Статья на темуПатриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта
Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"
Осинцева Елена Сергеевна,
учитель физической культуры,
МАОУ СОШ № 5
Сухоложского района
г.Сухой Лог
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим' традициям своего народа Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности), Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе в последние годы, затронули патриотические чувства и патриотическое сознание детей школьного возраста и учащейся молодежи. Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в Афганистан, подавление демократических движений в Тбилиси, Прибалтике, Баку и военные события в Чечне (1992-1995 г.) значительно ослабили патриотическое воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Кроме того, искажение всей послеоктябрьской истории нашей страны, фальсификация истории Великой Отечественной войны, многочисленные публикации, подрывающие авторитет Советской Армии и принижающие ее освободительную миссию, привели к изменению отношения учащейся молодежи к армии и патриотизму.
В результате реформирования Вооруженных Сил России, разрушения советского патриотизма в огромном дефиците оказались патриотические чувства и духовно-нравственная культура у современной молодежи. Молодежь оказалась не готовой к восприятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной и духовно-нравственной сферах жизни общества. Сегодня у значительной части учащейся молодежи призывного возраста, в том числе и учащихся старших классов, деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. Для этой категории молодежи присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Все это оказывает отрицательное влияние на патриотическое и нравственное воспитание школьников.
В последние годы значительная часть учащейся молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Анкетирование показало, что более 80 % выпускников городских и сельских общеобразовательных школ не желают служить в армии, более 70 % родителей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии, 90 % опрошенных студентов первого курса, обучающих в вузах, не хотят служить в армии. Педагогические наблюдения выявили, что в последнее время в образовательных учреждениях значительно ослаблена военно-патриотическая работа с детьми и молодежью. Выпускники общеобразовательных школ и учащаяся молодежь призывного возраста потеряли интерес к военной службе. Падение престижа военной службы создает угрозу делу защиты Родины.
Все эти негативные явления обусловлены отсутствием четко продуманной, социально-ориентированной и целенаправленной программы по нравственному и патриотическому воспитанию учащейся молодежи и должной воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Педагогические наблюдения выявили, что в большинстве общеобразовательных школах слабо организована работа по военно-патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, развитии физических и морально-волевых качеств, а также в подготовке учащихся старших классов к службе в армии.
На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья школьников допризывного и призывного возраста. По данным Министерства здравоохранения и социальной защиты РФ и районных, городских военных комиссариатов более 80 % выпускников общеобразовательных школ не пригодны к военной службе, 60-70 % имеют слабую физическую подготовленность, и они не могут выполнять контрольные нормативы по физической подготовке и 60 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья, 30 % страдают хроническими заболеваниями. Это обусловлено не только проблемами экономики и экологии, ухудшением качества и уровня жизни у большинства населения, но и отсутствием должной лечебно - профилактической, спортивно-оздоровительной работы, направленной на предупреждение заболеваемости, сохранение, укрепление здоровья и на повышение физической подготовки учащихся старших классов.
Наблюдение показало, что в большинстве общеобразовательных школах недостаточное внимание уделяется физической подготовке, развитию физических и нравственно-волевых качеств, формированию военно-прикладных навыков, необходимых для службы в армии. В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста. Известно, что человек, имеющий хорошую физическую и морально - волевую подготовку, владеющий разнообразными двигательными навыками быстрее адаптируется в сложной и внезапно возникающей ситуации и более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.
Военная служба, как правило, требует больших физических и нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека к этим условиям и его способность переносить физические и психические нагрузки составляют одно из решающих условий успеха военных действий. Физическая культура и спорт должны обеспечить у будущих военнослужащих высокий уровень развития физических и морально-волевых качеств. На решение этой задачи должно быть направлено физическое воспитание учащихся допризывного и призывного возраста.
Бесспорно, что навыки быстрого бега, ходьбы, передвижения на лыжах, метания гранаты, плавания, стрельбы, рукопашного боя, преодоления полосы препятствий, переноски груза, вождение мотоцикла, трактора и автомобиля имеют большое военно-прикладное значение. Однако в системе физического воспитания учащихся допризывного и призывного возраста этим видам спорта уделяется недостаточное внимание. Это отрицательно влияет на их физическую и военно-прикладную подготовку.
Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и формирую нравственно-волевые качества (честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, доброжелательность, решительность, целеустремленность, смелость, сила воли), развивает у юношей призывного возраста чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены-школьники стремятся прославить свой коллектив, свою республику новыми спортивными достижениями что является одним из важнейших форм проявления патриотизма. Кроме того, в процессе занятий спортом проявляются и формируются многообразные национальные отношения между спортсменами и тренерами различных районов, городов, республики государств. Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, духовно-нравственную культуру различных этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.
