Рабочая программа по геометрии (8 класс) к учебнику Л.С. Атанасян
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО
естественных наук
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ________2014 г.
Руководитель МО
Ф.И.О. Лишик Л.И.
___________________ СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2014 г.
Зам. директора по УВР
Ф.И.О. Казакова Л.В.
_____________________ УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»______________2014г.
Директор МКОУ
«Боровская СОШ»
МО «Братский район»
Ф.И.О. Т.Е. Непомнящая
_____________________
Рабочая программа
учебного предмета
«Геометрия»
для обучающихся 8 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «математика»
Разработала:
Учитель Лишик Л.И.,
II квалификационной категории.
п. Боровской 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса МКОУ «Боровская СОШ» к учебнику «Геометрия 7-9» Н.Я. Л.С.Атанасян, Издательство Москва, «Просвещение, 2012 г. составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений основного общего образования (базовый уровень,1 -й вариант), Москва, «Просвещение», 2008г., автор Т.А. Бурмистрова, , в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта по математике, Основной образовательной программой «МКОУ Боровская СОШ», положением «О рабочих программах» МКОУ «Боровская СОШ».
Отличительной особенностью данной программы является изменение количества часов:
по программе-34 учебные недели, 68 часов
по рабочей программе – 35 учебных недель – 70 часов в соответствии с учебным планом МКОУ «Боровская СОШ».
Данные часы добавлены на итоговое повторение- 2 часа.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
Цели:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности человека, изучения смежных дисциплин, развития личности;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни: логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники
Воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры;
Развитие представлений о взаимосвязи геометрии с другими предметами.
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи геометрии с другими предметами.
Задачи:
формирование умений применять полученные знания при решении практических задач
сформировать понятия об основных геометрических фигурах, их свойствах
Формирование умения доказательства простейших теорем геометрии
Общая характеристика учебного предмета
В курсе геометрии 8-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется следующим аспектам: четырехугольникам, понятию площади плоских фигур, подобию треугольников. Главное место занимают свойства и виды четырехугольников, вычисления площадей плоских фигур. Формируются умения выделять по признакам виды четырехугольников. Особое внимание уделяется доказательству теорем с использованием соответствующих признаков равенства треугольников, что требует систематического повторения курса геометрии 7 класса. Теорема о сумме углов многоугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов, решению практических задач.
Место и роль учебного предмета в федеральном базисном учебном плане
Курс «Геометрия» 8 класса является инвариантной частью учебного плана МКОУ «Боровская СОШ»
Программой отводится на изучение геометрии по 2 часа в неделю, 35 учебных недель, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов и один час итогового тестирования за курс 8 класса.
Содержание программы
1.Четырехугольники (14 часов)
Простейшие виды четырехугольников: параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция. Признаки и свойства четырехугольников. Осевая и центральная симметрия вводится как преобразование плоскости.
2.Площади (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Выводы формул для вычисления площадей четырехугольников. Доказательство теоремы Пифагора. Решение задач
3.Подобие треугольников (19 часов)
Определение подобных треугольников. Доказательство признаков подобия треугольников. Изучение теоремы об отношениях площадей подобных фигур. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Определение синуса, косинуса и тангенса острого угла треугольника
4.Окружность (17 часов)Определение окружности. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы.
5.Повторение. Решение задач. (6 часов)
Повторение основных понятий, изученных в курсе геометрии 8 класса. Решение задач планиметрии.
Контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площади» 1 час, «Подобные треугольники» 2 часа, «Окружность» 1 час и 1 час отведен на итоговое тестирование за курс 8 класса.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в тестирования.
Планируемые
(ожидаемые результаты)
В результате изучения курса геометрии 8-го класса обучающиеся должны знать/уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (треугольники, четырехугольники, и их частные виды), различать их взаимное расположение; знать свойства геометрических фигур, приводить доказательство теорем.
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов, площадей);
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи.
