Рабочая программа кружка Юный Спасатель (4 класс)

Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57
станицы Троицкой
муниципального образования Крымский район
.


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2013 года
Председатель педсовета
____________________ Г.А. Мех


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 ВИДА

кружка «Юный спасатель».
Ступень обучения: дополнительное образование.
Классы 4
Количество часов-34.
Руководитель кружка – Кравченко Наталья Ивановна








Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа в год, то есть 1 раз в неделю. Но на изучение правил дорожной безопасности этого мало, спасает интеграция урока Окружающий мир и ОБЖ. Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. В программу кружка включены увлекательные игры на свежем воздухе, способствующие закаливанию организма, имеющие жизненно важное значение и тесно связанные с множеством школьных предметов, в первую очередь с физической культурой, ОБЖ, окружающим миром, кубановедением, экологией. Интеграция в одном курсе основных предметов даёт возможность развивать у учащихся начальных классов представление не только о целостной картине мира, но и о своём месте в нём, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни. Задания в рабочей тетради носят увлекательный характер: разнообразные игровые моменты, вызывающие у детей положительную мотивацию к изучаемому предмету, опорные схемы, таблицы, занимательные истории, игры. Всё это развивает у учащихся наблюдательность, фантазию, зрительную память. Тем не менее, научность и глубина изучаемого материала , его практическая значимость не изменилась.
Новизна представленной программы заключается в том, что она
объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона и традиции народов Кубани. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствие навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В разделе «Опасность» программа продолжает следовать своему основному принципу - формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье. Курс ориентирует учителя на отказ от использования при проведении занятий приёмов «устрашения» как совершенно неэффективных в работе с детьми. Предлагаемое методическое пособие базируется на принципах деятельного подхода с опорой на активные формы обучения. Использование игровых и проблемных, «мозгового штурма», различных видов групповой работы даёт возможность каждому ученику приобрести свой опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится в жизни.
В разделе «Природная опасность» целью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях, умений оказывать само – и взаимопомощь.
В разделе «Техногенная опасность» материал подобран с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся и включает в себя основные, наиболее часто встречающие опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Поскольку главный результат – это сформированность практических навыков, умений школьников принимать решения, избегать критических ситуаций, а при необходимости действовать и оказывать первую необходимую помощь окружающим в экстремальных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни, то для проверки лучше использовать проигрывание ситуаций, решение проблемных задач в групповой работе.
Раздел «Социальная опасность». Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления. Кроме приобретённых практических навыков, важнейшим результатом курса является изменение взглядов школьников представлений о своём здоровье, способах его сохранения и приумножения. Оцениваются эти изменения при помощи тестирования, анкетирования.
Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому я считаю, что не возможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Поэтому в разделе «Условия безопасного поведения» все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности
Учитель вправе расширить или изменить содержание занятия. При этом следует лишь придерживаться основных учебных задач каждого занятия, а также стремиться решать их в режиме активно – деятельного подхода к организации учебной работы. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятий различна. Рекомендую их применять при проверке результатов обучения, выработке навыков безопасного поведения, формирование умений. Содержание занятий позволяет, не нарушая единства биологического, социального и духовно – нравственного начал в человеке, решать как чисто образовательные так и воспитательные задачи.
Причина составления: количество часов в учебном плане МБОУ СОШ №57 не совпадает с количеством часов в авторской программе.

Таблица тематического распределения количества часов:


раздела

п/п
Содержание (разделы, темы)
Количество часов




Авторская программа
Рабочая программа

I
1
Что такое опасность.

1
1

2

Природная опасность

4
8


1
Стихийные явления природы.


1


2
Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.

1








3
Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях.


1


4
Ядовитые змеи и насекомые. Первая помощь.


1


5
Ядовитые растения. Первая помощь.


1


6
Первая помощь при отравлениях

1


7
Солнечная радиация. Первая помощь.


1


8
Соревнования по оказанию первой медицинской помощи в природных условиях

1

3

Техногенная опасность.

5
10


1
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов

1


2
Причины возникновения
пожаров в жилых зданиях

1


3
Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в лесу.

1


4
Первая медицинская помощь при травмах.


1


5
Первая медицинская помощь при ожогах.


1


6
Первая медицинская помощь носовом кровотечении.


1


7
Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.

1


8
Правила безопасного поведения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1


9
Опасность водоёмов зимой. Оказание помощи терпящим бедствие на льду.


1


10
Компьютер и здоровье

1

4

Социальная опасность.
4
8


1
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (начальные сведения о вредных привычках: курение, употребление наркотиков, алкоголя).

1


2
Режим дня.

1


3
Физическая культура и закаливание

1


4
Общефизическая подготовка.

1


5
Спортивные соревнования.

1


6
Инфекционные заболевания и их профилактика.

1


7
Классификация средств индивидуальной защиты.

1


8
Личная и общественная гигиена

1

5

Условия безопасного поведения учащихся
3
7


1
Наиболее безопасный путь в школу и домой

1


2
Правила перехода улиц и дорог.