Анализ научно-методической литературы, посвященной патриотическому воспитанию детей школьного возраста и учащейся молодежи, выявил, что проблема патриотического воспитания учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта недостаточно разработана.
В имеющихся учебно-методических пособиях, монографиях ( А.Г.Агаев, А.А.Аронов, Т.А.Белов, И.Н.Болдырев, М.И. Богомолова, Ю.С.Васютин, А.Н.Вырщиков, М.И.Валеев, З.Т.Гасанов, И.И.Губанов, Р.К.Гусейнов, А.Д.Жариков, Х.А.Кадиев, А.П.Кабаченко, В.А.Караковский,
A.Е.Кондратенков, Ю.В.Кутлугильдина, А.С.Миловидов, К.В.Назаренко, Г.М.Рогачев, М.Н.Росенко) недостаточно освещены и представлены возможности физической культуры и спорта в патриотическом воспитании школьников.
Учитывая изложенное выше, данное исследование направлено на поиск и выявление эффективных средств, форм и методов патриотического воспитания, на разработку региональной программы и педагогических рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся старших классов. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена: ухудшением системы патриотического воспитания в образовательных учреждениях, отсутствием научно-обоснованной региональной программы и педагогических рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся старших классов и их необходимостью для общеобразовательных школ.
Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся старших классов.
Предмет исследования - средства, формы и методы патриотического воспитания школьников допризывного и призывного возраста.
Цель исследования - выявить эффективные средства, формы, методы патриотического воспитания и разработать региональную программу и педагогические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся старших классов с использованием средств физической культуры и сорта.
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предполагали, что эффективность патриотического воспитания учащихся старших классов повысится при:
-комплексном подходе к применению средств, форм и методов патриотического воспитания в сочетании с различными спортивными мероприятиями, проводимыми в учебное и внеучебное время с привлечением представителей государственных и общественных организаций;
-системной организации и проведении воспитательно-образовательной и военно-патриотической работы с учащимися старших классов;
-формировании патриотического сознания и воспитании уважительного отношения у юношей призывного возраста к службе в армии;
-активном использовании средств физической культуры и спорта, способствующих формированию военно-прикладных навыков, развитию физических и нравственно-волевых качеств, необходимых для службы в армии;
- разработке региональной программы по патриотическому воспитанию учащихся старших классов.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-изучить современное состояние патриотического воспитания учащейся молодежи и выявить причины его ухудшения в образовательных учреждениях.
-выявить эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания учащихся старших классов и определить значение средств физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, в развитии военно-прикладных навыков, физических и нравственно-волевых качеств, необходимых для службы в армии.
-разработать педагогические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся Х-Х1 классов с использованием средств физической культуры и спорта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, историко-философской и научно-методической литература, посвященной проблеме исследования; анкетирование, опрос, интервью, беседы с учителями и руководителями школ; педагогические наблюдения; контрольные испытания по физической подготовке); экспертная оценка; педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Методологическую основу исследования составили: концептуальные идеи и научно-теоретические основы патриотического воспитания (И.В.Антагулов, Н.А.Белоусов Ю.С. Васютин, А.Н.Вырщиков, З.Т.Гасанов, В.И.Лутовинов, А.В.Макаров, А.С.Миловидов, Г.М.Рогачев, В.Ф.Фарфаровин, А.Х.Халиков, Т.М.Шашло); учение о сущности, содержании и формах проявления патриотизма (А. Г. Агаев, А.К.Алиев,
A.Н.Вырщиков, И.И.Валеев, В.И.Лутовинов, А.С.Миловидов, Д.В.Полежаев, Г.М.Рогачев, М.Н.Росенко); российская национальная идея о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили: идеи личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич у
B.В.Сериков, В.Т. Фоменко, И. С.Якиманская); теоретико-методологические основы воспитания духовности нравственности, патриотизма, веротерпимости современных школьников и учащейся молодежи (Л.Х.Авшалумова, М.Н.Алиев, А.М.Арнольдов, Г.И.Батурина, Е.В.Бондаревская, Т-.И.Власова,
A.Н.Вырщиков, Е.В.Васильев, З.Т.Гасанов, С.В.Дармодехин, М.П.Мчедов, Р.М.Рогова, Г.Н.Филонов); теория педагогической поддержки и сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, О.В.Гукаленко, О.С.Газман); российская национальная идея о государственности, демократии, культуре, свободе и человеческом достоинстве( А.Н.Вырщиков, К.М.Никонов,
