Повышение качества образовательного процесса


Повышение качества образовательного процесса
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно это касается и деятельности в сфере дополнительного образования. Оценка качества образования – одна из сложнейших проблем российского образования.
Качество дополнительного образования рассматривается как интегральная характеристика показателей, отражающих состояние и результативность процесса дополнительного образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), в развитии и формировании гражданских, бытовых, профессиональных качеств личности. Естественно, что качество не появляется внезапно, его необходимо готовить, планировать, управлять этим процессом. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг.
Мониторинг от латинского monitor – напоминающий, назидающий. Это наблюдение, измерение, исследование различных объектов в науке, технике, общественной жизни, которая осуществляется в течение довольно длительного времени.
Объектом педагогического мониторинга в образовании являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, т.е. образовательный мониторинг – процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса.
Объектом мониторинга тем самым становятся учащиеся, педагоги, родители, социум, сюда же необходимо отнести и методическое обеспечение образовательного процесса.
При проведении мониторинговых исследований учащихся рассматриваются следующие показатели:
1.Количественные показатели – анализируемые 3 раза в течение учебного года.
Контрольными точками условно являются 15 сентября, 1 января, 25 мая. Анализируются количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента воспитанников, т. е. анализ по годам обучения, количество мальчиков и девочек, распределение по школам, количество учебных групп. В ЦРТДиЮ практикуются полугодовые цифровые отчеты на 1и 2 полугодие, социальный паспорт объединения: дети – сироты, дети – инвалиды, дети группы риска….
2 показатель. Результаты учебно – воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики (аттестации).
«Нулевой этап» проводится в течение двух недель в конце сентября, когда закончился набор учащихся в учебные группы объединений.
Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. Педагог осуществляет:
-прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор программы обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения этого этапа – тестирование, анкетирование, контрольный срез. Организация проведения осуществляется педагогами. Результаты, анализ, выводы желательно обсудить на заседаниях отделов.
Промежуточная аттестация проводится в ноябре, декабре.
Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся. Задачи промежуточной аттестации:
- оценка успешности выбора технологии и методики;
- корректировка учебного процесса.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают педагоги. Анализ желательно осуществить методической службой и выводы обсудить на заседаниях отделов.
Итоговый этап имеет своей целью – подведение итогов завершающего года обучения.
При проведении этого этапа аттестации педагог решает задачи:
- анализ результатов обучения;
- оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных задач;
-анализируется действие педагога.
Этот этап проводится в апреле, мае.
Формами проведения могут быть:
- в музыкальных объединениях: контрольные уроки, урок- концерт и отчетный концерт;
-в объединениях декоративно- прикладной направленности: самостоятельная практическая работа, выставка работ.
- творческие работы, творческие конкурсы, тестирование.
Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педсовете.
3 показатель: результаты исследования развития воспитанников. Педагогами, (лучший вариант – психологами) отслеживаются показатели:
- уровень развития познавательных способностей,
-эмоциональных качеств личности;
- креативности;
-самооценки.
Итоги обсуждаются на итоговом педсовете.
При рассмотрении вопроса о результатах обучения возникает ряд проблем. В общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан, в ДО же этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов. В силу индивидуального характера многих образовательных программ, в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Вместе с тем, для облегчения создания таких методик педагогам ДО можно предложить общую схему диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.
Конечно, ни одна предложенная матрица не сможет во всей полноте отразить весь диапазон всех параметров, которые можно исследовать. Можно предложить один из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов в ДО.
Что же такое образовательный результат? Можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Результативность – это степень соответствия ожидаемых (субъективно заданных) и полученных результатов.
По каким показателям чаще всего мы судим о результатах занятий ребенка в объединении, студии, секции, ансамбле и т.п.?
В реальной практике ДО детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но такой подход таит в себе ряд опасностей.