1


3
Безопасность поведения на улицах и дорогах.

1


4
Когда ты становишься водителем.


1


5
Правила дорожного движения.

1


6
Правила дорожного движения. (Урок - практикум)

1


7
Итоговое занятие кружка.


1



Итого
17
34



ЦЕЛИ работы кружка:

привить детям начальной школы знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности;
сформировать научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
воспитать личность, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.


ЗАДАЧИ:

ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных чрезвычайных ситуациях.
развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве;
профилактика детского дорожно – транспортного травматизма;
воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте;
выработка убеждения, что соблюдения правил безопасного поведения является надёжной гарантией безопасности.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
экскурсии;
практические занятия;
применение ИКТ;

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА:
беседа;
викторины, школьная олимпиада;
практические занятия;
выпуск газет;
экскурсии.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
навыки сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте;
навыки соблюдения норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве;
самостоятельно оценивать ситуацию угрожающие человеку в современной повседневной жизни, в опасных чрезвычайных ситуациях.
Умение оказать первую помощь в опасной ситуации.


2. Содержание программы

Программа состоит из 5 разделов.
1. Что такое опасность.
2.Природная опасность.
3.Техническая опасность.
4. Социальная опасность.
5. Условия безопасного поведения учащихся.

1. Что такое опасность.
Содержание раздела содержит информацию о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встречаться человек в повседневной жизни. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Применительно к каждой ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб.

Учащиеся должны знать:
способы выживания человека в природе.
правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Учащиеся должны уметь:
применять в жизни правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Практическая часть.
Игры на развитие внимания.


2. Природная опасность.
Содержание раздела содержит информацию о правилах безопасного поведения человека при вынужденных автономном существовании в природных условиях. Правила поведения при землетрясении, при укусах насекомыми и пчёлами, клещами. Первая помощь при отравлениях, солнечной радиации.

Учащиеся должны знать:
правила поведения при землетрясении.

Учащиеся должны уметь:
применять правила сохранения жизни при землетрясении.
оказать первую помощь при кровотечении, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.

Практическая часть.
Определение ядовитых растений.


3. Техногенная опасность.

Содержание раздела содержит информацию о причинах возникновения
пожаров в жилых зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов. Компьютер и здоровье.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме, в лесу. Правила
безопасного поведения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Опасность водоёмов зимой. Тонкий лёд и опасность передвижения по льду. Оказание терпящим бедствие на льду.
Первая помощь при травмах, ожогах, носовом кровотечении.

Учащиеся должны знать:
правила пожарной безопасности и поведение при пожаре;
правила безопасного поведения на воде;
основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

Учащиеся должны уметь:
оказать помощь терпящим бедствие на воде;
использовать первичные средства пожаротушения при возникновении пожара;
оказание первой помощи при кровотечении, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.

Практическая часть.
Экскурсия в пожарную часть.
Экскурсия в медицинский кабинет школы.
Игра «найди предметы личной гигиены».

4. Социальная опасность.
В разделе формулируются понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека. Содержание раздела формирует у учащихся основные понятия о здоровье человека, о факторах, укрепляющих здоровье, и о факторах, его разрушающих. Раскрываются положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена.
Содержание раздела включает сведения о наиболее распространённых заболеваниях, их причинами, связи с образом жизни. Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.
Настоящее пособие предназначено для учащихся 4 классов.

Учащиеся должны знать:
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек сам;
Инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики.

Учащиеся должны уметь:
чётко сформулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
соблюдать режим двигательной активности;
соблюдать правила питания и гигиену;
сохранить и укрепить здоровье, зная формы своего поведения.

Практическая часть.
Составление режима дня.
Тестовая работа.


5. Условия безопасного поведения учащихся.

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода улиц и дорог. Безопасность поведения на улицах и дорогах.

Учащиеся должны знать:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
дорожные знаки.

Учащиеся должны уметь:
пользоваться правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.

Практическая часть.
Экскурсия в парк.
Посещение велодрома.
Тестовая работа.

Список литературы рекомендуемой для детей
Источники дополнительного чтения:
1.Автор и руководитель проекта – Л. Решульская. Детский журнал «Спасайкин».
г. Краснодар, ул. Северная, 286.
2.Главный редактор Т. Алексеева. Всероссийская газета для детей, педагогов,
родителей « ДДД », г. Москва, Страстной б –р, д.6, оф.5.
3. В.В.Поляков. Основы безопасности жизнедеятельности 2-4. Москва, Дрофа
,ДиК, 1996г.

4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. 1-4 классы
Ковалько В. И.
Серия: Мастерская учителя
Дата издания: 2009
2. Книга Правила дорожного движения РФ 2007 г.
3. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников
Ковалева Н.В.
4. Дмитрук В.П.
Правила дорожного движения для школьников
(2007)
5.Методические материалы и документы «Основы Безопасности Жизни». Книга для учителя. А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_____________Л. А. Колбасенко
«____»___________2013г
15