Программа исследовательского экологического отряда «ЭКО — патруль»
Если каждый человек
На кусочке своей земли
Сделал бы всё, что он может,
Как прекрасна была бы Земля наша.
А.П.Чехов
Программа исследовательского экологического отряда
«ЭКО - патруль»
(с сокращениями)
Составитель: Мискевич Юлия Алексеевна
учитель экологии ЛГ МБОУ «СОШ №1» г. Лангепаса
Пояснительная записка.
Программа экологического отряда «Эко - патруль» для пришкольного летнего оздоровительного лагеря реализуется в ЛГ МБОУ «СОШ №1» с 2011 года, способствует формирования экологического сознания на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на осознании себя как части природы, изучение и защиты природы в том числе и в первую очередь природы Ханты – Мансийского автономного округа Югры.
Особенностью программы является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала, что способствует подготовке и развитию практических и исследовательских умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды, а так же ее охраны и восстановления.
Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных, социоприродных, техногенных) с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды.
Цель программы:
Организация исследовательской работы.
Задачи программы:
-создать условия для приобретения опыта исследовательской деятельности;
-развивать у школьников правильное общественно экологическое сознание и культуру поведения в природной среде.
Ожидаемые результаты.
При реализации данной программы мы планируем получить следующие результаты.
Сохранение и укрепление здоровья детей, так как данный отряд был организован на базе летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Лето». Для ребят будут организованны: витаминизация, кислородные коктейли, посещение бассейна, спортивные игры, развлекательные мероприятия и соревнования на свежем воздухе, экскурсии в парковую зону, викторины, праздники, конкурсы, игры.
Приобретение опыта в осуществлении исследовательской деятельности и правильного, осознанного и культурного поведения в природной среде.
Организация работы по программе.
Экологический отряд формируется из детей 10-14 лет, склонных к исследовательской работе, любящих природу и имеющих навыки работы с компьютером.
Количество участников отряда 15-16 человек.
В отряде формируются разновозрастные микрогруппы.
Работа микрогрупп осуществляется по схеме: исследование – выводы – предложения– реализация.
Оптимальной формой работы экологического отряда является сочетание мероприятий, предполагающих использование мобильных цифровых технологий и классических методов исследовательской работы на природе.
Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинетов-аудиторий и лабораторий экологии.
Полевой практикум выполняется на пришкольной территории, а также в ходе походов, летних экологических экспедиций.
Программа курса рассчитана на 40 часов, в том числе 4 часов – лекции, 16 часов – практикум, полевой практикум -16 час, и 4 часов – семинарские занятия в формах деловых ролевых игр, научно-практических конференций, защиты проектов.
Для диагностики результативности работы по программе могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.), так и итоговых показателей (количество и уровень выполненных творческих работ). Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по результатам практических работ, через оценку поведения учащихся в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Учебно-тематический план
экологического отряда «ЭКО - патруль»
№ Наименование темы Всего Лекции Практические занятия в
лаборатории Полевой практикум (выезд) Семинары
1. Введение. 2 2 - - -
2. Изучение экологического состояния пришкольной территории 10 - 4 6 3. Оценка экологического состояния городских зон отдыха 10 1 4 4 1
4. Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами. 8 1 - 6 1
5. Природоохранная деятельность 8 - 8 - -
6. Проведение научно практической конференции 2 - - - 2
ИТОГО:
40 4 16 16 4
Содержание
1.Введение.
Лекция.
Научно-исследовательская деятельность.
Лекция.
Требования к оформлению исследовательских работ.
2. Изучение экологического состояния пришкольной территории.
Полевой практикум.
Определить видовой состав растений и животных на исследуемом участке
Полевой практикум.
Наблюдения за состоянием сообществ организмов, как способ оценки их экологического состояния.
Практическая.
Способы оценки биоразнообразия, реакция биоты на загрязнения окружающей среды.
Полевой практикум.
Исследование лишайников на пришкольном участке.
3. Оценка экологического состояния городских зон отдыха.
Лекция.
Основные источники загрязнения атмосферы, почвы, водоемов.
Полевой практикум.
Отбор проб воды. (Протока Каюковская, городской фонтан, ВОЗ).
Практическая.
Определение общих показателей воды, общей жесткости, минерального состава.
Полевой практикум.
Геоботаническая индикация почв ( Парковая зона).
Практическая.
Методы оценки экологического состояния почв.
Практическая.
Почвенные вытяжки способы их приготовления, и анализ.
Семинарское занятие.
Деловая игра «Чистый воздух»
4. Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами.
Лекция.
Виды бытового мусора, промышленных отходов.
Полевой практикум.
Экологические последствия от загрязнений окружающей среды мусором.
Полевой практикум.
Оценка загрязнения местности мусором.
Полевой практикум.
Описание несанкционированной свалки.
Семинарское занятие.
Деловая игра «Нет загрязнениям природной среды»
5. Природоохранная деятельность.
Практическая.
Уход за саженцами в «Рябиновой аллее».
Практическая.
Операция «Мой дворик».
Практическая.
Акция «Чистый лес».
6. Проведение научно практической конференции.
Выступление.