Презентация по литературному чтению на тему «Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки» в программе Smart Board
Цели: – формировать умение образно воспринимать разные виды искусства на примере образа ветра в поэзии, музыки и живописи;
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать речь;
– расширять словарный запас.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Урок литературного чтения начнем с проверки домашнего задания.
Расскажите наизусть стихотворение А.Майкова «Колыбельная песня».
3. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.
а) Мы продолжаем наш урок,
И надо всем понять,
О чем, ребята, предстоит
Сегодня нам читать.
- Предмет нашего разговора таится в загадке.
б) - Отгадайте:
Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь угадать?
4. Работа по теме урока.
а) – Вспомним уроки окружающего мира.
- Что такое ветер? (Ветер – это движение воздуха.)
- Какие бывают ветры?
-Ученый видит глазами работу ветра.
- А как видят это же самое явление поэты – нам предстоит узнать.
- Откройте учебники на стр.101.
- Прочитайте эпиграф к этому уроку.
( «Майский ветер, добрый ветер»)
- Как понимаете смысл эпиграфа?
(Теплый, легкий, молодые листья, прелая земля.)
б) - Прочитайте фамилию автора и название первого произведения.
(Михаил Исаковский «Ветер».)
Рассказ о М.Исаковском ( показ портрета).
- Михаил Васильевич Исаковский родился 20 января 1900 года. С раннего детства очень тонко чувствовал красоту родной природы и не раз воспевал ее в своих стихах и песнях.
Не трудно представить, насколько известен этот поэт-песенник. Многие его песни стали такими популярными, что считаются народными. Это, например, «Катюша», «Ой, цветет калина» и многие другие. Исаковский прожил достаточно долгую жизнь и умер 22 июня 1973года.
Те стихи, которые не стали песнями, не менее замечательные. Одно из них – «Ветер».
в) Словарная работа.
Калитка - дверца в заборе, в воротах.
Пожурил - побранил, укорил.
Вперегонку – наперегонки.
г) Чтение стихотворения учителем.
- Вам понравилось стихотворение?
- Кто герой?
д) - Какие действия совершает наш герой? Прочитайте и назовите.
(Вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел.)
е) - Перечитайте стихотворение, назовите слова, которые одушевляют образ ветра.
( Ветер какой? Молодой, любопытный, игривый, любознательный, быстрый, общительный.)
-Как такой прием называется в литературе? (Олицетворение.)
-Рассмотрите рисунок. Какими строчками из стихотворения можно его подписать?
(Пожурил за что-то
Воробьев знакомых)
- Как вы думаете, за что ветер мог «пожурить» воробьев?
ж) Работа над выразительностью чтения.
- Как надо читать начало стихотворения? ( Тихо, медленно. Ветер «осторожно» вышел, словно крадучись. Значит он еще слабый, едва заметный.)
- Как дальше надо читать? (С нарастающей громкостью, сила его нарастала. Наконец он перешел «вперегонку с пылью», словно соревнуясь в скорости.)
5. Продолжение работы по теме.
Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Ветер, ветер»
- Вам известно имя этого писателя? Какие его произведения вы знаете? (Портрет Пушкина.)
а) Слушание стихотворения.
-Из какого произведения отрывок? ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
б) Чтение стихотворения детьми.
- Такой ли образ ветра рисует А.С.Пушкин, что и в стихотворении М.Исаковского?
(Нет, здесь ветер могучий, свободный, сильный, смелый.)
- Подтвердите строчками текста.
( Могучий – «ты гоняешь стаи туч». Свободный – « всюду веешь на просторе». Смелый – « не боишься никого».)
- Как поэты добиваются того, что мы «видим» ветер?
( Олицетворение.)
в) Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение, показав голосом силу и мощь ветра.
г) – Обратимся к образу ветра в стихотворении А.Майкова «Колыбельная песня».
- Какой он?
6. Сравнение образов ветра ( в таблице).
-Вспомним образы ветра в стихах разных поэтов.
- Молодой, нежный, заботливый ветер в каком стихотворении?
(А. Майкова «Колыбельная песня»)
- В каком стихотворении ветер молодой, общительный, задорный, любопытный?
(М.Исаковского «Ветер»).
- И, наконец, у какого автора ветер могучий, свободный, независимый, смелый?
