«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме взаимодействия в профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги - теоретики и практики - рассматривают взаимодействие как условие развития творческих способностей, повышения профессионализма, как механизм связи семьи и школы, как фактор личностного саморазвития учащихся и т.п. Это далеко не полное перечисление показывает разнообразие подходов к взаимодействию учителя и ученика в образовательном пространстве.
Теоретическая и практическая значимость исследования проблем педагогического общения в системе «учитель-ученик» обусловливается, прежде всего, тем, что общение учителя с учащимися является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности школьников, становлением ученического коллектива.
Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.
Современная ситуация требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога и воспитанника в учебном процессе, стиля взаимоотношений, взаимодействий, особенностей общения между учителем и учеником, подчеркивает мысль о том, что оптимизация педагогического общения происходит через осознание содержания образования, умелое использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов, способных улучшить взаимоотношение, взаимодействие учителя и ученика.Поэтому, проблема взаимодействия учителя и учащихся становится одной из самых актуальных для современного образовательного процесса.
Перефразируя В.А. Сухомлинского, можно сказать, что проблема педагогических взаимодействий представляет собой «…один из участков педагогической целины».
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается и человеческих отношений: мы не можем сказать о человеке, каков он -- добрый, злой, целеустремленный, безалаберный, терпеливый или нет -- до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Другими словами, именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.
Сфера педагогики взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления процессом образования и т.д. Однако анализ психолого-педагогической литературы последних лет показывает, что приоритет в данном направлении занимает область человеческих взаимоотношений, а не взаимодействий. Нет нужды подчеркивать самую тесную связь этих понятий и явлений. Но все же необходимо, чтобы и взаимодействие (гуманитарное, педагогическое) изучалось как самостоятельная и самоценная область исследований.
В широком, методологическом смысле взаимодействие -- это нечто большее, чем традиционно трактуемая совместная деятельность людей. Взаимодействие в философском понимании -- это форма существования и движения материи. Такие превращения происходят вокруг нас постоянно: химические реакции; солнечная активность; фотосинтез; рождение ребенка; развитие экономики; создание произведений искусства и т.д.
Взаимодействие рано или поздно приводит к определенным изменениям в объекте.
Существует некоторая небрежность в использовании таких понятий, как взаимосвязь, взаимоотношения, влияние, воздействие. Все это близкие друг другу ассоциативные понятия, однако не стоит использовать их как синонимы. Специфику каждого из них можно определить, сравнивая с категорией взаимодействия.
Взаимосвязь и взаимодействие. По отношению к взаимосвязи психолого-педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью -- передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д. Если в учебном кабинете случайно собрались учащиеся из разных классов, то, вольно или невольно, они оказались взаимосвязаны. Но это вовсе не означает, что они вступили в процесс педагогического (учебного или воспитательного) взаимодействия.
Взаимоотношение и взаимодействие. Взаимоотношения могут носить как официальный (подчинение, управление и пр.), так и неофициальный характер (дружба, любовь, вражда и т.д.). По сравнению с взаимодействием формирование взаимоотношений носит менее управляемый характер, хотя сложившиеся взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс совместной деятельности.
Так, учителя, придерживающиеся в поведении либерального стиля, обычно ориентированы на установление доброжелательных отношений с учениками. В этом случае процесс учебной деятельности устраивает обе стороны, но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными (неважные оценки за контрольные работы, сбои на вступительных экзаменах, вынужденное обращение за помощью к репетиторам и т.д.). Таким педагогам бывает нелегко при столкновении с дисциплинарными проблемами, и многие из них предпочтут отказаться от их решения, желая избежать необходимого давления на себя или других.
Влияние и взаимодействие. В педагогике и психологии влияние означает изменение поведения одного человека под воздействием другого. Влияние может быть направленным (убеждение, внушение) и ненаправленным (подражание, заражение). В то время как педагогическое взаимодействие всегда отличается определенной регламентированностью, продиктованной самой структурой образовательного процесса: кто, когда, с какой целью, на основании какого содержания и т.д. вступает во взаимодействие.
Можно выделить случаи, когда процесс педагогического взаимодействия предшествует психологическому влиянию: ценностные ориентации учителя в какой-то период начинают влиять на ценности и мировосприятие школьников, но случается и наоборот.
В школьной практике на поведение ученика оказывают влияние многие факторы: учителя, сверстники, мнение родителей, принятый стиль отношений в школе, в классе, социальный заказ общества, стандарт образования и пр. Однако только с некоторыми из них учащийся вступает в непосредственное взаимодействие, и только часть из них приводит школьника к реальному успешному результату.