Во – первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и, далеко, не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Во–вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Формирование личностных качеств – процесс длительный. Их гораздо сложнее выявить и оценить, тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности по всей их полноте необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой ДО детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, поскольку, о ее результатах необходимо судить по 2 группам показателей: учебным и личностным. Подробно остановимся на учебном показателе, фиксирующем предметные ЗУН, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы. Предлагается таблица, демонстрирующая технологию определения учебных результатов: «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе». ( Приложение № 1)
Второй объект мониторинга: профессиональное мастерство педагога.
Цель – повышение профессионального мастерства педагогов, мотивация педагогов к саморазвитию т творчеству.
Мониторинг проводится по следующим показателям:
освоение программы;
сохранность контингента;
промежуточная и итоговая аттестация учащихся;
интересные нестандартные формы занятий;
участие в семинарах, педсоветах, в школе передового опыта, МО ПДО;
повышение квалификации;
организация воспитательной работы в коллективе;
участие в опытно - экспериментальной работе;
взаимопосещение занятий;
работа с родителями;
взаимодействие со средой.
Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается методической службой и администрацией ЦРТДиЮ, обсуждается на педсовете, заседаниях отделов, в индивидуальных беседах с педагогами.
Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.
Понятие «дополнительное образование» появилось только в 1992 году, специальность педагога ДО только начала зарождаться. Бывшие руководители кружков постепенно учились многому заново, нарабатывали методический материал, учились писать программы соответствующие требованиям. В ЦРТДиЮ не все педагоги имеют педагогическое образование, но, имея среднее, специальное, высшее техническое и другое образование, прошли большой путь в становлении педагогов. Качественный состав педагогического коллектива на сей день таков: из 21педагогических работников 12 - педагогов высшей квалификационной категории, 4 – первой категории. С высшим образованием – 15 человек, 5 - «Почетных работника общего образования РФ», 1 - «Заслуженный работник культуры Кубани»,
3- награждены грамотами Министерства образования РФ..6 педагогов стали победителями районного конкурса ПДО, 1 педагог – дипломантом 2 степени и 2 - финалистами краевого конкурса «Сердце отдаю детям», Это хорошие результаты. Тем не менее, наша жизнь очень быстро меняется и мы не должны отставать от ее ритма. Разработав образовательную программу, сдав ее руководству, нельзя успокаиваться до того времени, пока подходит время личной аттестации педагога. Необходимо непрерывное повышение уровня профмастерства, профкомпетентности. В деятельности ПДО, да и других педагогических работников, существует 2 ярко выраженные составляющие.
Во – первых, каждый педагог - специалист в какой – либо области: прикладное творчество, хореография, вокал и т.д., которая требует специального самообразования.
Во – вторых, каждый педагог занимается обучением детей, т.е. осуществляет педагогическую деятельность и поэтому ему требуется педагогическое самообразование.
Мы, как правило, занимаемся в какой- то мере самообразованием. Этого требуют условия существования в педагогической среде: частично обновляем содержание преподавания, изменяем учебные планы. Часто мы не дифференцируем 2 вида самообразования, считая , что самообразование движется успешно только в том направлении, в котором у педагога наиболее выражены задатки и способности. Поэтому результаты самообразования нередко имеют одну выраженную составляющую, специальную или педагогическую. При этом мы не замечаем порой, что пока развиваем один вид, в другом - происходит отставание. Безусловно, повышение профмастерства педагога – целенаправленная совместно организованная деятельность администрации учреждения, методистов, психолога, и, прежде всего самого педагога.
На становление педагога как профессионала влияет много факторов. Например, возраст и педагогический стаж.
Первые 5 лет – молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Он легче переносит ситуацию оценки. Он открыт восприятию нового, склонен к самообразованию;
Следующие 6–10 лет – происходит стабилизация профессиональной деятельности, совершенствуется арсенал методов и приемов обучения, уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег и воспитанников.
