Статья РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Мельникова Наталья Борисовна
учитель начальных классов (ВКК)
МБОУ гимназии №6 г. Воронежа
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«Пять глаголов личностного развития»:
Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!
(по Е. Н. Ильину)
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
И в учебной деятельности, и в процессе игры, и в общении младших школьников развиваются чувства сотрудничества и соперничества, формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность», «сострадание», «отзывчивость», «солидарность», милосердие», которые постепенно приобретают личностный смысл.{2- с.11}
Особенности младшего школьного возраста, одной из которых является повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм, следует учитывать при организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. И в этом особая роль принадлежит учителю –наставнику. В духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников следует помнить, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, их оценка ситуаций, событий, поступков часто может быть ситуативная. Стремление к такого рода самостоятельности должно поддерживаться учителем. Он же помогает детям выходить за рамки ситуации при их анализе и нравственной оценке.
Из методов духовно-нравственного воспитания, применяемыми педагогами, можно отметить убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивацию, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекцию и самокоррекцию, воспитывающие ситуации и пробы-испытания, метод дилемм и рефлексию. (М.И. Рожков и Л.В. Байбородова)
Среди наиболее интересных форм работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальной школы можно выделить «Педагогическую мастерскую». Рассмотрим роль учителя в организации педагогических мастерских в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов.
По- другому название может звучать как мастерская самопознания или мастерская ценностных ориентаций. Данная форма работы предусматривает организацию педагогом-мастером развивающего пространства, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к "построению или открытию знания".
Педагогическая мастерская используется с целью:
коррекции отношения к самому себе, к другому человеку;
осознания нравственных ценностей;
познания собственных возможностей в формировании жизненных устоев.
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Поэтому учителю важно грамотно владеть методикой проведения мастерской, подбирать материал, задания к нему, музыку, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
У педагогической мастерской есть определенная структура (индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – афиширование – разрыв - рефлексия). Рассмотрим этапы подробнее.
Этапы «Педагогической мастерской»:
“Индукция” (наведение) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
“Самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
“Социоконструкция” – построение этих элементов группой.
“Социализация” – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, “подано” всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
“Афиширование” – вывешивание “произведений”, работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
“Разрыв” – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
“Рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкций мастерской, для дальнейшей работы.
Планируя темы по духовно-нравственному воспитанию, учитель может воспользоваться данной схемой построения общения и познания. Это позволит глубже осознать проблему, обратит взгляд участников мастерской внутрь себя, поможет наметить пути коррекции каких-либо качеств или отношения к себе и окружающим.
Учителя могут успешно использовать педагогические мастерские в воспитании нравственных чувств и этического сознания. Показателями эффективности работы педагога, родителей и обучающихся в данном направлении станут следующие воспитательные результаты:
получение начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.{2 – с.50}
Важно помнить и о том, что воспитывают не только содержание, методы, организация обучения и воспитания, но и сам учитель, его личность, знания, убеждения, а также атмосфера, которая складывается на уроке или внеурочном занятии, стиль отношений учителя и детей, качество отношений детей друг к другу. Использование подачи материала посредством педагогических мастерских, его осмысление даёт педагогу возможность строить отношения с обучающимися как субъект-субъектные, что, в свою очередь, приводит обучающихся к самовоспитанию, позволяет проявлять инициативность, сознательность, умение управлять собственным поведением.
Литература
Дереклеева Н.И. Азбука классного рукководителя: Начальная школа. – М.:5 за знания, 2008, - 352с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /{Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.}; под ред. А.Я. Данилюка. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам).
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /{Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.}; под ред. А.Я. Данилюка. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2012. – 142 с. – (Работаем по новым стандартам).
Логинова А.А. Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг резуьлтатов. Методическое пособие. 2 класс/ А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).
Приложение 1
МАСТЕРСКАЯ САМОПОЗНАНИЯ. МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
ЦЕЛЬ создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека.
ЗАДАЧИ: 1.Развивать этические представления о доброте, хороших, добрых поступках.
2.Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.
3.Воспитывать чувство доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, готовность совершать добрые дела.
