Конспект урока на тему по русскому языку на тему Местоимение
Урок русского языка по теме
"Личные местоимения". 3-й класс
Цели и задачи:
Образовательные:
1 Дать представление о местоимении как о части речи. Познакомить уч-ся с личными местоимениями, почему их так назвали.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания. Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
Воспитательные:
1. Формировать умение выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему.
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе
Здоровьесберегающие:
1. Учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
1. мультимедийный проектор и экран;
2. компьютер;
3. презентация;
4. карточки, обучающий калейдоскоп.
.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности .Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
работаем старательно.
II. Минутка чистописания
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму.
Так вот ,чтобы красиво писать надо подготовить руки для этого.
1.Разминка для рук
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, от вас, друзья не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
2.Вспомним правила письма
-- Напишите сегодняшнюю дату , классная работа.
-Подчеркните орфограммы
— На строчке чистописания мы сегодня будем писать самую последнюю букву в алфавите.
— Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой
Запишите «я»
III .Актуализация опорных знаний .
1. Работа в группах
Перед обсуждением повторим правила работы в группе.
1. Слушать друг друга, не перебивать.
2. Ждать своей очереди, чтобы высказаться.
3. Поощрять друг друга.
4. Расходиться во взглядах более дружелюбно
Группа №1. Работа с интерактивной доской
Выбрать имена существительные :- Распределите данные слова , объединяя их по общим признакам:
Весёлый, веселье, стрелять, стрелок, весна, дождь.
Бегать, бег, красивый, красота, день, цветы.
Группа №2. Работа на доске
Выбрать карточки с глаголами .
Девочка , бежит, оранжевый, на, щенок , над , аккуратный ,смотрел, льёт, у, нарисовал, книга, красивый ,спортсмен . в. снег, летит, под ,приплыли, пушистый
Группа №3. Работа за своим рабочим местом .-Подчеркнуть предлоги ,
Прозвенел звонок на урок .Ученики вошли в класс. Они сели за парты. Лена вышла к доске.
Я люблю гулять по лесу. Хорошо в лесу весной ! Молодые листочки повисли на деревьях. Птичьи голоса звоном разносятся по лесу. Солнце по небу гуляло. И за тучку забежало.
Рады светлые березы, и на них от радости вырастают розы
Группа №4. Работа за своим рабочим местом .-Подчеркнуть имена прилагательные.
Весеннее солнце растопило последний снег. Шумные ручьи побежали по дорожкам, овражкам. Яркий луч весело играет в воде. На пригорках появилась молоденькая травка.
Потянулись с юга птицы. Они поправляют свои старые гнёзда на берёзах. Зимой школьники готовили уютные квартиры для гостей. В садах и парках уже висят новые скворечники. Семья скворцов влетела в свой дворец. Из оконца слышны радостные голоса. Пришёл настоящий праздник.
2.По какому признаку выбрали слова?
- Выслушаем ответы групп, каков же ваш вариант распределения?
-Что они обозначают.
-На какие вопросы отвечают
Сообщение темы урока.
Загадка
В саду растёт,
Весной цветёт,
Ягода полезная,
Для здоровья ценная!
- Составим текст о малине.
Что такое малина?
- Где растет малина?
- Что готовят из малины?
- Прочитайте получившийся текст
. Что вы заметили в этом тексте?
-Какой недостаток есть?
-Как же избежать повторов ?- Давайте его отредактируем.
V. Самоопределение .
-На какой вопрос отвечает слово малина?
- Место какой части речи заняли в предложениях новые слова?
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать тему урока?
- В чём сходство местоимения с именем существительным?
2. Открытие нового.
-Свое название местоимение получило не случайно ,оно употребляется вместо имени существительного.
-В нашем языке местоимений немного всего 69 .
-постепенно вы научитесь их различать , пока мы узнаем самые известные.
Вывод: Местоимение–заменяет имена существительные. . Оно помогает избежать повторов в тексте. Обеспечивает связь между предложениями в тексте;
VI . Постановка цели урока.
