Урок-аукцион по русскому языку на тему «Все народы меняются словами, занимают их друг у друга»
«Все народы меняются словами, занимают их друг у друга».
Тема: Об этимологии слов, заимствованных из современных европейских языков.
Цель: Продолжение знакомства с заимствованиями в русском языке, расширение понятия «заимствования».
Письмо по памяти.
Воробьи по проводам скачут и хохочут. Верно, строчки т.леграмм ножки им щекочут
(С. Маршак).
Далее разгадывают кроссворд.
Астрономический прибор для изучения небесных тел по их электромагнитному излучению. 2) Ручной оптический прибор из двух параллельно соединённых зрительных трубок для рассматривания далёких предметов. З) Наука о космических телах, образуемой ими системах и о Вселенной в целом. 4) Врач-специалист по глазным болезням.
Словарная работа.
Кроссворд (кросс англ. «пересечение», ворд «слово»). Кроссвордный
Затем ученики подбирают слова с английским элементом кросс- (кросс «спортивный бег, некоторые виды гонок по пересечённой местности (неровной, с холмами и оврагами)»; кроссовки «род спортивной обуви для бега»).
Далее учащиеся пишут сочинение-миниатюру.
На одном из занятий второклассница сказала мне, что слово кроссовки пишется с буквой А и с одной буквой С (крАСовки), так как проверяется словом красный (Кроссовки у меня красные, добавила она). Права ли эта девочка? Как, на ваш взгляд, следует проверить в правописание слова кроссовки?
(Ответ: Слово кроссовки проверяется словом кросс, так как обозначает обувь для бега по пересечённой местности.)
Уч и т е л ь: Заимствованные слова могут не только одинаково начинаться, но и одинаково заканчиваться.
Вспомните как можно больше слов, заканчивающихся элементом бол-. Случайно ли это? Футбол, волейбол, баскетбол.
Эти слова пришли к нам из английского языка, где -бол означает «мяч».
И значение, и правописание этих слов мы сможем объяснить более точно, если узнаем о значении первых частей этих слов. В английском языке фут значит «нога», волей «по- лёт», баскет «корзина».
Есть такой вид спорта, называемый мотобол. Сможете ли вы объяснить, в чём его особенность? Что вам помогло это понять?
(Мотобол это футбол на мотоциклах.)
Ещё один вид спортивной игры с мячом гандбол. Сможете ли вы объяснить, как играют в эту игру, если я подскажу вам, что ханд в переводе с английского значит «рука»? (Гандбол буквально ручной мяч, т.е. в этой игре в мяч играют исключительно руками).
Есть американская разновидность футбола бейсбол.
(В процессе работы на доске и в тетрадях учащихся появляется запись: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бейсбол.)
В нашей стране вот уже пять лет проводятся соревнования по такому виду спорта, как стритбол. Как вы думаете, что это за игра?
(Это уличный баскетбол, т. к. стрит «улица».)
Игра «Ромашка».
Середина ромашки английский элемент -бол, что значит «мяч». Условия игры: вспомнить слово по с этим элементом и объяснить значение и правописание первой части слова, тогда можно присоединить лепесток с первой частью к сердцевине ромашки.
Последовательное (от наиболее простого к наиболее сложному) ознакомление младших школьников с этимологией слов современного русского языка позволяет младшим школьникам естественным образом познать семантические связи слов, тайны словообразования, ушедшие в историю.
Учитель проводит аукцион слов:
Вспомните как можно больше слов с греческим элементом теле-, найдите доказательство этого в значении приведённого слова. (Кто последним назовёт слово в этом ряду тот выиграл).
Вспомните как можно больше слов с элементом -скоп, найдите доказательство этого в значении приведённого слова.
Далее следует самодиктант.
У ч и т е л ь: Запишите в тетрадь слова, содержащие греческое теле- в значении «далеко» (один человек пишет на доске).
Запишите в тетрадь слова, содержащие греческий элемент скоп- в значении «смотрю».
Примерная запись в тетради учащихся:
(теле-) телефон, телефонный, телефонист, телефонистка, телефонограмма, телеграф, телеграфист, телеграфистка, телеграмма, телевизор, телевидение, телевизионный, телеэкран, телевещание, телезритель, телепрограмма, телескоп, телескопический.