Педагоги со стажем 11- 15 лет - зачастую начинают переживать так называемый «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что – то изменить и своими изменить и своими возможностями. Они реже, чем молодые педагоги, используют требования, угрозы и наказания;
16 – 20 лет педагогического стажа связаны со вступлением в кризис «середины жизни». Это возраст предварительного подведения итогов жизни. В этом возрасте может возникнуть несоответствие между «Я реальным» и «Я идеальным». Но, с другой стороны, это время расцвета профессионализма, увлеченности своим делом;
21 – 25 лет – эти педагоги достигают наиболее высоких результатов труда и высокой оценки уровня сформированности профессионально важных качеств. Они имеют возможность посвятить себя профессии, т.к. их собственные дети уже становятся самостоятельными;Педагог со стажем более 25 лет – в этом возрасте возможно возникновение некоторых специфических проблем, связанных с так называемым «синдромом эмоционального выгорания», для которого характерны невосприимчивость к новому и в исключительных случаях нарушения отношений партнерства с воспитанниками, а также психоэмоциональное перенапряжение.
Задача методической службы ЦРТДиЮ - обеспечить расцвет творчества каждого педагога. Его поддержка, создание ситуации успеха педагога, тогда и педагог сможет создать ситуацию успеха для своих воспитанников. Задачи содействия профессиональному самообразованию – в нахождении больших затруднений педагога и оказания помощи в том виде самообразования, который менее развивается.
В этом направлении используются образовательные услуги, как организуемые в ЦРТДиЮ (семинары, МО, индивидуальная работа и т. д.), так и в учрежденной системе повышения квалификации (курсы). Желательно провести методической службой комплексное анкетирование для исследования возможности участия членов педагогического коллектива в разработке программно – методического обеспечения образовательного процесса, в обновлении образовательной деятельности, организации интеграционных процессов. Это даст направление методической работе по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, стимулирует педагогов к осмыслению и решению своих профессиональных проблем, определит уровень методических затруднений. ( Приложение № 2).
Анкета № 1 – метод изучения профессиональной компетентности педагогов – субъективный метод (прямой).
Анкета № 2 – осмысление своих профессиональных проблем:
По уровню профессионального мастерства чаще выделяют 4 группы педагогов:
начинающие,
педагоги – профессионалы (от 1 до 10 лет);
педагоги – мастера педагогического труда;
педагоги – исследователи.
Цели и задачи по становлению и развитию педагогического мастерства зависит от форм методической работы, которые могут быть: индивидуальными, групповыми, коллективными.

Формы методической работы
Уровень
Профессионального
мастерства Коллективные Групповые Индивидуальные
Начинающие
педагоги Участие в педсоветах и педагогических конференциях. Компьютерные курсы.
Лекции и семинары Школа молодого педагога. Участие в работе МО.
Участие в работе творческих мастерских.
Участие во временном творческом коллективе. Обучение изготовлению дидактического и методического материала. Курсы ИПК.
Посещение занятий опытных педагогов или педагогов данной творческой направленности.
Работа с наставниками. Самообразование.
Использование типового учебно – тематического плана.
Начало работы над программой.
Педагоги –
Профессионалы Участие в педсоветах и педагогических конференциях. Компьютерные курсы.
Лекции и семинары. Активное участие в работе методических объединений.
Подготовка и проведение мастер – классов.
Групповые взаимопосещения занятий педагогов. Курсы ИПК.
Курсы по повышению творческого мастерства. Совершенствование профессионального мастерства. Ведение консультации. Самообразование.
Разработка учебно – тематического плана.
Разработка образовательной программы.
Педагоги-мастера Выступления на педсоветах и педагогических конференциях. Участие в педагогических конкурсах.
Дни открытых дверей. Участие в работе методических советов.
Подготовка и проведение мастер – классов и открытых занятий.
Обсуждение и апробация новых методик и технологий. Самообразование.
Разработка учебно – тематического плана.
Апробация образовательной программы.
Работа над индивидуальной педагогической темой.
Накопление материала и опыта для разработки авторских программ. Методических рекомендаций, пособий.
Овладение смежными областями. Наставничество.
Консультации. Стажировка.
Педагоги- исследователи Подготовка и выступления на педсоветах и педагогических конференциях. Организация и участие в педагогических чтениях. Участие в педагогических конкурсах. Дни открытых дверей. Написание статей на педагогические темы в профессиональные издания. Организация и руководство работой методического объединения. Организация и проведение творческих мастерских. Подготовка и проведение авторских мастер – классов и открытых занятий. Самообразование.