(А.Пушкина «Ветер, ветер!..»).
Итак, поэты видят явления окружающего мира не только глазами, но и сердцем.
Окружающий мир для поэта – чудо. Поэт способен открывать чудеса природы, невидимые глазом, используя литературный прием – олицетворение.
7. Физминутка.
8.Образы ветра в живописи .
а) - Могут ли живописцы создать образ ветра?
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим репродукции картин Аркадия Александровича Рылова и Исаака Ильича Левитана.
- Аркадий Рылов (1870-1939) родился и вырос у широкой реки. Сама природа помогла стать ему художником.
- Исаак Левитан (1860-1900) проявил свой талант живописца уже в детстве. На своих картинах изображал, в основном, природу.
-Переверните страницу учебника (стр. 102, 103)
-Прочитайте названия картин («Зеленый шум», «Свежий ветер. Волга.»)
-Удачно ли художники назвали свои картины? Обоснуйте свое мнение.
(«Зеленый шум» - зеленая листва изображена в движении от сильного ветра, что и создает шум. «Свежий ветер. Волга.» - у реки всегда свежо.)
-Действительно ли мы видим ветер на обеих картинах?
б) -Каким изображает ветер А.Рылов на своей картине?
(Он изображает сильный ветер, отклоняя ветки деревьев на переднем плане картины. На заднем плане картины мы видим реку, поверхность которой неспокойна, волнуется. На плывущих кораблях туго натянуты паруса.)
-А как изобразил ветер И.Левитан?
(Рябь на воде, ветер отклоняет дым пароходов и гонит облака по небу.)
-А знаете ли вы, что Волга – одна из крупнейших рек в мире? По ней доставляли с юга России хлеб, рыбу, сплавляли лес.
-Какими средствами пользуются художники, чтобы изобразить ветер?
в) - Представьте, что вы оказались внутри картины.
Вы слышите ветер? Слышите, какие звуки он в себя вбирает? Чувствуете его силу, жар или прохладу, запахи? Поделитесь своими впечатлениями.
-На картине А.Рылова изображен жаркий день, мы слышим шум листвы, чувствуем запах нагретых, распаренных солнцем листьев, но также ощущаем прохладу и запахи, исходящие от реки.
-На картине И.Левитана мы слышим плеск воды, ударяющейся о борт судов, ощущаем прохладу, исходящую от воды, и запахи тины и рыбы.
-К кому, кроме живописца, может относиться слово «художник»: садовник, повар, поэт, скульптор, артист, маляр, писатель, композитор, портной, музыкант, учитель. -А выражение «художник в своем деле»?
9. Образы ветра в музыкальных произведениях.
- Как вы думаете: можно ли музыкальными средствами создать впечатление ветра, образ ветра? Какие инструменты могут в этом участвовать?
- Помните, что ветер может быть разным – и лёгким нежным ветерком, и сильным порывистым ураганом.
(Рассматривают иллюстрации, выбирают инструменты, которыми можно изобразить ветер: саксофон, гитара, скрипка , ударные инструменты, фортепиано).
10. Рассказ о композиторе П.И.Чайковском.
- Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился 25 апреля 1840 года.
(171 год) В его семье очень любили музыку. Маленький Петя уже в пять лет играл на фортепиано. Опера «Спящая красавица», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» - вот некоторые из его прекрасных произведений. В 1893 году композитор, полный творческих идей, умирает, заразившись холерой.
Ряд пьес для фортепиано Чайковский назвал «Времена года».
- Как вы думаете, почему их двенадцать?
11. Слушание музыки.
- Послушайте отрывок из альбома П.И.Чайковского «Времена года» - «Апрель».
- Попробуйте не только слушать музыку, но и почувствовать запахи, ощутить движение ветра.
12. Итог урока.
- Что нового узнали?
(Поэты, художники, музыканты создают образ ветра при помощи различных художественных средств.)
- Понравились ли вам эти образы? Какие образы запомнились больше всего?
13. Оценки.
14. Домашнее задание.
-Выразительно читать стихи о ветре на стр.101.
- Расследовать, какие живописные и музыкальные произведения были написаны по сказкам.
Литературное
чтение
во 2 классе .
Тема:
«Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки».
Составила и провела Пуйгина Татьяна Петровна
15