Методическая разработка урока для преподавателей по теме «: Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции»
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
ЧУРИЛОВА Е.В.
ПРАВО
Методическая разработка урока для преподавателей
по теме «: Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции»
Краснодар, 2016
Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для профессий и всех специальностей социально-экономического профиля профессионального образования Краснодарского торгово-экономического колледжа.
Данная методическая разработка урока может быть использована при прохождении темы «Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции» в группах первого курса.
Тема: Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции.
Введение
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму. Китайская притча.
Урок проводится в рамках изучения раздела «Правосудие и правоохранительные органы».
Цель урока: знакомство студентов с российским законодательством, с действием судебной системы, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон. Для достижения этой цели используются проблемный метод обучения, ролевая игра.
Данная методическая разработка урока может быть использована при прохождении темы «Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции» в группах первого курса.
Структура урока соответствует его целям. Повторение изученного материала организуется путем викторины, при этом начальные буквы слов вывешиваются на доске, образуя название новой темы – «Правосудие». Подготовка к усвоению новых знаний с целью организовать и целенаправить познавательную деятельность студентов проводится через обсуждение пословицы «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Изучение новой темы начинается с организации работы с материалами Конституции, чтобы уяснить основные функции судов РФ. Характер задания, предлагаемого обучающимся – исследовательский. Интерес к судебным институтам (Суд присяжных и Мировой судья) развивается посредством различных проблемных заданий. Ролевая игра «Судебное разбирательство» позволяет студентам личностно пережить атмосферу событий, в свободной форме выражать свои чувства и эмоции, проявлять эрудицию, смекалку, познавательные умения. Интерактивное задание при закреплении материала разгадать шифрограмму активизирует студентов, создает атмосферу самореализации, творчества.
Урок направлен на формирование личности обучающихся. Преподаватель выступает, прежде всего, как организатор учебной познавательной деятельности студентов, как их помощник и консультант.
Задачи урока:
образовательные: - показать основные функции суда; - развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление; - определить стадии судопроизводства и основные роли участников судебных заседаний;
воспитательные: - формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам; - способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки; - знания правил дорожного движения;- воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности; - навыков правильного поведения на дорогах;
развивающие: - развивать навыки публичных выступлений; - диалоговые и оценочные умения;
- умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
Методы обучения: проблемный, модельный, ролевая игра.
Формы: беседа, импровизация, творчество, игра-суд.
Средства обучения:
Конституция РФ,
раздаточный материал,
листы для работы журналистов,
анкета- опрос.
Режим обучения: творческая деятельность студентов в группах, студенты – субъекты обучения.
Наглядность: символика России, карточки-понятия (состав действующих лиц судебного разбирательства), шифрограмма.
Действующие лица судебного разбирательства: судья (председательствующий), прокурор, адвокат, подсудимый – таксист Петров Виктор Андреевич, пострадавший – Иванов Николай, 16 лет, мать пострадавшего, свидетель – подруга Николая, 16 лет, свидетель – водитель автомобиля, секретарь суда.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Фронтальный опрос - переход к новой теме.
Поочередно высвечиваются слайды, на которых написаны вопросы. Обучающие, отвечаю на них, определяют тему урока.
С – нормы, регулирующие отношения между людьми (СОЦИАЛЬНЫЕ)
Р – основная функция социальных норм (РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ)
П – система общеобязательных правил поведения, установленных государством (ПРАВО)
Д – элемент нормы права, определяет содержание прав и обязанностей (ДИСПОЗИЦИЯ)
А – одно из отличий нормы права (АДРЕСОВАНА ВСЕМ ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА)
О – социальные нормы, регулирующие отношения до возникновения права (ОБЫЧАИ)
В – способность влиять на поведение других людей несмотря на сопротивление с их стороны (ВЛАСТЬ)
Е – в чем проявляется нормативная природа общественных отношений (ЕДИНООБРАЗИЕ человеческих отношений – учатся, женятся, воспитывают детей, работают)
И – документ, который подается в суд для восстановления прав (ИСК)
У – что нас ждет сегодня на занятии (УСПЕХ)
Появляется тема урока – «ПРАВОСУДИЕ в современной России»
III. Подготовка к усвоению новых знаний.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность студентов.
IV. Объяснение нового материала.
Правосудие и его принципы
“От сумы да от тюрьмы не зарекайся” (Народная мудрость).
– О чём нам напоминает эта народная мудрость? (Неблагоприятные повороты судьбы).
– Но если совершено преступление или возник спор между органами государства и средствами массовой информации, между гражданами по поводу нанесения тяжких телесных повреждений, то где он будет разбираться? (В суде)
Правосудие – это деятельность судов по рассмотрению и разрешению дел в целях охраны прав и интересов граждан.
Принципы правосудия – важные, основополагающие начала деятельности судебной власти в РФ.
Рассмотрим самые важные:
1. Принцип законности: является базовым и универсальным, вследствие того, что сама деятельность по осуществлению правосудия связана с неукоснительным соблюдением и подчинением закону.
Принцип осуществления правосудия только судом
Принцип равенства граждан перед законом и судом
Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия
Принцип презумпции невиновности
2. Судебная система РФ
а) Организация работы с Конституцией:
1 ряд – функции Конституционного суда РФ – ст. 125, п.2
2 ряд – функции Верховного суда РФ – ст. 126
3 ряд – функции Арбитражного суда РФ – ст.127
б) Судебные институты:
- Суд присяжных (сообщение, проблемное задание)
- Мировой судья (практикум)
Закрепление:
- Главная задача судебной системы?
3. Судебное разбирательство
Ролевая игра «Судебное разбирательство»
Студенты должны забыть, что они являются учениками и исполнить роли других людей.
Задачи, поставленные перед студентами, сидящими в «зале суда»:
2 ряд – участники судебного разбирательства, их роль
3 ряд – стадии судебного разбирательства
А основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона:
“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
– Как вы его понимаете?
– Чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а затем вынести подсудимому решением суда приговор.
Проведение игры.
V. Проверка задания. Закрепление нового материала.
– Что такое суд?
– Место, где споры сторон разрешаются цивилизованным путём, т. е. по закону, это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы, место разрешения споров.
– Главная задача суда?
– Вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
– Значит, что необходимо провести на суде?
– Судебное разбирательство.
- Участники?
- Стадии? (открывается доска)
- Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?
- Для чего нужны свидетельские показания?
- Справедливо или несправедливо решение суда?
- Какие принципы правосудия?
- Что такое Судебное решение?
- Итак, для чего существует суд.
Есть разное отношение людей к закону и правосудию. Давайте обратимся к пословицам и афоризмам (Чтение пословиц и афоризмов, подготовленных студентами).
Слово эксперта суда:
1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные.
2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело импровизировал.
3. Положительные и отрицательные стороны.
VI. Рефлексия. Карточка оценки результативности занятия
VII. Домашнее задание: Выучить материал.