Разработка занятия по обществознанию на тему Правосудие в современной России (11 класс)
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Правосудие в современной России.
Мотивация изучения темы:
В современном мире важно знать, что такое правовая система, суды, какие существуют суды и чем они занимаются. Ведь мы все – участники правовой системы государства.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «правосудие», «арбитражный суд», «мировые суды» и т.д.;
- дать представление о различных судах РФ;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) изучение нового материла;
3) закрепление изученного материала ;4) инструктаж д/з;
5) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Повторение прошлой темы.
Право — система общеобязательных правил поведения которое устанавливается государством закрепляется в официальных документах и поддерживаются силы государственного принуждения.
Система права, существующая сегодня в Европе, называется Римское право.
Почему?
Римское право - классика европейского законодательства.
Определите, какая отрасль права призвана регулировать указанные далее конфликты.
1. Конфликт, касающийся раздела имущества после развода супругов…
Конституционное
Семейное
Трудовое
2. Человек, укравший кота у соседа, был осужден на 10 лет пребывания в колонии…
Верно ли вынесен приговор?
Каким он на самом деле должен быть?
3. В каких случаях намерение совершить преступление карается законом?
Изучение новой темы.
Правосудие в современной России.
Заполнение таблицы в ходе занятия:
Федеральные суды.
Конституция РФ о судах:
Статья 125
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона.
Статья 126
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 127
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Федеральные суды:
Конституционный;
Верховный;
Высший арбитражный (Экономические преступления).
Суды субъектов РФ:
Суды общей юрисдикции;
Мировые суды;
Военные суды.
Военные (флотские) окружные суды – это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.
Суд присяжных в — форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан - неюристов, сформированная методом случайной выборки.
Осуществляет рассмотрение тяжких и особо тяжких уголовных дел в составе профессионального судьи и 12 народных представителей, именуемых присяжными заседателями.
ВЕРДИКТ - в уголовном процессе решение присяжных заседателей о виновности или невиновности подсудимого.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:
лица, не достигшие 25 лет
лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере
также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:
подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
не владеющие языком, на котором ведется слушание
имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела.
Принципы правосудия — общие правила, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
Единство судебной системы —все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства.
Равенство всех перед законом и судом.
Правосудие осуществляется только судом.
Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.
Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
Участие граждан в осуществлении правосудия.
Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
Презумпция невиновности (человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана).
Категории судебных дел:
1)Уголовные дела
2)Имущественные споры
3)Семейные дела
4)Трудовые дела
5)Жилищные споры
6)Конституционные дела
7)Административные дела
8)Налоговые дела
9)Другие…
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: параграф 2, тетрадь.
Использованная литература:
1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах 10-11 классы: справочные материалы. – М.:АСТ-Астрель, 2010.
2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010.
3.Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
4.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. – 8-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.
5.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: “Альта-Принт”, 2007.