B.И.Лутовинов, Г.М.Рогачев, Н.И.Першин); социально-филосовские основы формирования гражданского патриотизма (Г. С. Табатадзе, А.Х.Халиков, Т.М.Шашло); идеи гуманизации в контексте отечественной теории личности) И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов); теория интеграции образования (А.Я.Данилюк).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыты общетеоретические, социально-философские, культурно-исторические и психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания учащейся молодежи призывного возраста;
- раскрыты сущность, содержание, виды патриотизма;
- выявлены и проанализированы причины ухудшения патриотического воспитания детей и молодежи в современных условиях;
-определены эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания, позволяющие повысить эффективность военно-патриотической работы в общеобразовательных школах, формировать у юношей призывного возраста патриотические чувства и сознание, воспитать положительное отношение к военной службе;
- -выявлены эффективные средства и формы занятий физической культурой и спортом, способствующие воспитанию патриотизма, развитию физических и нравственно-волевых качеств, повышению физической подготовки юношей призывного возраста и формированию военно-прикладных умений и навыков, необходимых для службы в армии;
-разработаны педагогические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации и проведению военно-патриотической работы с учащимися старших классов.
Практическая значимость исследования заключается:
-в выявлении эффективных средств, форм и методов патриотического воспитания, способствующих воспитанию патриотизма и формированию положительного отношения юношей к службе в армии;
- разработке и внедрении в учебный процесс региональной программы и научно-практических рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся старших классов.
Разработанные педагогические рекомендации по организации и проведению военно-патриотической работы внедрены в учебный процесс сельских и городских общеобразовательных школ. Они могут найти применение в системе повышения квалификации педагогических кадров, в подготовке учебно-методических пособий и программ по патриотическому воспитанию школьников.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ современного состояния патриотического воспитания выявил, что в образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. У большинства юношей призывного возраста на должном уровне не сформированы патриотические чувства, патриотическое сознание и культура поведения. Для этой категории учащихся присущи цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Это оказывает отрицательное влияние на нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи призывного возраста.
2. По статистике - более 80 % выпускников общеобразовательных школ не желают служить в армии и 90 % опрощенных студентов первого курса, обучающихся в вузах, заявили о ненужности военной службы в мирное время. Это свидетельствует о потери интереса учащейся молодежи к военной службе и проявлении устойчивой тенденции падения престижа службы в армии. Это обусловлено отсутствием четко продуманной, социально-ориентированной и целенаправленной программы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, а также должной воспитательной работы в образовательных учреждениях.
3. Педагогические наблюдения выявили существенные недостатки в патриотическом воспитании школьников гражданских классов. Установлено, что в большинстве общеобразовательных школах слабо организована военно-патриотическая работа с учащимися старших классов и недостаточно используются средства физической культуры и спорта с целью воспитания патриотизма, развития физических, нравственно-волевых качеств и формирования военно-прикладных навыков, необходимых для службы в армии.
4. Исследование показало, что на протяжении последних десяти лет значительно ухудшились показатели, характеризующие уровень физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья юношей призывного возраста. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, районных и городских военных комиссариатов более 80 % выпускников общеобразовательных школ по состоянию здоровья не пригодны к военной службе, 60-70 % имеют слабую физическую подготовленность и не могут выполнить контрольные нормативы в беге, прыжках, метании гранаты, подтягивании. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, ухудшением качества и уровня жизни у большинства населения, но и с отсутствием должной спортивно-оздоровительной работы, направленной на сохранение, укрепление здоровья и на повышение физической подготовленности детей и молодежи.
Отсутствие в 90-е годы единой государственной политики и программы, ориентированной на социальную защиту населения, проведение экономических реформ без учета интересов малообеспеченных и многодетных семей привели к ухудшению демографической ситуации в России и повышению заболеваемости детей школьного возраста. Это оказало негативное влияние на физическую подготовленность и здоровье выпускников общеобразовательных школ.
5. В современных условиях воспитание патриотизма, уважительного отношения детей и молодежи к Вооруженным Силам России, героическим и трудовым подвигам своего народа, историческому прошлому и формирование положительной мотивации к службе в армии должны стать главными задачами патриотического воспитания в образовательных учреждениях. На решение этих задач должна быть направлена система патриотического воспитания в общеобразовательных школах.
