самообучению и самовоспитанию. Ребёнок должен научиться сам ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты. Ведь при пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно играя только самому. Только собственное действие ученика может стать основой формирования в будущем его самостоятельности в овладении знаниями. А, значит, образовательная задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия на уроке, которые бы спровоцировали детское действие. Поэтому не случайно авторы комплекта вводят такое понятие - учебная ситуация. Я считаю, что это особая единица учебного процесса, в которой дети и учитель обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют, даже переформулируют. Предлагают что-то своё. Так каким же образом учебные задачи урока перевести в такие ситуации? Я использую такие способы:
Выполнение практических работ и опытов, в том числе на заседаниях клуба «Мы и окружающий мир». (Приложение 1).
Создание эмоциональных ситуаций (прием «яркое пятно»). Например, на уроке литературного чтения прослушивание записи голосов птиц (Приложение 4).
Предъявление противоречивых фактов, теорий. Пример: урок литературного чтения, 2 класс. Тема урока: «О смешном и забавном». (Приложение 5).
Обсуждение жизненных представлений детей и предъявление им в это время научных фактов.
Изучение и сравнение таблиц, диаграмм, алгоритмов. Так, на уроке математики в 4 классе по теме: «Решение задач с помощью диаграмм», учащиеся рассматривали ситуацию - какое количество орехов необходимо их организму, чтобы восполнить количество белка.
В качестве учебной ситуации я применяю и такие приёмы как объяснение прочитанного текста своему товарищу по парте, подготовка и чтение докладов для первоклассников. Причём, обучение написанию докладов, научных сообщений происходит на уроках развития речи. А затем уже учащиеся самостоятельно готовят их для первоклассников. К примеру, на уроках окружающего мира ребята готовят сообщения о родном крае, правилах поведения в лесу, свойствах воды и воздуха и т.д.
Проектируя учебные ситуации, необходимо учитывать:
1.Возраст ученика (учебные ситуации, предлагаемые ученикам 4 класса, могут и должны существенно отличаться от тех, которые используются в учебной деятельности первоклассников, иначе не будет сформирован учебный мотив);
2.Специфику предмета (учебная ситуация в математике будет отличаться от учебной ситуации на уроках чтения в силу того, что отличен учебный материал, содержание предмета);
3. Степень сформированности универсальных учебных действий (решение учебных ситуаций способствует развитию универсальных учебных действий и вместе с тем требует уже сформированных на том или ином уровне умений – коммуникативных, регулятивных и пр.);
Изучаемый учебный материал при деятельностном подходе выступает как материал для создания ситуации, в которой ученик совершает какие – либо действия (работает с литературой, проводит опыты), осваивая характерные для данного урока способы действия, т. е. приобретает какие- либо умения и навыки. Чтобы спроектировать учебную ситуацию на уроке тщательно продумываю цели и задачи, которые должны мотивировать учащихся на активное действие, способствовать, а не вынуждать их выполнять какие- либо задания (к примеру, боясь получить плохую оценку), а побуждать к действию, т.к. выполненная работа, например, пригодится для первоклассников. Например, на уроках окружающего мира ребята готовят доклады на темы: «Как вести себя в лесу». Или «Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах».
Каким же образом выстраивается учебная ситуация? Можно выделить такие этапы:
1.Учебный мотив
2.Принятие решения о выполнении задания
3.Определение цели и задач деятельности
4.Составление плана деятельности
5.Выполнение задания
6.Контроль за выполнением и оценка
Например: 4 класс. Тема урока: «Решение задач по теме: «Когда известен результат разностного сравнения». Мотив - помочь Маше разрезать ленточку в 1метр так, чтобы одна часть была длиннее на 20см. Учебная цель: выяснить, каким образом решить задачу. Следующий этап – составление плана действий. Далее - выполнение задания. Контроль и оценка. Следовательно, учебные действия учащихся на данном этапе урока помогут обеспечить выполнение измерений в каких – либо жизненных ситуациях.
Такой порядок действий, на мой взгляд, эффективен и для создания проектов. Так, в содержании программы по технологии УМК «Перспективная начальная школа» значительное место занимает проектная деятельность, направленная на формирование у младших школьников интереса к трудовой деятельности.
