Создание интерактивных упражнений с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes» и использование их на уроках информатики




















Создание интерактивных упражнений с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes» и использование их на уроках информатики







Учитель информатики: Борисова А.Н.











Саранск 2014



Оглавление


Введение...
3

1.
Программа-оболочка - Hot Potatoes.
4

2.
Пример составления заданий в программе HotPotatoes
5

3.
Практическая часть...
12

4.
Выводы
16

5.
Литература..
16




































Цель: создание CD пособия интерактивных упражнений по информатике для 7 класса в программе-оболочке - Hot Potatoes.
Задачи:
активизировать учебный процесс;
развить интерес к предмету.
Актуальность: В настоящее время познавательная активность учащихся заметно снижается. И для того, чтобы сделать свои уроки интересными и разнообразными учитель должен вносить что-то новое. Дети XXI века не могут просто получать знания. Их нужно научить добывать информацию и применять ее в повседневной жизни.

Введение
Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения качества знаний.
Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность.
В каждом классе присутствуют ученики с разным уровнем потребностей и мотивов учения. Задача учителя повлиять на мотивацию достижения на уроке.
Ученик будет заниматься предметом, если ему это интересно. Развитие интереса к изучению информатики можно добиться через разнообразие форм и методов обучения.
Но современному учителю нужны не только программно-технические средства и методические разработки представления интересных уроков, но и средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, то есть получение информации о результате учебной деятельности. В свою очередь и ученик понимает, какие, в каком объеме знания им усвоены, готов ли он к восприятию новых знаний.
Контроль показывает ученику, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли использовались возможности учебного процесса, понять, каких успехов он добился  в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.





Программа-оболочка - Hot Potatoes
Существует очень много программ, которые позволяют детям заниматься творчеством. Для того чтобы повысить интерес к информатике, улучшить понимание и запоминание некоторых правил и определений, для повторения, закрепления изученного материала, знакомства с новыми понятиями, контроля знаний в нестандартной форме я применяю программу-оболочку - Hot Potatoes.
Hot Potatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes для работы с готовыми заданиями: она требуется только для создания и редактирования упражнений.
Основные блоки программы
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
Шестая версия программы содержит также дополнительный блок Masher (Инструменты), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Программу можно скопировать с главной страницы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Регистрация программы бесплатная.
Незарегистрированная копия программы предоставляет ограниченные возможности (например, можно создать не более 2 вопросов в упражнении и т.п.);
Зарегистрированная копия позволяет не только использовать все функции программы, но и своевременно получать дополнительную информацию о новых версиях программы.
Изучение программы не требует длительного времени, интерфейс оболочки можно представить на русском языке, что делает ее еще удобнее.
Приведу пример составления кроссворда в программе «Hot Potatoes». Т.к. кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Применение кроссвордов позволяет в игровой ситуации активизировать учебный процесс, развивать интерес к предмету. Решение кроссвордов тренирует память, развивает мышление, расширяет кругозор. Положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.

2. Пример составления заданий в программе HotPotatoes
Составление кроссворда
В этом увлекательном занятии можно выделить три этапа:
Составление кроссворда.
Внешний вид кроссворда (вэбстраницы).
Проверка работы кроссворда. Сохранения.
И так, Вы решили создать свой кроссворд. Постараюсь убедить Вас в том, что это совсем не трудно. С чего начать?
Откроем программу HotPotatoes и выберем картошку с названием JCross.



В открывшемся окне файл новый. Если Вы составляете кроссворд впервые после загрузки программы, то этого делать не нужно, показанная ниже страница открывается автоматически.












В левой части «Имя» введите название кроссворда, затем нажмите значок «автоматическое создание сетки кроссворда».









В открывшемся поле вводим слова кроссворда, каждое слово отдельной строкой.



Нажимаем кнопку «Создать сетку» - появляется Ваш кроссворд!
Теперь нужно ввести определения каждого слова. Для этого нажмите «Определения».




Для ввода определений: выделяем слово, записываем его определение или вопрос к нему . После набора каждое определение сохраняем, нажимая «ОК». После ввода всех определений нажимаем «ОК» внизу поля.
Кроссворд составлен! Если пожелаете, можно изменить его внешний вид и настройки.
Внешний вид кроссворда
Создаем вэбстраницу, для этого в командной строке нажимаем: Выбор Вид вэбстраницы.












В этом поле вы можете написать инструкции (1), изменить цветовую палитру, шрифт (3), убрать или добавить кнопки, изменить их названия (2), использовать таймер (4), другие настройки (5), т.е. оформить кроссворд по своему усмотрению.
Рассмотрим, как изменить внешний вид кроссворда. Для этого нажмите «Внешний вид» и выберите нужный вам цвет шрифта, заголовков, полей. В левой части Вы увидите изменения – «просмотр». Если понравилось, сохраните, «ОК»



Как установить таймер? Нажмите в панели «Таймер» (4). Для установления временных ограничений поставьте галочку: «Установка временных ограничений» и укажите время работы с кроссвордом.

















В настройках «Другое» (5) можно отметить галочкой «Показывать все определения внизу кроссворда».


















Просмотр кроссворда
Посмотрим, что Вас получилось?
Файл Создать вэбстраницу Вебстраница для браузера v6
В появившемся поле нажимаем «Просмотр задания в моем браузере»


Вам понравилось Ваше творение? Проверьте, как работает Ваш кроссворд. Если заметите недочеты, которые нужно исправить, откройте файл в формате (*jcw)
(не вебстраницу) и внесите нужные изменения.





Сохранение кроссворда
Сохраняем кроссворд: файл сохранить как название кроссворда (слово на английском шрифте или число, без пробелов). Файл помещаем в отдельную папку.
