В условиях современной России особое место должно быть отведено воспитанию гражданского патриотизма. Гражданский патриотизм предусматривает формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливости, Истине, сохранению и приумножению лучших традиций и ценностей своего народа. В основу воспитания гражданского патриотизма должны быть положены принципы народности, миротворчества национальной осмысленности, социальной ориентированности, гуманности, идеи добра и справедливости, трудовые и культурные традиции народов, проживающих, в Российской Федерации.
У уроков физической культуры и спорта имеются большие возможности в воспитании патриотизма, гражданственности и культуры межнациональных отношений. Спортивный патриотизм проявляется у школьников-спортсменов в любви и преданности своей Родине, национальной гордости, готовности защищать честь своей страны и в стремлении показать высокие спортивные результаты на соревнованиях ради славы своего Отечества и народа.
6. Систематические занятия по физической культуре и спорту в кадетской школе способствуют развитию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации движений), необходимых для службы в армии. Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и развивая нравственно-волевые качества (честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, смелость, сила воли, терпеливость, целеустремленность) повышает у школьников чувство высокой ответственности за спортивную подготовку и формирует уважительное отношение к другим народам, и выступает как эффективное средство физического, нравственного и патриотического воспитания.
7. С целью воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания у юношей призывного возраста следует организовать встречи с участниками Великой Отечественной войны, героями Советского Союза и России, чемпионами Мира и Олимпийских игр, представителями военных комиссариатов и воинских частей; проводить беседы, диспуты, лекции, посвященные патриотическому воспитанию детей и молодежи; организовать кружки, секции, выставки, смотры-конкурсы по патриотическому воспитанию школьников; открыть историко-патриотические и краеведческие школьные музеи, клубы, изучающие историю родного края, историю Отечества, жизнь и творчества великих людей; организовать выступления участников Великой Отечественной войны, героев Советского Союза и России в средствах массовой информации; ежегодно проводить в образовательных учреждениях спортивные соревнования по различным видам спорта, посвященные «Дню Победы», «Дню физкультурника», «Дню защитников Отечества» и другим выдающимся спортсменам - патриотам нашей страны с приглашением ветеранов ВОВ, труда и спорта.
Педагогический эксперимент выявил, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания в сочетании с различными спортивными мероприятиями, проводимыми в учебное и внеучебное время с привлечением представителей государственных, общественных организаций, образовательных учреждений, позволяет воспитать у юношей призывного возраста патриотические чувства, формировать патриотическое сознание, подготовить их к службе в армии.
Опытно-экспериментальная работа показала, что систематические занятия по физической культуре и спорту с военно-прикладным направлением, проводимые в учебное и внеучебное время оказали положительное влияние на физическую подготовленность и на поведение учащихся старших классов. Это подтверждается позитивными результатами педагогического эксперимента. За период эксперимента в контрольных испытаниях по физической подготовке результаты улучшились у учащихся 10 класса: в беге на 100 м на 0,7 с; в прыжках в длину с места на 22, 4 см; в подтягивании на перекладине на 2,1 раза; в прыжках в длину с разбега на 43, I см; в сгибании и разгибании рук в упоре на брусьях на 3,7 раза; в метении гранаты на 5,2 м; в статическом равновесии на одной ноге без зрительного контроля на 3,5 с; в беге на 3000 м на 3 мин 20 с; в челночном беге 3 х 10 м на 0,8 с. По всем видам контрольных испытаний результаты улучшились и у учащихся 11 класса.
За период педагогического эксперимента значительно увеличилось количество учащихся с высоким, вышесредним и средним уровнями физической подготовленности. Высокий и выше среднего уровень физической подготовленности в конце эксперимента наблюдался у 18 (45%) учащихся старших классов, средний уровень у 22 (55%) обследованных.
Исследование выявило, что предложенная система мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся старших классов с применением средств физической культуры и спорта, оказали положительное влияний на их поведение. За период педагогического эксперимента у большинства юношей призывного возраста улучшились отдельные черты характера, исчезли агрессивность, озлобленность, улучшилась дисциплина, повысился интерес к военной службе, сформировалось уважительное отношение учащихся к службе в армии, увеличилось количество старшеклассников, желающих служить в армии. Это свидетельствует о возросшем интересе учащихся старших классов к военно-патриотическому воспитанию и о формировании положительной мотивации юношей призывного возраста к службе в армии. Это подтверждается позитивными результатами педагогического эксперимента.