Ожидаемые результаты: осознание, проживание-переживание нравственных ситуации, категорий; чувство ответственности за свои поступки; самопроявление, самоутверждение, саморазвитие всех субъектов воспитательного пространства гимназии и класса
«Чтобы поверить в добро - надо начать делать его» Л.Н. Толстой.
Ход работы:
Целевая аудитория учащиеся начальной школы. Дети делятся на группы 5-7 человек.
1. Индуктор. Перед учащимися запись высказывания с пропусками слов. Предлагается восстановить запись и обсудить, почему именно так распределили слова.
ФРАЗА. «Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше и как можно больше » Л.Н. Толстой
«Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше ЗЛА и как можно больше ДОБРА» Л.Н. Толстой
Очевидно, что тема встречи связана с нравственными понятиями, важностью совершать добрые дела. Тема «Спешите делать добрые дела!»
Культурный аналог. Что такое добро? Доброта? (Подождать ответы участников) Толковый словарь: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Чтение стихотворения и сопоставление своих мыслей с авторскими строками.
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
3. Социоконструкция. Социализация. Выберите значимое для вас слово или фразу из стихотворения и объясните, как вы их понимаете. Приведите примеры из вашего опыта. (Участники работают самостоятельно в группах: сначала каждый отдельно, затем обсуждают все вместе и после этого один из группы выступает перед всем классом.)
Использование культурного аналога. Участникам предлагаются различные пословицы и поговорки (предоставить подборку пословиц). Подтвердите ваши высказывания меткими народными изречениями пословицами и поговорками. Работа в группах и выступление участников. (Доброта язык, на котором могут говорить немые и который глухие понимают. Доброе дело питает и душу и тело. В добрый час молвить, в дурной промолчать. Кстати промолчать, что доброе слово сказать. Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтят, а злого не жалуют. Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя. От вежливых слов язык не отсохнет. Добро помни, а зло забывай. За добро добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому.) Пословицы учат: хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей; шутить по- доброму; не быть любопытным; быть чистосердечным в отношении с собеседником; не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.
Добрые воспоминания, мечта, приятная песня сделали чудо – мы все улыбаемся! У вас такие лучистые, солнечные улыбки! Порадуйте своей улыбкой тех, кто сегодня рядом с нами! Ребята, покажите мне свои руки. У мальчиков они сильные, большие, а у девочек – нежные, ласковые!
На фоне музыки учитель читает стихи.
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Мы любим свои руки, ведь они могут всё.: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам и красиво накрыть стол. Какие добрые и умные у нас руки! Возьмите за руки того, кто рядом с вами, и ощутите тепло рук ваших друзей. А теперь приложите руку к сердцу. Бьются наши сердца. И именно из сердца исходят и доброта, и дружба.
5. Социоконструкция. Социализация. Что побуждает человека поступать хорошо или плохо? Участники работают в группах, выступают со своими предложениями.
6. Использование культурного аналога. Чтение или инсценировка сказки «Звездная страна»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
Мастер: Стоп! Вопросы для учащихся. Согласились бы вы или возразили? 1. Ждать доброго волшебника или действовать прямо сейчас? 2. Сможете ли вы сказать, вы сделали хотя бы одно доброе дело? Какое? Как люди отреагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было совершать добрые дела? 3. Предположите, что было дальше? Отчего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну? (Многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.) Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее? (Тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки). Кто первый опомнился? (Люська). Что делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас. Как бы вы стали действовать? ( Стали бы находить хорошие слова. Всех хвалить. Не выискивать в другом человеке недостатки и промахи. Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.) А вам интересно, что предприняла Люська? (Дочитать сказку).
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
7. Социоконструкция. Социализация. (Обсуждение в группах, выступление участников.)
Чему учит сказка? Пригодится ли она в жизни? (Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд; помнить, что в мире есть добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела; бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей, проверяйте своим сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».
Попытайтесь разработать правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. Участники читают правила, которые они разработали сами. Например. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение к старшим. Будь терпимее к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Рефлексия Выберите и напишите на лучиках солнца качества доброго человека. Смоделируем одно общее солнышко. Посмотрите, как засияло оно! Душа каждого из нас наполнилась добрыми мыслями и благодарностью за прожитые минуты счастья и радости, за важные открытия в жизни каждого из нас, в сердце каждого из нас.
Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. .Лучики(выбрать положительные характеристики): аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Подумайте, какой опыт вы возьмете в жизнь? Пусть он поможет вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе, хорошее, что есть в душе каждого человека.
ИТАК, Если вы так рассуждаете, если разделяете названные вами позиции - характеристики, значит у вас добрые сердца. Выразить свое расположение кому-либо нам поможет Ручеёк Доброты и Дружбы.
Ручеёк Доброты и Дружбы. (Используем как физминутку. Песня «Мир похож на цветной луг»)
Построим ручеёк, встав в 2 линии лицом друг к другу. Ручеёк поможет нам узнать, какими качествами вы обладаете. Один из вас проходит по ручейку, а остальные ребята, дотрагиваясь до проходящего, выражают ему свою похвалу, любовь и одобрение. (СПЛОЧЕНИЕ! САМООЦЕНКА! УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТ ОКАЗАННОЙ ПОМОЩИ! ОПЫТ ДЕЙСТВИЙ!)
Из ручейка выходит счастливый человек. Счастливым его сделало доброе слово. Счастливее стали и вы. И дружба между вами еще более укрепилась. Чаще говорите людям комплименты, добрые слова. "Доброе слово человеку, что дождь в засуху», говорит народная пословица. Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу.)
Мастер. Итак, не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям. СПЕШИТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА, ИДТИ ДОРОГОЮ ДОБРА... (Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Приложение 2
РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ
ПРИВЕТСТВИЕ. НАСТРОЙ НА РАБОТУ.
Я рада приветствовать вас на занятии, девизом которого предлагаю пословицу:
«Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи!».
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (работать с душой, вдумчиво, беречь время, ценить время, что мы проводим вместе)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
А чтобы понять, чему посвящено наше занятие, попробуйте вставить ключевые слова в пословицу « кормит, а портит». (Труд кормит, а лень портит)
Итак, о чем будем говорить на занятии? А я перефразирую вашу мысль, и наша тема прозвучит так «Рецепт ТРУДОЛЮБИЯ, или о том, как не стать ленивым».
ПЛАН РАБОТЫ
Выскажите предположения, что надо предпринять, узнать, проанализировать, чтобы написать рецепт трудолюбия и ответить на вопрос, как не стать ленивым.
Анализ понятий «труд», «лень», «трудолюбие».
Привести примеры из жизни о том, как помогаете взрослым, какой труд вам посилен?
Вспомнить литературных персонажей – ленивых и трудолюбивых.
Обратиться к народной мудрости – пословицам и поговоркам о труде.
Сделать общий вывод.
А я ещё предложу вашему вниманию мультфильм по теме!
Итак, мы наметили план работы. Пора действовать!
ОБЩАЯ РАБОТА
Словарик
Что такое труд, лень? Какого человека мы называем трудолюбивым?
Труд – вид социальной деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях. (все блага, окружающие нас в школе, дома и т.п. – это результат труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ – забота каждого.)
Трудолюбивый – старательный, работящий, труженик.
Трудолюбие – любовь к труду.
Трудолюбие – нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумение жить без дела.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Приведите примеры, как вы помогаете взрослым? Какие поручения есть у вас в школе? Каким важным трудом занимаются все школьники?
РАБОТА В ГРУППАХ
Мы тоже продолжим трудиться, но уже в группах. (3 группы по 4 чел из 12 человек.)
Каждая группа готовит ответ по плану:
мы получили задание
мы получили результат
мы сделали вывод
1 ГРУППА «Пословицы»
Задание: Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Меньше говори, больше делай.
Труд всегда дает, а лень только берет.
Без терпенья нет уменья.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом создается.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без труда мечта мертва.
Дело верши, да не спеши.
Каков мастер, такова и работа.
Кончил дело, гуляй смело.
(Можно привести и свои примеры пословиц о труде, лени)
Какие качества присущи трудолюбивым людям? (умение трудиться, доводить начатое дело до конца, старание, добросовестность, желание трудиться)
Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?
2 ГРУППА «Литературные и сказочные персонажи»
Задание: Вспомните сказки, рассказы, мультфильмы, в которых описываются трудолюбивые и ленивые герои.
