Программа работы экологического отряда «Зелёный патруль»
Программа работы
экологического отряда «Зелёный патруль»
Пояснительная записка
В последнее время государство уделяет огромное значение практической охране природных богатств нашей необъятной Родины. Важное место отводиться бережному и разумному отношению к визитной карточке нашей страны – лесным угодьям. Мы живём в степной зоне нашей страны и, поэтому для нас вопрос охраны лесных насаждений является приоритетной и первостепенной задачей.
Постепенно мы становимся экологически образованными людьми и главная задача нашего поколения – воспитать достойную смену, которая будет смело решать вопросы взаимоотношений человека и природы.
В МБОУ Николо- Березовской СОШ более 25 лет функционирует детская экологическая организация «ГУРАН», которая осуществляет научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. На базе этой организации созданы разнообразные экологические отряды, одним из действующих является отряд «Зелёный патруль».
Работа отряда «Зелёный патруль» нашей школы достойный пример бережного отношения детей к лесу, к каждому её деревцу и правильному уходу за ним. Задачи и цели, поставленные в рамках работы этого отряда, дают свои результаты: ребята активно участвуют в практической работе; посильно восстанавливают объекты леса; ведут просветительскую работу среди населения; совместно с жителями посёлка проводят акцию «Посади своё дерево!». И самое главное, ребята в живой природе соприкасаются с живыми объектами, чувствуют их, наблюдают за ними, то есть путём наблюдений каждый ребёнок приходит к определённым выводам. На практике применяют свои знания, умения, тем самым формирует навыки бережного отношения к лесу, роще, парку и другим экологическим объектам. А это, есть неоспоримая и ведущая форма познания природы.
Актуальность программы:
Охрана лесных насаждений учащимися нашей школы является приоритетной задачей, которая предусматривает природоохранные мероприятия, рациональное использование и посильное воспроизводство природных ресурсов лесных насаждений населённого пункта. Огромную работу по охране лесных и других растений выполняет экологический отряд «Зелёный патруль» - верный защитник растений и животных, часовой леса, страж родной природы. Девиз членов этого отряда – «Зелёный патруль» всегда на посту».
Отряд «Зелёный патруль» - это лаборатории для закрепления знаний по биологии, ботанике, зоологии, химии, математике; база для проведения исследовательских работ с опорой на природные объекты (лес, рощу, муравейник, представителей флоры и фауны разных экосистем).
Члены «Зелёного патруля» пропагандируют определённые правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение экологии и биологии леса, воспитывают у каждого школьника любовь к родной природе и желание её оберегать, а в случае опасности – постоять за неё. Основным объектом исследования является северо-западная часть Николовского леса и природные объекты экологической тропы. Деятельность членов отряда «Зелёный патруль» определяется Положением, утверждённым Советом школы МБОУ Николо- Березовской СОШ Милютинского района РО.
Цели программы: организация и проведение природоохранных мероприятий, пропаганда рационального природопользования и посильное воспроизводство природных ресурсов зелёных насаждений населённого пункта.
Задачи программы:
1. Изучение и охрана природных богатств нашей Родины: лесов, зверей, птиц; борьба с эрозией почв; охрана зелёных насаждений.
2. Посадка деревья, кустарники и их охрана, привлечение жителей населённого пункта к озеленению местности;
2. Проведение пропагандистско-просветительской работы.
Положение о работе отряда «Зелёный патруль»
Цели и задачи отряда «Зелёный патруль»:
Охрана природных богатств нашей Родины: лесов, зверей, птиц; борьба с эрозией почв; охрана зелёных насаждений;
Члены отряда «Зелёный патруль» сажают деревья, кустарники и охраняют их;
Члены отряда «Зелёный патруль» борются с теми, кто нарушает Закон об охране природы;
Привлекают жителей населённого пункта к озеленению местности;
Члены отряда «Зелёный патруль» проводят просветительскую работу о пользе зелёных насаждений, флоре и фауне лесов, рощ, парков.
Структура отряда «Зелёный патруль»:
Главное в работе – практико-ориентированная и природоохранная деятельность, охватывающая всех учащихся, начиная с 5 класса по 11 класс (участие в работе отряда добровольное);
Работой отряда руководит командир, избранный ребятами; штаб из 7 командиров дозора, который утверждается экологическим отделом детской организации «ГУРАН»;
Командир отряда распределяет дозоры, проводит сборы членов отряда «Зелёный патруль», составляет планы и графики работ, ведёт отчётную документацию, держит постоянную связь с различными организациями и социальными партнерами;
Знаки различия членов отряда «Зелёный патруль»:
Члены отряда «Зелёный патруль» имеют отличительную деталь: зелёные галстуки и эмблему.