Применять приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Материально-техническое обеспечение программы
УМК учителя
№
п/п Пособие Год издания Издательство Автор
1. Программы общеобразовательных учреждений 2008 Москва, «Просвещение» Т.А. Бурмистрова2. Поурочные разработки по геометрии 8 класса 2009г. Москва, «Просвещение» Н.Ф. Гаврилова
3. Дидактические материалы по геометрии , 8 класс 2009 Москва, «Просвещение» А.С. Чесноков
4. Контрольные работы,
8 класс (ФГОС) 2013 Москва, «Экзамен» В.Н. Рудницкая5. Контрольные работы по геометрии,
8 класс (ФГОС) 2013 Москва, «Экзамен» Т.М. Ерина
6. Ж-лы «Математика, приложение к «1 сентября с СД-дисками 208-2014гг. Москва «Школа Пресс» 7. «Уроки геометрии с применением ИКТ» 2011 Москва «Планета» С.О. Минаева
УМК учащихся
1. Учебник «Геометрия 7-9» 2011 Москва, «Просвещение» Л.С. Атанасян
2. Рабочая тетрадь по геометрии 2012 Москва, «Экзамен» Т.М. Ерина
3. Тесты ГИА по геометрии 2009 Москва, «Экзамен» В.Н. РудницкаяКомплект таблиц «Геометрия 8класс»
Набор «Четырехугольники»
Карточки, тесты
Презентации к урокам, видеоурокиРесурсы Интернет
Средства ИКТ: ПК, мультимедиа проектор, СД-диски
Формы контроля уровня достижений учащихся
Вид контроля Формы контроля
Входной (стартовый контроль) Тесты, вводная контрольная работа
Промежуточный,
тематический
контроль Самостоятельная работа
Математический диктант
Тест
Фронтальный опрос
Проверочная работа
Компьютерное тестирование
Итоговый контроль Контрольная работа
Зачет
Защита проекта
Тестирование
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Виды контроля:
.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работ
ФО — фронтальный опрос
З – зачет
ЗП – защита проекта
КТ – компьютерное тестирование
Учебно – тематический план
№ п/п Раздел, тема Всего часов
Количество контрольных работ
Формы организации учебной деятельности Формы контроля
По программе По рабочей
программе Беседа Лекция Самостоятельная работа Практикум Защита проекта Фронтальный опрос Тестирование Самостоятельная работа Математический диктант Зачет Контрольная работа
1 Четырехугольники 14 14
1 + + + + + +
2 Площадь 14 14 1 + + + + + + + + +
3 Подобные треугольники 19 19 2 + + + + + + + +
4 Окружность 17 17 1 + + + + + + + +
5 Повторение. Решение задач 4 6 1 + + + + + + + +
Итого часов 68 70 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков Тема
Кол-во часов Календарные сроки Планируемые результаты (базовые понятия) Виды контроля
план факт Четырехугольники 14 часов
1
Многоугольники. Выпуклый многоугольник
1
2.09
Знать определение и виды четырехугольников
Уметь находить сумму углов выпуклого четырехугольника. Стартовая диагностика
Т
2
Четырехугольник 1
4.09 Знать определение четырехугольника, виды четырехугольников
Уметь: выполнять построения четырехугольников. Решать задачи на вычисление углов, периметра четырехугольников.
ФО
СР
3 Параллелограмм 1
9.09
Знать определение параллелограмма, его признаки.
Уметь выполнять построения параллелограмма. ФО
ИР
СР
4 Свойство сторон и углов параллелограмма 1
11.09 Знать свойства сторон и углов параллелограмма. Уметь доказывать теоремы, выражающие свойства параллелограмма. ФО
ИР
5
6 Признаки параллелограмма
Трапеция. 1
1
16.09
18.09 Знать теоремы о признаках параллелограмма.
Уметь применять признаки для решения задач и доказательства теорем.
Знать определение трапеции, ее виды.
Уметь решать задачи на вычисления и доказательство. ФО
ИР
МД
Т
7
8 Виды трапеции
Решение задач.
1
1 23.09
25.09 Знать определение и виды трапеции
Уметь решать задачи на вычисление сторон и углов трапеции, задачи на доказательство ФО
СР
9 Прямоугольник 1
30.09 Знать определение прямоугольника.
Уметь применять полученные знания при решении задач на построение, доказательство, вычисление ФО
ИР
10 Теорема о диагоналях прямоугольника 1
2.10
Знать теорему о свойстве диагоналей прямоугольника.
Уметь применять ее при решении задач.
ИР
11 Ромб. Квадрат. 1
7.10 Знать определение ромба, квадрата, их свойства.
Уметь применять свойства сторон и углов при решении задач. ФО
СР
12 Осевая и центральная симметрия. 1
9.10 Знать определение осевой и центральной симметрии.
Уметь выполнять построение симметричных фигур, находить их в природе и окружающем мире. ФО
Т
13 Решение задач.
1
14.10
Уметь применять и свойства четырехугольников при решении задач. ЗП
14 Контрольная работа №1
1
16.10
Уметь: применять полученные знания при решении задач и доказательстве теорем
КРПлощадь (14 часов)
15
16
17
18
19
20 Площадь многоугольника
Площадь прямоугольника и квадрата
Площадь параллелограмма
Вычисление площади параллелограмма
Площадь треугольника
Следствия из теоремы о площади треугольника 1
1
1
1
1
1 21.10
23.10
28.10
30.10
11.11
13.11
Иметь понятие о площади многоугольника.
Знать единицы измерения площадей.
Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, прямоугольника, ромба, треугольника..Уметь выводить данные формулы, применять их при решении задач на вычисление и доказательство. ФО
ИР
Т
СР
МД
21
22
23
Площадь трапеции
Решение задач
Теорема Пифагора 1
1
1
18.11
20.11
25.11 Знать формулу для вычисления площади трапеции.
Уметь решать задачи на вычисление площади трапеции
Знать формулировку и вывод формулы теоремы Пифагора.