Перечислите этих героев. (Золушка, мачеха и сестры «Золушка» Ш. Перро, Падчерица и Ленивица – «Морозко», Каминский «Сочинение» - Лена, «Ох и Ах», «Сказка про лень», «Кот и лодыри» С. Маршак , А. Барто «Вовка - добрая душа»)
Сделайте вывод, какие качества ценятся, а какие осуждаются(трудолюбие - лень).
(+ самостоятельность, умение трудиться, старание, желание помочь, умение заставить себя довести начатое дело до конца, добросовестность ,
- завистливость, лень, необязательность, работа «спустя рукава»)
3 ГРУППА «Анализ стихотворения»
Задание: Выразительно прочитайте стихотворение.
С Баруздин
Хозяин
Наша мама на работе,
На работе старший брат.
- Сколько у тебя заботы, -
мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться.
Если мамы долго нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.
Пусть она у нас не тужит –
Принесу побольше дров
И обед сварю не хуже
Настоящих поваров.
Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Все тетрадки и игрушки
Я на место уберу.
Мама с братом скажут: «Знаем,
Не парнишка – просто клад.
В этом доме есть хозяин,
Хоть и ростом маловат».
Как мальчик решил помочь маме и брату?
Сделайте вывод: его отношение к домашним делам можно назвать хозяйским?
Какие качества присущи трудолюбивому человеку? (желание помочь,
Ответственность, старание, добросовестность, дисциплина труда, самостоятельность)
ОБЩИЙ ВЫВОД
Приветствуется труд. Осуждается лень.
А почему отношение к ленивым людям всегда негативное? (Ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит за него работают другие.) А по заслугам и награда!
Мы не раз называли качества, присущие трудолюбивому человеку. Отметьте их знаком «плюс» в своих рабочих листах. А вот качества, мешающие стать трудолюбивым, отметьте знаком «-».
Завистливость
Старательность
Умение заставить себя довести начатое дело до конца
Добросовестность
Необязательность
Дисциплина труда
Самостоятельность
Желание помочь
Лень
МУЛЬТФИЛЬМ «ДЕДУШКИНА ДУДОЧКА»
Посмотрим мультфильм и решим, какие качества поначалу помешали Марьюшке выполнить задание родителей.
(СПЕШКА, НЕ ПРОЯВИЛА СТАРАНИЕ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, РАБОТАЛА БЕЗ ДУШИ)
Перечислите события по порядку (план)
Задание родителей
Лень, нежелание трудиться, а желание играть с друзьями. Надежда на «дедушкину дудочку» - волшебство.
Надежен результат настоящего труда.
Раскаяние. Исправление. Дело спорится в руках.
Награда по заслугам. Приятный отдых. Прощение.
Мультфильм помогает понять важность труда, ответственности, самостоятельности и умения трудиться.
ИТОГ
Каков итог нашей работы?
Так что же мы запишем в «Рецепт трудолюбия»?
Умение трудиться
Старание
Умение заставить себя довести начатое дело до конца
Добросовестность
Дисциплина труда
Самостоятельность
Желание помочь
+ Хорошее настроение!
Перечислим авторов. (дети подписывают Ф.И.)
Итак, мы добились результата? Ответили на вопрос, как не стать ленивым? Я ещё каждому подарю рецепты от лени, чтобы наверняка «Труд каждого кормил, а лень не портила»!
1. Каждый день, с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.
2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух всё, что нужно сделать за день.
3. Перед сном необходимо вспомнить всё, что сделано за день, и составить план на следующий день.
4. Затем нужно выпить стакан тёплого напитка удовольствия с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.
Мы получили продукт нашего труда, авторские права защищены, апробацию прошли прямо на занятии.
РЕФЛЕКСИЯ
Оцените свое участие в работе. На заготовке смайлика нарисуйте улыбку, если материал занятия оказался для вас полезным и интересным. Если материал совсем не затронул вашу душу, изобразите огорчение. (ОБЩИЙ ФОН НАСТРОЕНИЯ)
Я желаю вам всегда оставаться такими заинтересованными, трудолюбивыми, усердными и помнить, «только то видать надёжно, что даётся нам трудом»! УДАЧИ ВО ВСЕМ!