Разделы работы отряда «Зелёный патруль»:
Производственные занятия.
Учебная, опытническая и исследовательская деятельность.
Культурно-массовая, спортивная работа и отдых.
Объекты исследования отряда «Зелёный патруль»:
Насаждения общего пользования (северо-западная часть Николовского леса, рощи, парки, дубравы)
Насаждения ограниченного пользования (дендропарк, фитозона)
Насаждения индивидуального пользования (сады)
Насаждения специального пользования (защитные лесные полосы).
Основные формы и методы работы отряда «Зелёный патруль»:
1. Экскурсии в природу (объекты – лес, роща, лесопосадки, школьный дендропарк);
2. Таксация лесных насаждений.
3. Апробация лесного посадочного материала на территории школы.
4. Фенологические наблюдения и опытническая работа.
5. Но основным содержанием работы отряда «Зелёный патруль» является практическая помощь – уход за лесом, рощей и лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам; охрана флоры и фауны этих объектов.
6. Неотъемлемой частью работы членов ЗП является – заготовка даров леса.
7. К числу наиболее эффективных дел в работе отряда «Зелёный патруль» относим пропаганду охраны лесов – распространение листовок, плакатов, рисунков и проведение массовых мероприятий.
Сроки реализации: программа реализуется в рамках дополнительного образования МБОУ Николо-Березовской СОШ с набором учащихся 5-11 классов. Занятия проводятся один раз в неделю (34-35 часов в год). Возраст обучаемых от 10 до 17 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения и построена на личностно-ориентированном подходе к воспитанию ребёнка через практико-ориентированную деятельность.
Социальное партнёрство: Маньковское лесничество Селивановского лесхоза Ростовской области (куратор – Перебейнос М.А.)
Ожидаемый результат: 1. Деятельность членов отряда «Зелёный патруль» направлена на созидание и восстановление богатств нашей местности: создание фитозоны, сохранение зелёных насаждений, охрана лесов, борьба с пожарами и вредителями зелёных насаждений. Массовое вовлечение учащихся является более удачной формой привлечения подрастающего поколения в дела охраны леса и природы в целом.
2. Изготовление и размещение 30 кормушек (различной конструкции), посадка несколько сот саженцев деревьев лесных пород, создание и размещение предупреждающих знаков для туристов леса, расселение семейств муравьёв и т.д.
3. Перспективной и заслуживающей внимания является идея создания в нашей школе «Лесной республики» (девиз которой «Берегите лес – чудо из чудес»). Каждому классу будет выделена зона действия в лесу (часть Николовского леса 20 га). Каждый класс должен выполнить ряд задач:
- Очистить территорию от мусора, сушняка;
- Уничтожение вредителей деревьев и кустарников;
- Изучение биологии и экологии растений и животных данной экосистемы.
4. Создание на базе школы эколого-краеведческого музея, в котором собрать коллекции насекомых леса, растений леса (гербарии).
Материально-техническое обеспечение:
Для успешного обучения необходимы следующие условия: компьютер, проектор, экран, библиотека и медиатека, доступ к сети Интернет.
1. Ашихмина Т.Я.. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.
2. Боголюбов А.С., Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность. – «Экосистема», 1999
3. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М., 1996
4. Гиряев Д.М. Юные лесоводы. – М.: Высшая школа, 1988
5. Захлебный А.Н., Зубарев А.Е., Скалон Н.В. Полевой экологический практикум: проект «Влияние человека на экосистему леса» Рабочая тетрадь. – М., 2003
6. Исследование леса: УМП для руководителей школьных лесничеств, педагогов дополнительно образования, учителей школ. – Псков, 2001
7. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/Под общей редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста – зав. Кабинетом биологии ТОИПКРО, 2006.- 129с.
8. СавенковА.И.Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. Журнал “Исследовательская работа школьников”, № 2, 2003
9. Методики полевых экологических исследований методические рекомендации для учителей. Кострома, 1997
10. Муравьев А.Г. «Экологический практикум» Санкт-Петербург Крисмас+, 2003.