(-скоп ) телескоп, фильмоскоп, микроскоп (микро греч. «маленький»,), калейдоскоп (калос греч. «красивый», -ейдос греч. «вид»).
РУССКИЙ ЯЗЫК.
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки называют ... . 2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... . З) ... это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению. 4) ... это слова, противоположные по значению. 5) ... это слова, совпадающие или близкие по значению.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.)
МАТЕМАТИКА.
1) Размер, объём, протяжённость предмета называется . 2) - равносторонний прямоугольник. З) ... это единица длины, сотая часть метра. 4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, ... . 5) Мера длины, равная тысяче метров ... . б) Инструмент для вычерчивания окружностей называется .
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.)
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ).
1) ... это коллекция засушенных растений. 2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется .. - З) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться ... . 4) Солнце всходит на ... и заходит на .0.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
1) ... прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками. 2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении это . З) - это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 4) ... это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.)
МУЗЫКА.
1) .. благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. 2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется . З) ... это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. 4)- музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: мелодия, симфония, балет, опера.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Умом можно добыть богатство, а совестью почёт и уважение.
(Пословица)
Сибирь сторона богатая. В её горах и по её рекам много простых и драгоценных металлов, а в её тёмных лесах много пушных зверей с дорогими мехами.
(К.Д. Ушинский)
Слушай, добрый молодец, Илья Муромец! Дали мы тебе ноги, дали силу богатырскую ничто не мешает тебе поездить по русской земле.
(Сказка про Илью Муромца)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К. Паустовский)
Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, чёрными, серыми, даже белыми.
(По Н. Надеждиной)
«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
(А.С. Пушкин)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря...
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(А.С. Пушкин)
Велик телом, да мал делом.
(Пословица)
Ловись рыбка, мала и велика.
(Сказка «Лиса и волк»)
Был у того царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
(Сказка «Иван-царевич и серый волк»)
К вечеру перед ними показалась великолепная столица короля, с дворцами и башнями,, и король ввёл Элизу в свой дворец. В высоких мраморных покоях журчали фонтаны, а стены и потолки были расписаны красивыми картинами. Но Элиза ни на что не смотрела, она плакала и тосковала.
(Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»)
Поздние дни августа полны очарования.
(Н. Третьяков)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
(А.С. Пушкин)
Роняет лес багряный свой убор,
сребрит мороз увянувшее поле.
(А.С. Пушкин)
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
(Н. Сладков)
Вечерняя заря из золотистого переходит иногда в алый цвет, потом в багряный и наконец в багровый.
(В. Даль)
Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым солнцем и багровым пламенем весёлых лучей.
(К.Г. Паустовский)
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
(А.С. Пушкин)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(С. Есенин)
У нас в квартире есть балкон,
И у Серёжи есть балкон.
И вот с балкона на балкон
Мы протянули телефон.
(М. Борисова)
Осенняя елочка.
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом одним цветом.
(Н. Сладкое)
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великака; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М.Ю. Лермонтов)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: дятел. (Е. Серова)
Воробьи по проводам скачут и хохочут. Верно, строчки телеграмм ножки им щекочут. (Т. Белозёров)
Поёт зима аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. (С. Есенин)
Этот аквариум маленький пруд, В нём разноцветные рыбки живут. (Э. Успенский)
ЗАГАДКИ
Два братца век бегут,
два братца век догоняют. (колёса)
Поверчу
Волшебный круг,
И меня
Услышит друг. (телефон)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
Жмёшь на кнопки (не баян!),
Говоришь (не рация!),
И летит за океан
Информация! (телефон)
Вот так дом
Одно окно:
Каждый день
В окне кино! (телевизор)
Каждой ласточке знакомый,
Он идёт от дома к дому.
Запотели от росы
Стометровые усы. (телеграфный столб)
На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (аквариум)
Носил мальчик
Зелёный кафтанчик,
Стал паном Обзавёлся красным кафтаном. (помидор)
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Как только осень настаёт,
Меня он за руку берёт. (портфель)
13PAGE 15
13PAGE 14115
15