Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии


 
Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
«Там, где нет движения, нет и жизни.
И, если мы хотим жить во временном
потоке XXI века, нам надо все время
меняться и учиться».
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Основной целью работы любого учителя должно стать повышение качества образовательного процесса через реализацию ФГОС на уроках. Для этого необходимо:
- провести отбор содержания с учетом индивидуального подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности;
- дать представления об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Сущность реализации ФГОС – это отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, деятельностный подход к учебному процессу, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить:
1. Единство образовательного пространства Российской Федерации;
2. Преемственность основных образовательных программ ;3. Повышение мотивации к обучению.
Одной из целей общего образования  является создание условий для формирования у обучающихся способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие  общества, формирование  у подростков социальной мобильности, адаптации через деятельностный принцип организации  образования обучающихся. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации. Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках необходимо использовать разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Деятельность учителя по своей сущности всегда связана с творческим поиском наилучших вариантов обучения и воспитания школьников, с созданием оптимальных условий для успешного решения актуальных учебно-воспитательных задач. При организации уроков, для повышения качества обучения биологии я использую технологии, которые на мой взгляд наиболее эффективные. Стараясь идти в ногу со временем использую на своих уроках информационно-коммуникативные технологии. ИКТ значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, способствуют индивидуализации процесса обучения. В ходе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ использую Интернет ресурсы, тренажеры, интерактивные пособия, электронные учебники, видео уроки, презентации решения задач по генетике, цитологии, показ схем развития животных, растений и др. В презентации включаю как текстовый материал, так и аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т.д.), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видеофрагмент) и др. Это позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что, в свою очередь, дает возможность удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Для обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий успешно применяю задания с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, на интерпретацию текста в графическое изображение, на сравнения и сопоставление,
составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану, составление плана ответа по материалам сайта, статьи, выделение причинно-следственных связей, задания на оценочную деятельность (найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию) и другие задания.
Использование технологии проектного обучения позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.
Технологию разноуровневого обучения осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника, презентации. Аналогичные задания использую и в других классах, используя дополнительную литературу, готовят презентации уроков на тему урока, на опережение, «Удивительные животные отряда…» и др., составление сказок, макетов, стихов о клетке, схем связей и др. Такие разноуровневые задания есть в учебнике, рабочей тетради в 5-6кл.: задания для любознательных, провести исследования, эксперимент, наблюдение, написать доклад и др. С пятого класса начинается работа по подготовке к сдачи экзамена, потому проверочные работы составляю в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Кроме того, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной, кровеносной систем рассказываю, показываю, как нужно дышать, для чего нужно больше двигаться, ходить по лестницам. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления и др.
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что технологий много, учитель постоянно находится в движении, поиске новых, наиболее оптимальных , эффективных для повышения качества подготовки учащихся. Адольф Дистервега говорил о том, что, «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…». Этому мы учим учеников и учимся сами.
Список литературы
1.Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.: М. «Просвещение» - 2011
2.Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 – 9 классы.: М. «Просвещение» - 2011
3.Примерные основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.: М. «Просвещение» - 2011
4.Фундаментальное ядро ФГОС.: М. «Просвещение» - 2011