11. Мягких Т.П. Использование проектной технологии в экологических исследованиях школьников. / Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы международной научно-практической конференции/ под ред. В.Н.Яценко.- Мичуринск: МГПИ, 2005.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
План работы
отряда «Зелёный патруль» по направлениям:
Производственная деятельность
№ Мероприятия
1. Уход за лесными насаждениями на стоянке «Роща»
2 Провести очистку дендропарка
3 Высадить саженцы лесных пород на фитозоне (сосна, ясень, вяз)
4 Заготовить черенки древесно-кустарниковых пород
5 Провести уход за лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам
6 Выполнить работы по закреплению оврагов
7 Выполнить работу по уходу за зелёными насаждениями
8 Изготовить и отремонтировать скворечники, синичники, кормушки и развесить их
9 Заготовить корма для птиц
10 Проводить раскладку кормов в кормушки
11 Провести учёт муравейников, обеспечить охрану и расселение
12 Проводить работы по охране зелёных насаждений, птиц, муравейников, охране леса от пожаров.
Учебная, опытническая и исследовательская деятельность
№ Мероприятия
1. Проводить теоретические занятия по лесоводству, экологии, биологии и типологии.
2 Проводить тематические экскурсии и походы в лес, рощу, лесопосадки, с целью изучения флоры и фауны этих объектов
3 Изучить тематику и методику проведения опытнической и исследовательской работы
4 Проводить фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
5 Изготовление гербарий, коллекций семян и насекомых
6 Составить карту лесов, рощ населённого пункта
7 Каждому члену отряда «Зелёный патруль» подготовить отчет-презентацию по результатам проектно-исследовательских работ (согласно плану).
8 Провести научную конференцию по итогам работы отряда «Зелёный патруль»
Культурно-массовая, спортивная работа и отдых
№ Мероприятия
1. Провести экологический флешмоб «Берегите лес, чудо из чудес»
2 Проводить встречи с работниками Маньковского лесничества Селивановского лесхоза РО
3 Проводить пропагандистско-просветительские мероприятия среди учащихся школы и местного населения
4 Подготовить выступление художественной самодеятельности по теме охраны природы и показать в школе
5 Проводить чтение газет, научной и познавательной литературы о природе, лесе, флоре и фауне этих природных объектов
6 Провести конкурсы на лучшего знатока о лесе, лучшего дизайнера фитозоны, знатока лекарственных трав и ягод
План работы отряда «Зелёный патруль»
на 2015-2016 учебный год
Мероприятия Сроки исполнения
1 четверть
1. Общее собрание членов отряда «Зелёный патруль» на тему «Перспективы в озеленении территории школы саженцами лесного происхождения»;
2. Рассмотрение и утверждение плана проведения акции «Посади своё дерево» по озеленению территории школы саженцами лесных пород деревьев;
3. Проведение акции «Посади своё дерево»;
4. Рейды по проверке качества выполнения работ;
5. Оформление стенда отряд «Зелёный патруль»;
6. Экскурсия в лес и природные объекты;
7. Сбор даров леса (плоды, лекарственные травы, составление гербариев)
8. Чтение по классам книг и статей о природе, лесе, рощах. Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь-октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
2 четверть
1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 2 четверть; обсуждение плана «Синица»;
2. Наблюдение за растениями в зоне действия ЗП;
3. Проведение операции «Синица» - изготовление кормушек, подкормка птиц;
4. Организация выставки «Лесные звери зимой»;
5. Экскурсия в зимний лес, рощу;
6. Беседы по классам «Пернатые друзья и зима»;
7. Оформление стенда «Говорит отряд «Зелёный патруль». Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
3 четверть
1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 3 четверть; подведение итогов операции «Синица»;
2. Рапорт командиров дозоров по проведению акции «Посади своё дерево»;
3. Обсуждение проведения праздника «День птиц»;
4. Наблюдение и уход за объектами школьного дендропарка;
5. Проведение беседы «Пернатые друзья леса»;
6. Проведение праздника «День птиц»;
7. Оформление стенда ««Говорит отряд «Зелёный патруль». Январь
Январь
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
4 четверть
1. Заседание штаба: рассмотрение плана на 4 четверть;
2. Проведение весенних работ в зонах действия ЗП – трудовой десант;
3. Рейды по экологическим стоянкам;
4. Проведение опытно-практических работ;
5. Подготовка и проведение массового мероприятия «Мой лес» и «День Земли»;
6. Оформление стенда «Говорит отряд «Зелёный патруль». Апрель
Апрель-май
Май
Май
Апрель-Май
Май
Летние каникулы
Заседание штаба: летние задания дозорам;
Уход за лесными насаждениями в зонах действия ЗП;
Рейды по охране памятников природы, лесных насаждений;
Проведение опытно-практических работ в лесу, роще; Июнь-август
Описание и характеристика основных форм и методов работы отряда «Зелёный патруль» в МБОУ Николо- Березовской СОШ:
Экскурсии в природу (объекты – лес, роща, лесопосадки, школьный дендропарк).