Приложение 3
РЕЦЕПТ ТРУДОЛЮБИЯ, ИЛИ КАК НЕ СТАТЬ ЛЕНИВЫМ (Вариант 2)
ПРИВЕТСТВИЕ. НАСТРОЙ НА РАБОТУ.
Я рада приветствовать вас на занятии, девизом которого предлагаю пословицу:
«Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи!».
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (работать с душой, вдумчиво, беречь время, ценить время, что мы проводим вместе)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
А чтобы понять, чему посвящено наше занятие, попробуйте вставить ключевые слова в пословицу « человека кормит, а портит». (Труд человека кормит, а лень портит)
Итак, о чем будем говорить на занятии? А я перефразирую вашу мысль, и наша тема прозвучит так «Рецепт ТРУДОЛЮБИЯ, или о том, как не стать ленивым».
ПЛАН РАБОТЫ
Выскажите предположения, что надо предпринять, узнать, проанализировать, чтобы написать рецепт трудолюбия и ответить на вопрос, как не стать ленивым.
Анализ понятий «труд», «лень», «трудолюбие».
Привести примеры из жизни о том, как помогаете взрослым, какой труд вам посилен?
Вспомнить литературных персонажей – ленивых и трудолюбивых.
Обратиться к народной мудрости – пословицам и поговоркам о труде.
Сделать общий вывод.
А я ещё предложу вашему вниманию мультфильм по теме!
Итак, мы наметили план работы. Пора действовать!
ОБЩАЯ РАБОТА
Словарик
Что такое труд, лень? Какого человека мы называем трудолюбивым?
Труд – вид социальной деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях. (все блага, окружающие нас в школе, дома и т.п. – это результат труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ – забота каждого.)
Трудолюбивый – старательный, работящий, труженик.
Трудолюбие – любовь к труду.
Трудолюбие – нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумение жить без дела.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Приведите примеры, как вы помогаете взрослым? Какие поручения есть у вас в школе? Каким важным трудом занимаются все школьники?
РАБОТА В ГРУППАХ
Мы тоже продолжим трудиться, но уже в группах. (2 группы по 5 чел из 10 человек)
Каждая группа готовит ответ по плану:
Мы получили задание
Мы получили результат
Мы сделали вывод
ЗАДАНИЕ 1 «Пословицы».
1 ГРУППА «Пословицы»
Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.
Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?
(желание трудиться, занятость делом, важность результата труда, старание, умение доводить начатое дело до конца)
Была бы охота – будет ладиться работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Каков мастер, такова и работа.
Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?
2 ГРУППА «Пословицы»
Задание: Соберите пословицы, объясните смысл.
Какие качества трудолюбивого человека подчёркиваются?
(желание трудиться, старание, добросовестность, радость от труда, стремление достичь цели)
Не сиди сложа руки – не будет скуки.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом создаётся.
Без труда мечта мертва.
Сделайте вывод: народная мудрость подчёркивает значение труда или лени?
ЗАДАНИЕ 2. «Анализ литературного источника»
1 группа
Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.
Вл. Лифшиц «Разговор»
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он
Вопросы:
Что бы вас насторожило на месте мамы?
Как это характеризует героя?
Что могло быть дальше?
Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как
(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца )
2 группа
Задание: Прочитайте выразительно стихотворный отрывок. Ответьте на вопросы.
Вл. Лифшиц «Разговор»
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Вопросы:
Почему мама обиделась на сына?
Каким «важным» делом был занят сын?
Как вы думаете, стихотворение закончилось?
Вывод: трудолюбивому человеку принадлежат такие качества, как
(ответственность, добросовестность, желание помочь, умение доводить начатое дело до конца )
Окончание стихотворения.
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, -
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять - не смог»
Кто знает, кто такой Тимур и его команда? Чем они занимались?
Чего не понял в книжке сын?