Далее (это важно!) создаем вебстраницу для окончательного варианта кроссворда. Нажимаем: файл создать вебстраницу в (*.htm) сохранить. Вы можете просмотреть Ваш кроссворд.
















Программа сохранит Ваш кроссворд в двух файлах

в формате (*jcw)

в виде вэбстраницы Вашего браузера, например:

Распечатка кроссворда
Если Вы пожелаете использовать кроссворд в печатном виде, вы можете его легко распечатать. Нажмите: Файл Экспорт на печать



Для того, чтобы распечатать лист кроссворда с ответами, наведите курсор на строку с заголовком и щелкните 2 раза. Этот лист можно использовать для самопроверки.



3. Практическая часть
В этой оболочке мною совместно со своими учениками разработаны интерактивные упражнения.
Создание и использование на уроках интерактивных упражнений проходит на трёх уровнях:
1. Ребята работают с готовыми упражнениями, составленными мною с помощью программы «I Match» установление соответствий, «I Cross» кроссворд. Для успешного выполнения данных упражнений учащимся необходимо знать определения, правила, теоремы, признаки. Результат оценивается в % отношении. Можно брать подсказку, но за это снижается оценка. Это базовый уровень и с ним справляются все учащиеся.

2. Выполняют задания по составлению упражнений с использованием данных программ самостоятельно (учились работать с этими программами). Для составления интерактивного упражнения ребятам предлагала понятия, к которым они составляли вопросы. Правильно поставить вопрос или описать предлагаемое понятие требовало так же знаний правил, определений. Данный уровень относится к повышенному уровню и некоторые ребята без помощи не могут обойтись.

3. Составляют задания, обмениваются друг с другом. Условие было таким, составляя задание, помнили, что чем точнее и правильнее будут составлены вопросы, тем легче будет отвечать другому, а соответственно и ему самому. Этот уровень достаточно высокий и только некоторые ребята смогли с этим справиться.
Приведу несколько примеров заданий созданных в данной оболочке.
1. Первое задание создано мною. Учащимся предлагается закончить предложение. Дается начало предложения, ребята выбирают из выплывающего меню правильное продолжение. Данное задание требует от детей знания определений, некоторых сведений из области информатики.

1. Человек и информация (Рис.1)

Информация для человека
по признакам

Правила
познаем предметы и явления

Реальные объекты сравнивают
все существенные признаки, отраженные в понятии

понятия сравнивают
это знания, получаемые из различных источников

Две формы получения знаний
познаем законы мира, сущность предметов и явлений

С помощью органов чувств
по содержанию и по объему

Содержание понятия
это знания о последовательности действий для достижения цели

Две части знаний
это знания об явлениях, событиях, свойствах и зависимостях между объектами

С помощью мышления
чувственное и логическое познание

Факты
факты и правила




Рис.1

2. Второе задание создано учениками. (Рис.2) В данном задание пропущены слова, которые предлагается дописать. Задание направлено не только на знание терминологии, но и умение правильно строить предложения.
2. Компьютерная графика
Графический редактор - это программа для (1)___________ и редактирования (2)___________ информации.
Графический редактор позволяет:
1. выбирать цвет и (3)___________ линии рисунка;
2. (4)___________ нужным цветом замкнутые контуры;
3. добавлять (5)___________ информацию.
Рабочая область - это место, где вы будете (6)___________.
Инструменты чертежника: (7)___________, кисть, (8)___________.
Правильный многоугольник можно нарисовать с помощью клавиши (9)___________.

Ответы. shift графической заливать заливка карандаш рисовать создания текстовую толщину


Рис. 2

3. Викторина, которую можно использовать на внеклассном мероприятии.
Данное задание можно использовать в игровой форме. Учащимся предлагается одинаковое количество заданий и время на выполнение, таймер установлен в программе, поэтому дети сами контролируют его. Однако в данном случае необходимо учесть уровень подготовки учащихся, которые будут выполнять данное упражнение.
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении. (Рис.3)
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.


Рис.3

2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний (Рис.4):
a) файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
b) всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
c) двоичные коды
d) система счисления
e) в вычислительной технике применяется двоичная система счисления
f) текстовый документ


Рис .4

3. Укажите недостающее понятие (Рис.5): Художник холст = компьютер
a) сканер
b) клавиатура
c) экран
d) процессор


Рис. 5

4. Отметьте логические приемы формирования понятий (Рис.6)
a) понятие
b) обобщение
c) умозаключение
d) суждение
e) синтез
f) анализ
g) восприятие


Рис.6

Демонстрация электронного приложения по курсу 7 класса будет представлена на конкурсе «Ярмарка учебно-методических инноваций».

4. Выводы
Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу. 
Компьютерное тестирование позволяет заинтересовать учащихся, которые любят выполнять задания на компьютере, а таких немало. В программе Hot Potatoes  возможно использование графической и звуковой информации, что делает задания белее интересными.
Как уже говорилось, данная программа хороша тем, что:
Она бесплатная, любой пользователь может ее скачать;
при составлении упражнений не нужны знания программирования;
интерфейс программы прост.
Одним из основных достоинств данной программы является минимум временных затрат на получение надежных итогов. К тому же позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Литература:

Главная страница программыHotPotatoes:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

УчебникHot Potatoes
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Бовтенко М.А. Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика». Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью программы-оболочки «HotPotatoes». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14415



Автоматическое создание сетки кроссворда

1

2

1

2

1

3

5

2

4

2

5

4

3

1

1

1

1

2

1

2



Рисунок 89C:\Users\Дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (35).bmpРисунок 8C:\Users\Дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).bmpРисунок 92C:\Users\Дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (36).bmp Заголовок 1 Заголовок 215