Разработка учебно- -тематическогоплана.
Реализация образовательной программы. Разработка и апробация авторской программы, методических рекомендаций, пособий. Профессиональная культура и самообразование.
Научно – исследовательская работа по педагогической теме.
Овладение теорией и методологией исследовательской деятельности. Наставничество.
Консультации. Стажировка.
Итак, цель методической работы – создание условий для саморазвития личности педагога.
Во главе методической работы стоит педагог, поэтому надо создать необходимые условия для саморазвития и самообразования, для повышения педагогического мастерства.
Какие же это условия?
*Организационно – педагогические (составление удобного расписания для педагога и детей, координация массовых мероприятий, выделение определенного дня совещаний, методических объединений и педагоги-ческих советов);*Морально – психологические (создание здорового психологического климата в коллективе, разработка системы моральных поощрений самообразования предотвращение конфликтов, поддержка инициативы);
* Материальные (создание Материально – технической базы для работы, дифференцированный подход к распределению надбавок и доплат педагогам);* Санитарно – гигиенические (создание необходимых условий для работы, охрана труда и укрепление здоровья).
В настоящее время все эти условия для плодотворной работы имеются. Для руководства методическая работа есть форма контроля. Для администрации ЦРТДиЮ важны не только количественные результаты, но и качественные.
Родители как объект педагогического мониторинга.
При проведении этих мониторинговых исследований рассматриваются следующие показатели:
1.Количественные показатели социального состава семей. Среди этих показателей: общее количество семей, образовательный уровень семьи, количество полных, неполных, трудных, многодетных семей.
Количественные показатели отслеживаются 2 раза в год: в начале и в конце года (в сентябре – октябре и в конце мая).
2.Социологические исследования социального заказа семей образовательных услуг проводится 1 раз в конце текущего учебного года.
Для изучения этого заказа используются анкеты, результаты которых обрабатываются и учитываются при составлении учебного плана.
4 объект педагогического мониторинга – методическое обеспечение образовательного процесса.
Эта работа приобретает большую актуальность в связи с недостатком или отсутствием типовых программ ДО.
Развитие системы Д, детей становится по настоящему эффективным, если образовательные программы творческих объединений соответствуют интересам и потребностям детей, учитывают реальные возможности их удовлетворения.
Следовательно, необходимы грамотные, востребованные программы и методическое обеспечение учебных программ.
Желательно, ежегодно проводить методическую выставку, на которой в различной форме организовывать работу по обмену методической информацией, изучать программно – методическое обеспечение программы. Методическая выставка стимулирует деятельность педагогического коллектива по разработке программно – методического обеспечения образовательного процесса, что позволяет увеличить методический банк, копилку методического кабинета методическими рекомендациями, методическими разработками, дидактическими пособиями.
5 объект педагогического мониторинга – социум.
1. Диагностике и анализу подвергаются связи объединений учащихся, взаимодействие ЦРТДиЮ с другими учреждениями. Сопоставляя, с итогами прошлого года можно наметить пути дальнейшего сотрудничества.
2. Проводятся социологические исследования социального заказа общества. При проведении этого исследования опрашиваются родители, администрация общеобразовательных учреждений, работники Управления Образованием, представители округа и т.д.
На основании этого выявляется соответствие требований социального заказа и действительных результатов работы ЦРТДиЮ в одних и тех же качественных и количественных показателях.
Так что же дадут нам результаты мониторинга? «Лишние бумаги» - вздохнут одни. «Лишняя головная боль» - скажут другие. Подводя черту под всем вышеизложенным, ответ скептикам:
1.Данные мониторинга лягут в основу программы развития ЦРТДиЮ на следующий год.
2. На основе данных мониторинга ежегодно составляется учебный план, перспективный план учебно - воспитательной работы на текущий год.
3. Педагогический мониторинг помогает обеспечить непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития педагогической системы учреждения. Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верны были управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы и формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

Руководитель МО ПДО
города Славянска – на – Кубани,
Методист, МАУ ДО ЦРТДиЮ Казаченко К.Б.