Уметь решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника по теореме Пифагора. ФО
ИР
ПР
ИР
24
25
26
27
28
Теорема, обратная теореме Пифагора.
Египетский треугольник. Проект.
Решение задач
Решение задач
Контрольная работа №2
1
1
1
1
1
27.11
2.12
4.12
9.12
11.12
Знать обратную теорему.
Уметь проводить ее доказательство, определять вид треугольника по теореме Пифагора.
Уметь применять теорему Пифагора при решении задач ФО
ИР
ЗП
КТ
КР-2
Подобные треугольники 19 часов 29
30
31
32
33
Пропорциональные отрезки.
Определение подобных треугольников.
Первый признак подобия треугольников.
Второй признак подобия треугольников.
Третий признак подобия треугольников. 1
1
1
1
1 16.12
18.12
23.12
25.12
13.01
Знать определение и свойства пропорциональных отрезков, подобных треугольников.
Знать признаки подобия треугольников, их доказательство.
Уметь применять признаки подобия треугольников при решении задач на вычисления и доказательство. ФО
СР
Т
ФО
СР
Т
34
35
36 Решение задач.
Решение задач
Контрольная работа № 3 1
1
1 15.01
20.01
22.01 Уметь применять полученные знания при решении различных задач.
Уметь выполнять построение подобных треугольников. Четырехугольников. МД
ИР
КР37
38
Средняя линия треугольника
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике 1
1
27.01
29.01
Знать определение и теорему о средней линии треугольника.
Уметь приводить доказательство теоремы о средней линии и решать задачи. ФО
МД
39
40
Практические приложения подобия треугольников
Определение расстояния до недоступной точки 1
1 3.02
5.02 Уметь применять подобие треугольников при решении практических задач.
Уметь определять расстояние до недоступной точки. ФО
МД
ПР41
Подобие произвольных фигур 1
10.02
Знать определения и свойства подобных четырехугольников.
Уметь решать задачи на подобие четырехугольников. СР
42
43
44
45
Решение задач.
Синус, косинус и тангенс угла прямоугольного треугольника.
Основные тригонометрические тождества
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. 1
1
1
1 12.02
17.02
19.02
24.02
Знать определение синуса, косинуса и тангенса угла прямоугольного треугольника, основные тригонометрические тождества.
Уметь вычислять значения тригонометрических функций угла прямоугольного треугольника
Вычислять значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
ИР
МД
Т
46
47
Решение задач
Контрольная работа № 4
1
1
26.02
3.03
Применять полученные знания при решении задач и доказательстве теорем.
ЗКРОкружность. 17 часов
48
49
50
Взаимное расположение прямой и окружности.
Касательная к окружности.
Теорема об отрезках касательных, проведенные из данной точки.1
1
1
5.03
10.03
12.03
Знать различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной к окружности и ее свойство.
Уметь применять свойства при решении задач, выполнять построение касательной к окружности.
ФО
ИРД
МД
КТ
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Градусная мера дуги окружности.
Центральный и вписанный угол.
Теорема о вписанном угле.
Решение задач.
Свойства биссектрисы угла
Свойства серединного перпендикуляра к отрезку.
Теорема о пересечении высот треугольника.
Вписанная окружность
Описанная окружность
1
1
1
1
1
1
1
1
1 17.03
19.03
3.04
7.04
9.04
14.04
16.04
21.04
23.04 Знать определение вписанного и описанного углов, градусную меру дуги окружности, свойства серединного перпендикуляра и биссектрисы угла треугольника, теорему о пересечении высот треугольника.
Уметь применять данные свойства при доказательстве теорем и решении задач.
Уметь выполнять с помощью циркуля и линейки построение серединного перпендикуляра, высоты и биссектрисы треугольника.
Знать определение вписанной и описанной около треугольника окружности.
Уметь выполнять построение центров окружностей. Решать задачи. ФО
ИР
КТ
МД
СР
ПРСР
60
61
62
63
64
Окружность, описанная около четырехугольника.
Окружность, вписанная в четырехугольник.
Решение задач.
Решение задач.
Контрольная работа № 5
1
1
1
1
1 28.04
30.04
2.05
5.05
7.05
Знать определение окружности, описанной около четырехугольника. Свойство сторон и углов вписанных и описанных четырехугольников.
Уметь применять свойства при решении задач. ФО
ИР
Т
КРПовторение. Решение задач. 6 часов
65
66
67
68
69
70 Четырехугольники.
Вычисление площадей плоских фигур.
Признаки подобия треугольников.
Вписанные и описанные углы
Решение задач
Итоговое тестирование
1
1
1
1
1
1
12.05
14.05
19.05
21.05
26.05
28.05 Повторить основные понятия и свойства четырехугольников, подобных треугольников, и окружностей.
Применять полученные знания при решении задач на построение, вычисления и доказательство. ФО
ИРД
МД
Т
КТ
Т