Информационно-педагогический модуль об использовании видеосюжетов на уроках английского языка (из личного опыта)

Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Управление общим и профессиональным образованием
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма







Информационно-педагогический
модуль

Обобщение опыта работы по теме
«Использование видеосюжетов и видеофильмов для повышения мотивации у учащихся при изучении иностранного языка и обеспечения интеллектуального и творческого развития личности»




Учитель английского языка
Турчанович Татьяна Юрьевна




Надым, 2012





ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ (ИПМ)


Наименование опыта.
«Использование видеосюжетов на уроках английского языка» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма, Турчанович Татьяна Юрьевна, учитель английского языка.
Условия возникновения, становления опыта.
Идея использования видеосюжетов и видеофильмов в процессе обучения иностранным языкам не пользуется большой поддержкой среди учителей средней школы. Отношение к ней среди практикующих педагогов колеблется от резко отрицательного до настороженно одобрительного. Об этом же свидетельствует тот факт, что к действующим УМК не предусмотрен выпуск видеокассет (аудиокассеты включаются в УМК в обязательном порядке). Главными аргументами против использования видео считаются следующие:
требуют слишком много времени,
учащиеся отвлекаются на изображение, и собственно информация уходит на второй план,
трудно найти видеоматериалы на английском языке.
Тем не менее, следует признать, что выросло поколение школьников, которые уже не так остро воспринимают слово учителя, так как они выросли у экрана телевизора и для них привычнее картинка, как носитель информации.
В конце 90-х годов удачно сложились два фактора, которые в дальнейшем позволили мне выйти на данную тему. Во-первых, учащиеся лицейских классов по договору с ООО НГП получили возможность выезжать в Англию для обучения английскому языку в сопровождении учителя. Таким образом, у меня появилась возможность привозить видеокассеты с нужными материалами. Во-вторых, в Надыме появилось кабельное телевидение, где три канала вещали на английском языке: ВВС – World, CNN, Discovery. Сюжеты из различных передач я стала использовать на уроках эпизодически. И вскоре выяснилось, что это резко повышает интерес учащихся и их мотивацию. Таким образом, я пришла к необходимости введения системы использования видеосюжетов на уроках.
Актуальность и перспективность опыта.
В условиях бурного развития техники и повсеместного перехода на электронные носители информации книга, к сожалению, перестает быть главным источником знаний. Все учителя сталкиваются с нежеланием учеников читать. Поэтому для повышения у учащихся мотивации необходимо идти в ногу со временем. Социальный заказ, стоящий перед школой сегодня, требует воспитания развитой личности, способной ориентироваться в современной жизни, с серьезными навыками самообразования, готовой к сотрудничеству, в том числе и с носителями английского языка, в различных сферах жизни и деятельности.
Наибольшие сложности в общении с людьми, говорящими на английском языке, вызывает именно понимание иноязычной речи в естественной, а не учебной обстановке, а этому в условиях классно-урочной работы обучить почти невозможно. Ведь как бы умело учитель не моделировал ситуацию общения, она все равно не становится аутентичной, а остается учебной.
Использование видеосюжетов отчасти способствует решению этого противоречия.