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми сегодня к общему образованию, важнейшей задачей сейчас является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на формирование и реализацию универсальных учебных действий школьниками. Так, например, выполнение заданий типа «Помоги Мише и Маше…», «Ты выполни 1 часть упражнения, а твой товарищ пусть выполняет 2 часть, а затем проверьте друг у друга» и многие другие способствуют формированию личностных УУД.
Считаю, что готовность школьников к реализации регулятивных УУД позволяет мне повышать эффективность моих уроков. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и ставят перед собой учебные задачи, активно формируется умение планировать свою деятельность. И не только планировать. Можно сказать, что ученик осваивает структуру деятельности в целом: постановка цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных приемов и способов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. Использование на уроках материалов Интернет-сайтов, материальных объектов, рисунков, схем, алгоритмов, таблиц способствует успешному формированию познавательных УУД.
Одним из ключевых общеучебных умений, которое успешно присваивается младшими школьниками, обучающимися по данному комплекту, является умение работать с информацией. Это означает способность к передаче, поиску, преобразованию, хранению информации, использованию компьютера; поиску необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Важно, что формирование данных способностей с помощью различных приемов и средств, заложенных в учебниках, начинается с первого класса и продолжается до окончания начальной школы.
Как показала практика преподавания, проблема формирования коммуникативных умений (общение друг с другом в процессе учебного занятия, общение с учителем и взрослыми, участие в дискуссии) успешно решается посредством использования принципиально новой методики проведения урока в рамках УМК «Перспективная начальная школа». В условиях парной (коллективной) работы школьники учатся распределять работу между собой; осваивают умение устного общения (доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, совместно принимать решение).
Таким образом, при подготовке урока четко представляю, какие УУД нужно развивать и каких результатов достичь. Во время урока считаю важным поддерживать инициативу ученика, ориентируя ее в нужном направлении, обеспечивать при этом приоритет деятельности обучающихся. Поэтому формулировки к заданиям: «Объясни, помоги, докажи товарищу. Сделай вывод. Ты можешь объяснить, где ошибся Миша и почему?» и другие подобные актуальны и целесообразны.
На уроках ученики работают с целым рядом пособий: с учебниками, тетрадями для самостоятельных работ, хрестоматиями, словарями. Все эти пособия связаны единой системой условных значков - навигаторов, проблемным, практическим и творческим характером заданий. Таким образом, данные пособия помогают организовать обучение не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, что, как раз, и отражает содержательные линии новых стандартов. Учебник является для ученика источником информации, необходимостью, без которой нельзя обойтись. Маша и Миша - сквозные герои, с которыми учащиеся познакомились в первом классе, живут и учатся вместе с ребятами. Они являются одноклассниками учеников. Причём, Миша и Маша помогают учащимся высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения. Учащиеся спорят с ними, предлагают свои способы решения. Задания типа «Помоги Маше навести порядок в библиотеке: расставить книги в алфавитном порядке» или «Проверь, на какие буквы на полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?» нацеливают учащихся на контроль и самоконтроль действий и результатов не только своей деятельности, но и деятельности соседа по парте. А это и есть деятельностный подход к обучению, когда ребёнок становится как бы «хозяином» своей деятельности на уроке: сам ставит цели, решает задачи и отвечает за результаты.
Хочется отметить ещё один важный момент в работе - рефлексия, формирование умения реагировать на происходящее на уроке, давать оценку происходящему на уроке, самооценку собственной деятельности, а также фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. И, конечно, намечаются цели последующей деятельности. Для этого применяю различные сигнальные карточки, рисунки и прочее.
Все сказанное ни в коей мере не отражает все преимущества УМК «Перспективная начальная школа», но все это воплощено в практической деятельности. Результаты, которые показали мои ученики, говорят о том, что сделанный нами 4 года назад выбор в пользу данного УМК был правильным. Сегодня у меня нет никаких сомнений в том, что именно такими и должны быть учебники, методические пособия, нацеленные на реализацию государственного образовательного стандарта.