– Какие задачи вы поставите перед собой?
-Познакомимся с новой частью речи – местоимением.
-Узнаем , какие местоимения называются личными;
-Понаблюдаем за ролью личных местоимений в нашей речи.
-Научимся употреблять местоимения в устной и письменной речи.
- Какие бывают местоимения?
4. Выясним, какова же роль местоимения в речи?
Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.
-О ком или о чем идет речь?
- Почему вы по-разному отвечаете?
-Далее следует продолжение текста: (РИСУНОК)
-Если в первом предложении мы сказали бы «Я давно мечтаю о котёнке .-Теперь понятен смысл текста ?Местоимение указывает на котёнка .. Вывод :Местоимение не называет предмет ,только указывает на него.
Местоимение можно использовать после того ,как вы назвали предмет в предыдущем предложении
3. На какие вопросы отвечает местоимение ?-С помощью каких слов мы говорим сами о себе
-С помощью каких слов люди обращаются друг к другу.
-Какие слова используем, когда говорим о других людях и предметах .При обращении к однокласснику или другу мы говорим (тЫ)
-К друзьям или одноклассникам обращаемся (ВЫ)
-При обращении к взрослому человеку используем уважительную форму (ВЫ)
.
Вывод :.Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
VII. Работа над правилом.
Давайте откроем учебники на стр. 6, там есть правило , которое вам необходимо будет выучить дома.
-А сейчас давайте выполним упражнение 373.
Физкультминутка для глаз . Внимание! А сейчас по вашим глазкам я вижу ,что они устали
VIII. Работа с учебником. . (Коллективный анализ текста)
Деление текста на предложения .
-прочитайте текст.
-Сколько предложений в тексте?
-Как на письме отделяем одно предложение от другого?
-Найдите в тексте местоимения. Назовите.
-Вместо каких существительных употреблены они.
1.Упражнение №373
- Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром
налетела вьюга она подняла в воздух лёгкие снежинки они
закружились в хороводе
Исправленный текст учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно.
Упражнение № 377
Письмо по памяти
Нет друга ищи , а нашел, береги. (Взаимопроверка)
2.Упражнения в нахождении местоимений (Выпишите местоимения)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пустыИ деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы.
-О чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть?
Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала еще красивее?
Что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы.
По вине человека очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
IX. Закрепление изученного материала. (работа в парах)
-Парная работа с дифференцированными заданиями
Обсуждайте , высказывайте своё мнение.
X. Физкультминутка
Я иду и ты идёшь.
Раз, два, три.
Я пою и ты поёшь.
Раз, два, три.
Мы идём и мы поём.
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
Раз, два, три.
XI. Работа в группах .
Обучающий калейдоскоп.
Тестирование :XII. Релаксация.
-Сядьте удобно ,закройте глаза и прикройте сверху ладонями .
Отдохнем одну минутку
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом
Как тепло согрело нас
Как уютно в нашем классе
Ни печали ,ни тревог
Потрудились славно дети
Завершается урок
XIII. Итог урока
-. С какой частью речи мы познакомились?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
– Что узнали о местоимении?
.-- Почему эта часть речи получила такое название?
-Чем местоимения отличаются от существительного
Рефлексия. (Самооценка. )-Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе ,вам было интересно и легко на уроке , во всем разобрались ,
и в ваших тетрадях чистота и порядок ,то поднимите смайлик красного цвета.
- Если вы работали с желанием ,но иногда были трудности , сомнения, волновались , да и в тетрадях были исправления- то зеленый см
-Если не разобрались, было не очень интересно вам было скучно на уроке ,то выберите синий смайлик.
XIV. Инструктаж о домашнем задании
1.Выполнить упражнение № 377,( выучить правило)
2.заменить в тексте имена сущ . местоимениями
3.Составить текст-описание
(3-4 предл.) про щенка , используя
местоимения.
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я оценю вас. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
Спасибо за работу.