Предметная неделя по литературе На неведомых дорожках (мифология сказочных героев)
Баба-Яга
Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, вокружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая следпомелом (метлой).
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей;Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.
В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.
Избушка на курьих ножках
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
Образ Бабы-яги видится принадлежащим сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. По мнению А. Л. Барковой,
избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Змей Горыныч
В славянских преданиях одна из главнейших ролей принадлежит огненному летучему змею. Можно предположить, что здесь имеет место соединение реальных явлений с игрой воображения. Древнему человеку нравилось описывать небесные явления – тучи, грозы и молнии, и некоторые исследователи предполагают, что именно природа послужила прообразом огнедышащего Змея.
Согласно тем фантастическим формам, какие принимают облака на небе, воображение народа видело в них чудовище со многими головами и раскрытыми пастями.
По словам крестьян, Змей летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом. Другие считают, что он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя — представление, прямо подсмотренное у природы. Ведь черная туча, летя по небу, клубится подобными дыму парами и дышит огнем (молнией).
Вот как описывается появления Змея в сказке «Про Добрыню Никитича и Тугарина Змея»:
«…вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…»
Шум грозовой бури сравнивали с шипением змеи. По свидетельству русских сказок и былин, огненный Змей поднимает страшный свист и шип. Голос его подобен завыванию вихрей: "Заревел Тугарин — и дрогнула вся дубрава!"
Очень интересно русское название мифического Змея — Горыныч, увеличительное Горынчище. Оно происходит от слова «гора», т.е. Змей как бы является сыном горы, а точнее, горы-тучи, рождающей из себя извилистую змею-молнию. В былинах змее присваиваются эпитеты «горынская» и «подземельная». Драконы и змеи живут внутри гор или в каменных пещерах,где скрывают похищенных ими девушек.
Кикимора
Восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.
Прозвище «кикимора» (или кикимара) состоит из 2-х слогов. Слог «кики» по одним источникам означает горбатость или скрученность, а по другим – мрак, темень, пугало. Корень «мор» или «мара» славяне издревле понимали как смерть. На картинках кикимора, обычно, изображается худощавой, с острыми чертами мордочки, неведомой сущностью в лохмотьях и с распущенными по ветру волосами.
Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%88%D1%8C" \o "Мокошь" Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей
Внешний облик у нее один, но происхождение может быть различным.
Согласно славянским поверьям, появление кикимор связано с «нечистой», неправильной смертью, что это дух неупокоенного мертвеца или проделки нечистой силы на месте такой смерти. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой.
Леший
Леший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.
Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, можетбыть невидимым.
Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь подземлю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных.
Лешемуприписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые
ветром.Отношение к лешему в народе было двойственным: он
одновременно и нечистая сила и справедливый дух.
Представления о происхождении леших размыты. Распространено
мнение, что лешими становятсяпроклятые люди, умершие некрещёнными
или обмененныенечистой силой дети. В народном христианствелешие
рассматривались как лесные черти -творения дьявола, или как не
представленные богу адамовы дети.
Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.
Кощей Бессмертный
Персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть Кощея».
В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А». И объясняется почему. «Кащей», по мнению Даля, происходит от слова «кастить», что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить».«Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна.
Впрочем, как считает тот же Даль, Кащей через «А» со временем был переделан в Кощея через «О» – от слова «кости». Это говорящим по-русски ближе, понятнее. Действительно, Кощея представляют обычно как непомерно худого человека, костлявого старика, скрягу, скупца.
Ещё одна версия, якобы было такое бранное слово в XII–XIII веках. «Кащей» значило «раб» . Это в какой-то степени и Даль подтверждает: он упоминает старинное «кащей» – смерд, подлый раб.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.