Теоретическая база опыта.
Теоретическая база использования видеосюжетов на уроках английского языка невелика вследствие причин, указанных мною в пункте II.
Главным же для меня явились все возрастающие требования к аутентичности используемых на уроках материалов, в частности работа Носонович Е.В. – «Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам». Аудиоматериалы и УМК Кузовлева В.П. в основном соответствуют требованиям аутентичности.
Но решающее значение для меня имела статья в подборке «From BBC News» за 2001 год об исследованиях британских ученых, проведенных ими в области восприятия информации. Они доказали, что всего 12% информации человек воспринимает через органы слуха; остальные 78% поступают через мимику, жесты, интонацию, тембр голоса и окружающую обстановку. В свете этой информации получается, что записанные на аудиокассету материалы «обречены» на непонимание, так как они полностью лишены зрительного контакта. Не учитывать современные достижения науки учитель не вправе, поэтому вопрос о правомерности использования видео на уроках решился окончательно.
Новизна опыта.
По своему объективному смыслу и значению результаты моего творческого опыта и исследования по данной теме следует объективно отнести к третьему уровню педагогического творчества, то есть усовершенствованию, который предполагает модернизацию и адаптацию к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения, развития и воспитания.
Он не содержит принципиально новых открытий и изобретений, главная его ценность в том, что он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применять общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Мастерство учителя при этом заключается в том, что он оригинально компонует, по-своему использует известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие ученика через приобщение его к социокультурным и социолингвистическим ценностям человечества. Именно человечества, а не англоязычных стран, так как на уроках я с успехом использую видеосюжеты о разных странах мира (например, Египет, Индия) на английском языке, а также постоянно провожу параллель с родной страной.
Сюжеты о нашей стране также не раз встречаются в материалах канала Discovery на английском языке. Так большой интерес у школьников вызывает фильм «Nevski Prospect», в котором рассказывается и об истории города, и о страшных годах блокады, и о культурных ценностях.
Еще одна центральная мысль – повышение мотивации у учащихся через использование видеосюжетов. Дело в том,
·что включенный телевизор – вполне привычная и очень комфортная для современного школьника обстановка. Это одновременно снижает психологическую тревожность учащихся и повышает интерес к происходящему. Таким образом, мы выходим на идею «учения без принуждения, основанную на переживании радости познания мира, на подлинном интересе».
Технология опыта.
Первая задача учителя – создание банка полноценных, аутентичных, пригодных для использования на уроках видеосюжетов. На сегодня я имею около 55 часов видеоматериала, носящего учебно-познавательный и развивающий характер, из них около одной трети на русском языке.
Далее наступает главный этап работы – применение видеоматериалов на уроках. Видеосюжеты включаются в урок с разными целями.
Я разделяю виды деятельности с использованием видео на 4 больших группы в соответствии с учебными задачами:
drill-watching
watching for getting information
pleasure watching
Russian watching
Первая группа DRILL WATCHING - это сюжеты для отработки определенных грамматических, лексических и речевых навыков. Сюда относятся видеокурсы Video English for school и Follow Me. В этих курсах все сюжеты сгруппированы по темам (лексическим либо грамматическим) и сами сюжеты уже включают в себя весь набор упражнений. Здесь от учителя не требуется никакого творчества, важно лишь умело подобрать сюжет к соответствующему уроку и органично его включить в план.
Вторая группа – WATCHING FOR GETTING INFORMATION занимает самое большое время в моей деятельности и, на мой взгляд, представляет наибольшую ценность. Главное для учителя – грамотно подобрать сюжет к изучаемой теме и включить его в работу на нужном этапе, чтобы учащиеся могли в значительной мере понять сюжет и извлечь максимум пользы. Далее работа выстраивается по привычной схеме:
- pre-watching (снятие трудностей в лексике и грамматике, вопросы, направленные на predicting и anticipation и т.д.);
- собственно просмотр (обычно 2 раза);
- post-watching activities (вопросы, комментарии, обсуждение, сравнение предвидения с реальными фактами, подведение итогов – What have you learned from this film? и т.д.);
- при необходимости более детального запоминания вопросы можно затем записать в тетрадь и задать на дом пересказ сюжета по вопросному плану.
Третья группа – WATCHING FOR PLEASURE--используется гораздо реже остальных видов деятельности и, как правило, только на обобщающих или завершающих уроках темы. Так, например, если фрагмент из фильма, показанный учителем в ходе изучения темы понравился учащимся, и они выразили желание посмотреть фильм подробнее, то, если позволяет время, урок после проведения контрольных работ и защиты проектов можно отдать под просмотр для удовольствия. (11 класс –My Fair Lady).
Четвертая группа – RUSSIAN WATCHING используется, если материал фильма представляет интерес с социокультурной точки зрения, но по сложности языка (лексика, фонетика) не может быть понят учащимися. Тогда им предлагается русскоязычная версия фильма, а последующая работа с ним ведется на английском языке аналогично тому, как это описано в группе 2.
Результативность.
Систематическое использование видеоматериалов на уроках в течение 3-х лет показало, что мотивация у учащихся значительно повысилась, они ожидают урока с применением видеосюжета. Опрос, проведенный среди учащихся 6-х, 9-х и 11-х классов показал, что 82% учащихся считают, что видеосюжеты способствуют расширению кругозора, 76% - помогают отрабатывать учебные умения и 93% - вызывают дополнительный интерес к предмету «иностранный язык».
Кроме того, видеосюжеты из группы 2 и 4 были использованы мною в работе МОУ ДОД «Созвездие» в 2004-2005 уч.году и были высоко оценены как участниками учебного процесса, так и их преподавателями из разных школ города.
Адресная направленность.
Опыт использования видеосюжетов на уроках английского языка может быть применен любым учителем. Он уже применяется учителями нашей школы. Учитель может либо воспользоваться моими методическими разработками, либо выстроить свою схему применения видеосюжетов. Для этого необходимо всего лишь заранее просмотреть его и наметить себе план работы.
Кроме того, при недостатке времени на уроке видеосюжеты можно эффективно использовать на занятиях кружков, факультативов и в иной внеклассной деятельности, например, при проведении различных конкурсов.


Трудоемкость.
На начальном этапе использование видеосюжетов занимает очень много времени и не всегда продуктивно. Но по мере приобретения опыта учителем затраты времени уменьшаются, продуктивность возрастает, мотивация повышается.
Только следует помнить, что непременным условием успешности является систематичность применения опыта; эпизодическое его использование не принесет желаемых результатов.






























ТУРЧАНОВИЧ ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

1972 г. окончила ГГПИИЯ
1975 г. приехала в город Надым
Стаж работы 33 года
Заслуженный учитель РФ
Отличник Народного просвещения
Учитель высшей квалификацион-ной категории
Победитель конкурса «Учитель года 1993» (г. Надым)
Победитель конкурса «Учитель года 1994» (г. Салехард)
Лауреат конкурса «Учитель года 1994» (г. Тюмень)

Тема работы: «Использование видеофильмов на уроках английского языка»

Профессиональные качества:
хорошее владение практикой и теорией английского языка;
высокая методическая компетентность;
профессиональная неуспокоенность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
преданность делу образования.

Человеческие достоинства:
добросовестность
честность
независимость
готовность помочь
общительность
чувство юмора



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
















































13PAGE 15


13PAGE 14215




video



Drill-watching



Russian watching


Watching for getting information



Watching for pleasure

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415