(Человек славен делами. В человеке должны быть такие качества, как обязательность, желание помочь, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца. «Меньше говори, а больше делай»)
ИНФОРМАЦИЯ
Книги Аркадия Петровича Гайдара - бессмертны! Ведь его произведения очень искренни и человечны, писатель призывает быть сильным, честным, не бояться трудностей! Именно таковы герои повести «Тимур и его команда». Девочка Женя приезжает на каникулы на дачу, и сразу же с ней начинают происходить странные вещи. Ей приходится ночевать в чужом пустом доме, а поручение старшей сестры, которое ей не удалось выполнить накануне, наутро оказывается выполненным таинственным Тимуром. Самого Тимура и его друзей она встречает на чердаке сарая в своем собственном саду, где те организовали свой штаб. А собрал Тимур свою команду для того, чтобы помогать и оберегать тех, чьи отцы, братья и сыновья ушли в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, мальчуган Тимур стал образом, которому много лет подражали мальчишки и девчонки.
Аркадий Петрович прожил жизнь яркую и короткую - всего 37 лет, он погиб смертью героя 26 октября 1941 года на Украине в бою, прикрывая отход соратников-партизан.
ОБЩИЙ ВЫВОД
Приветствуется труд. Осуждается лень.
А почему отношение к ленивым людям всегда негативное? (Ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит за него работают другие.) А по заслугам и награда!
МУЛЬТФИЛЬМ «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Посмотрим отрывки из мультфильма и решим, что поначалу хотел Вовка и к какому выводу в итоге пришёл?
Поначалу хотел «награду без труда», результат без дела, а пришёл к выводу, что «только то видать надёжно, что даётся нам трудом». Трудиться герою даже очень понравилось!
Мультфильм помогает понять важность труда, ответственности, самостоятельности, желания и умения трудиться.
ИТОГ
Каков итог нашей работы? Так что же мы запишем в «Рецепт трудолюбия»?
На карточках перечислены различные качества человека. Выберем только подходящие для рецепта трудолюбия! (Дети подходят к ватману, наклеивают листочки с качествами, исключают «завистливость», лень», «необязательность»).
Наклеим ваши фамилии, чтобы зафиксировать авторство.
«Рецепт трудолюбия»
Умение трудиться
Старание
Умение заставить себя довести начатое дело до конца
Добросовестность
Дисциплина труда
Самостоятельность
Желание помочь
+ Хорошее настроение!
Итак, мы добились результата? Ответили на вопрос, как не стать ленивым? Я ещё каждому подарю рецепты от лени, чтобы наверняка «Труд каждого кормил, а лень не портила»!
1. Каждый день, с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.
2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух всё, что нужно сделать за день.
3. Перед сном необходимо вспомнить всё, что сделано за день, и составить план на следующий день.
4. Затем нужно выпить стакан тёплого напитка удовольствия с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.
Мы получили продукт нашего труда, авторские права защищены, апробацию прошли прямо на занятии.
РЕФЛЕКСИЯ
Оцените свое участие в работе. На заготовке смайлика нарисуйте улыбку, если материал занятия оказался для вас полезным и интересным. Если материал совсем не затронул вашу душу, изобразите огорчение. (ОБЩИЙ ФОН НАСТРОЕНИЯ)
Я желаю вам всегда оставаться такими заинтересованными, трудолюбивыми, усердными и помнить, «только то видать надёжно, что даётся нам трудом»! УДАЧИ ВО ВСЕМ!
Приложение 4
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
(из практики летних лагерей Канады)
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ.
Если ребёнка поддерживают, он УЧИТСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
Если ребёнок растёт в честности, он УЧИТСЯ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
Если ребёнок живёт в безопасности, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
Если ребёнка подбадривают, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
Если ребёнка хвалят, он УЧИТСЯ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
Если ребёнок растёт в терпимости, он УЧИТСЯ ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
Если ребёнка высмеивают, он СТАНОВИТСЯ ЗАМКНУТЫМ.
Если ребёнок растёт в упрёках, он УЧИТСЯ ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
Если ребёнка постоянно критикуют, он УЧИТСЯ НЕНАВИДЕТЬ.
Если ребёнок живёт во вражде, он УЧИТСЯ АГРЕССИВНОСТИ.
13PAGE 15
13PAGE 141715
<Заголовок 1>Заголовок 2^Заголовок 3Ў:15т<Основной текстBНижний колонтитул,Номер страницы:
Обычный (Web)XОсновной текст с отступомTОсновной текст 3:Основной текст 2