Статья Формирование познавательной и коммуникативной активности ребенка при подготовке его к школе
Формирование познавательной и коммуникативной активности
ребенка при подготовке его к школе
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по – прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей постоянно изучается и контролируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то - сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, и умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем.
Взаимосвязь познавательной и коммуникативной активности ребенка формируется на протяжении всего дошкольного детства. Современные психолого – педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений , полезных и интересных сведений, у нее не разовьется потребность выяснить непонятное , узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Поэтому выяснений условий, эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру, несомненно, способствует подготовке его к обучению в школе.
Вместе с тем, ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно уже в дошкольные годы развить у ребенка высокие формы общения с взрослыми и сверстниками.
В структуре коммуникативной деятельности выделяют такие ее компоненты, как предмет, потребности, мотивы, цели, задачи, действия и операции Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним. Выделены три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные.
Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на сознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности дошкольника. У детей одного и того возраста познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обособленных особыми путями индивидуальными развития
Выделяют три уровня развития познавательного интереса.
Уровень фактов репродуктивной деятельности. На этом уровне интерес «находится на поверхности» отдельных фактов.
Уровень выделения существенных связей и стремление к поисковой деятельности.
Этот уровень требует поиска, догадки, оперирования имеющимися
знаниями, приобретенными способами получения образования. На этой стадии дети еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно – следственных связей. Это уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых способов учения.
Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению достаточно может быть ситуативным. Он исчезает с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.
Локализация познавательного интереса может быть также различной.
Значительная часть детей имеет его аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует
побуждений извне.
Другая часть детей имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников, в том числе за пределами урока.
Наконец, оставшуюся группу дошкольников составляют учащиеся с четко локализованными познавательными интересами.
Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность.
15