Дистанционное обучение в профессиональном образовании: проблемы и перспективы реализации
Козлова Елена Ивановна
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум
энергетики и электронной техники
имени А.И. Полежаева», г. Саранск
преподаватель специальных дисциплин
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Модернизация системы профессионального образования является необходимым условием для динамичного роста и социального развития общества. В условиях формирования инновационной экономики к системе профессионального образования предъявляют такие требования, как постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптация к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В связи с этим возможность получения качественного профессионального образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Различные исследования и анализ качества выпускников профессиональных образовательных организаций показал, что традиционная система образования, основанная на усвоении знаний, передаваемых от преподавателей к студентам, перестала отвечать требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ, активное внедрение различных форм предоставления услуг образовательными организациями может обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала. В этой связи активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованной является дистанционная модель образования.
Очевидное достоинство дистанционного образования заключается в том, что оно позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, успешно пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.
Профессиональные образовательные организации активно внедряют элементы дистанционного образования на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, а также при реализации концепции непрерывного профессионального образования.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:
- внедрение и реализация личностно-ориентированного обучения и компетентностного подхода в образовании;
- гибкость и доступность, т.е. возможность получать образование для всех категорий населения;
- совмещение образовательной и профессиональной деятельности, а также возможность параллельного обучения в различных профессиональных образовательных организациях;
- развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента;
- формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы;
снижение затрат на подготовку специалиста.
Опрос, проведенный среди студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А.И. Полежаева», показал, что только 36,3% опрошенных хотели бы получить профессиональное образование дистанционно, 58,8% придерживаются традиционных моделей обучения, а 4,9% – не видят разницы между дистанционной и заочной формами обучения, поэтому затрудняются сделать выбор.
Основными причинами выбора данной технологии обучения стали:
а) экономия времени и средств – 33,3%;
б) возможность обучения без отрыва от работы – 21,2%;
в) возможность самостоятельного распределения учебной нагрузки – 6,7%;
г) доступность обучения – 12,2%;
д) возможность получения образования в любой образовательной организации РФ – 26,6%.
Мнения противников дистанционного обучения разделились следующим образом:
а) дистанционная модель менее эффективна и непродумана – 38,9%;
б) дистанционная модель не является узаконенной формой образования, поэтому диплом не имеет юридической силы – 14,7%;
в) дипломы, полученные очно или заочно котируются выше, чем полученные дистанционно – 46,4%.
Сомнения участников анкетирования относительно получения образования дистанционно подтверждают и многочисленные исследования, в результате которых был выявлен ряд проблем сетевого обучения:
- качество и структура дистанционных учебных курсов в настоящее время уступают традиционным формам обучения;
- эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от преподавателей, которые ведут работу с обучающимися в сети Интернет;
- большинство обучающихся лучше воспринимают информацию при непосредственном общении, а не при использовании технических посредников;
- отсутствует стандарт организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;
- современные технические средства обучения требуют высоких вложений в техническое и программное оснащение.
Существуют и другие проблемы развития системы дистанционного обучения: сетевые курсы не всегда отражают специфику авторского интеллектуально-эмоционального опыта, личностного знания преподавателя (отсюда возникает вопрос о том, как обеспечить уникальность курса); не разработаны механизмы экспертизы и сертификации сетевых курсов. Таким образом, дистанционное обучение как самая дешевая и массовая в мире форма обучения пока остается элитарной образовательной технологией в России.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо предпринять ряд действий:
- усовершенствовать подготовку педагогов, вовлеченных инновационных процесс;
- вести подготовку консультантов и администраторов площадок дистанционного обучения, не только понимающих сущность, методику и дидактические особенности технологии, но и способных помочь преодолевать психологических барьер, связанный с компьютерными технологиями;
- создать нормативно-правовую базу оценки знаний учащихся;
- проводить тренинги «обучение в сотрудничестве», знакомить студентов с приемами групповой работы в сети, учить работать в открытых ресурсах коллективного пользования – чатах, форумах;
- мотивировать учебную деятельность студентов, побуждая их к активной познавательной деятельности;
- расширять интерактивные возможности сетевых курсов.
Литература
Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.
Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 154-156.
Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В. В. Токмянин // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 370-372.
Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] – М.: http://www.relarn.ru, 2010. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html