Воздействие и взаимодействие. Воздействие -- это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправленно, в то время как взаимодействию обязательно присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата
Давая характеристику взаимодействий в образовательном пространстве, не избежать вопроса о психологической трактовке данного понятия. Здесь уместно вспомнить о том, что любая теория в психологии так или иначе обязательно касается именно взаимоотношений и взаимодействий людей друг с другом. Проблемы действенного контакта, конструктивного взаимодействия стали сильно волновать в последнее время не только персональных психологов, но и управленцев, бизнесменов и т.д. Все чаще звучат словосочетания: "работать единой командой", "успех всех", "поддерживать корпоративность" и пр. Нужно помочь человеку стать счастливым, а для этого научить взаимодействовать с окружающими в личностной и профессиональной сферах, чтобы "утром хотелось идти на работу, а вечером -- домой".Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, когда ребенок вступает в особые отношения с взрослыми и сверстниками. Для ученика школа становится сферой его "профессиональной" деятельности: образования, учения. И здесь взаимодействие становится определяющим механизмом. В последнее время заметно изменились подходы в определениях сущности процессов воспитания, обучения. Если раньше ученые пользовались термином "воздействие", то сегодня большинство трактует связь педагога и воспитанника через "взаимодействие":
«Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания».
«Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых-- воспитательных-- задач, а итогом-- изменение психологических характеристик личности».
Каждый человек -- сам по себе остров, и он может построить мосты к другим островам только в том случае, если хочет быть самим собой и дает себе возможность сделать это. Поэтому помогать другому стать человеком, значит принимать другого. Это значит-- принимать его чувства, отношения, верования, являющиеся действительно частью его самого. И в этом заключена огромная ценность.
Казалось бы, каждый педагог и родитель заинтересованы в реализации гуманистического подхода к воспитанию детей. Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Почему? Педагог должен быть готов к различным проявлениям отношения воспитанника к педагогической работе: от полного принятия школьником требований учителя до частичного или полного непринятия позиции воспитателя. Далеко не каждый взрослый, несмотря на заявленную гуманистическую позицию, предпочтет на деле установление контактов с ребенком привычному педагогическому орудию -- дисциплинарному воздействию.
К тому же и сам воспитатель в силу объективных и субъективных обстоятельств является человеком со сложившимся стилем общения.
На первый взгляд существование стилей объясняет многие конфликты в образовательном процессе. Если учитель (руководитель учебной ситуации) строит свои взаимодействия с учениками, основываясь на авторитарной или либеральной позиции, то рано или поздно возникнет конфликтная ситуация. Значит ли это, что у учителя -"демократа" не должно быть проблем? Но проблемы существуют! Мы забываем, что в процесс взаимодействия конфликтующих сторон вовлечен не только учитель, но и школьник.
Ученик -- это далеко не пассивная сторона педагогического взаимодействия. Отношение ребенка, подростка к происходящим событиям может быть также различно. Один привык во всем полагаться на педагога, какого бы стиля руководства тот ни придерживался. Другой, напротив, занимает позицию Портоса, героя романа "Три мушкетера": "Я дерусь, потому что... дерусь". Третий от случая к случаю занимает позицию то "послушного", принимающего требования педагога, то "несогласного", активно избегающего контактов. Таким образом, возникает многомерное сочетание педагогических взаимодействий, зависящих от позиций, занимаемых и учителем, и учащимся.
Сопоставление различных позиций, вытекающих из типологии стилей руководства показывает, что в педагогике нет готового рецепта (своеобразной панацеи) на все случаи жизни. Каждая ситуация имеет свои плюсы и минусы. Учитывая это, педагог-профессионал должен прогнозировать развитие ситуации и отношений. Замечено, что из "непринимающих" школьников часто вырастают яркие индивидуальности, люди с неповторимым отношением к окружающему миру. И, как показывает жизнь, у таких детей с течением времени формируется инициативность, лидерские качества, часто они оказываются в большей степени подготовлены к социальной адаптации, нежели "послушные" дети, которые всегда и во всем следовали указаниям "старших товарищей".
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык понятия "гуманный подход", "личностно-ориентированное обучение", "субъект-субъектные отношения", "педагогика сотрудничества" и т.д. Известно: личность воспитанника творит себя. В механизмах гуманистического подхода она выступает действенной силой, следовательно, педагогическая задача сводится к стимулированию ее конструктивной, созидающей активности. Тогда воспитанник не просто объект воспитания, и воспитание не "целенаправленное воздействие" активной стороны на пассивную.
Гуманистическое воспитание -- всегда партнерство воспитателей и воспитанников, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.
К основным принципам современного подхода гуманистического ("очеловеченного") образовательного процесса относятся:
а) ценностное отношение к личности ребенка и подростка: признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний (при этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это -- показатель уровня профессионального мастерства учителя);
б) субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, т.е. предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;
в) признание за ребенком прав:
· на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка;
· на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью;
г) признание за собой и за ребенком обязанностей: «Что бы я не делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
Однако процессы учебной интеграции направлены на сближение сфер учебной и воспитательной деятельности, на сглаживание различий между ними. Поэтому нужна серьезная перестройка механизмов педагогических взаимодействий, целью которых должно стать создание условий для полноценного развития всех субъектов, включенных в образовательный процесс.
При этом необходимо по-новому переосмыслить роль учащегося в обучении, принять его как субъект, то есть инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса. Следовательно, нуждаются в пересмотре права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - не только ученика, но и педагога, поскольку новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих современному уровню обучения, постоянного самообразования.