Учащиеся школы совершают экскурсии в лес, с целью: сбора гербарных растений, знакомство с основным видовым составом лесной растительности, изучение сезонных явлений в лесу, роще. Экскурсии организуются в виде обычного похода в лес, где ведущую роль выполняют члены зелёного патруля совместно с учителем. Экскурсии имеют свою тематику и программу, которую определяют вместе с членами экологического отдела «ГУРАН», продолжительность экскурсии несколько часов. Экскурсии проводятся в разной форме, всё зависит от уровня подготовки, эрудиции, фантазии, способностей учащихся по данной теме.
Например, в сентябре-октябре 2015 года учащимися школы была совершена серия тематических экскурсий на территорию лесного участка, примыкающего к Корнееву роднику. Результат – была написана исследовательская работа «Рекреационная дигрессия леса». Примером следующих тем экскурсионных походов является исследование лесных насаждений – лесополос хутора Николовки – прямолинейных рядов деревьев (акация, вяз, ясень), с любовью посаженных нашими дедами и отцами.
Таксация лесных насаждений.
На занятиях экологического кружка учащиеся учатся определять глазомерную таксацию деревьев, отбор деревьев пригодных на рубку. Учащиеся знакомятся со специальными приборами – высотометром, планом лесонасаждений; чтение специализированной литературы. Например,
Тема занятия: «Определение площади сечения дерева».
Цель: определить объём неправильного геометрического тела.
Ход работы:
Измерить диаметр дерева, на высоте 1,3 метра от земли;
Определить примерную высоту дерева и вычислить объём, учитывая наличие сучков.
Апробация лесного посадочного материала на территории школы.
Этот вид деятельности является ведущим в работе нашей школы, благодаря этому на базе школы имеется красивый дендропарк, аллея лесных насаждений, школьная фитозона, где происходит апробация различного лесного посадочного материала.
В школьном дендропарке мы высадили множество видов древесных и кустарниковых пород, характерных для нашего леса и ближайших лесополос. В течение года члены отряда «Зелёный патруль» проводит серию опытно-исследовательских работ. Члены ЗП помогают озеленению улиц хутора лесными саженцами деревьев и обеспечивают своевременный уход за ними.
В 2014-2015 гг. сельская администрация закупила 150 саженцев деревьев в Селивановском лесопитомнике и совместно со школой провели акцию «Посади своё дерево!», провели озеленении населённых пунктов хуторов Антоновка и Николовка. Работа в школьном дендрарии всячески поощряется, так как деревья выступают ценным объектом для экологических исследований.
Фенологические наблюдения и опытническая работа.
В своей работе члены отряда «Зелёный патруль» большое значение отводят наблюдениям и проведению опытов. Учащиеся выясняют закономерности сезонного развития растений и животных в роще, дендропарке; устанавливают взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды (ребята выясняют лучшие сроки для сбора плодов, лекарственных растений; начало цветения растений, прилёт и отлёт птиц).
Примерный план опытно-практических работ и наблюдений
Дать характеристику по происхождению, составу, полноте, возрасту, ярусности участков леса;
Провести наблюдения по схеме:
Название
дерева Начало
сокодвиженияНачало
распускания
почек Начало
цветения Начало
созревания
плодов и
семян Начало
листопада Конец
листопада
Определить влияние времени сбора семян на их всхожесть; определение всхожести семян; определение способов размножения растений.
Работа на экологическом объекте «Роща»;
Изучение строения вредителей леса, изучение простейших способов борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса.
Проведение расселения муравьёв.
Привлечение птиц, уход за гнёздами и охрана птиц.
Тема опыта «Определение более эффективного способа размножения растений» (на примере тополя пирамидального).
Цель: выяснить более рациональный способ размножения тополя, так как тополь перспективная порода для укрепления склонов оврагов в борьбе с ветровой эрозией (дефляцией).
Варианты опыта
1 – высадка черенками
2 – посев семенами с пухом
Перед посевом почву вскапывают, рыхлят и делают грядки шириной 50-60 см. Пух равномерно раскладывают, тщательно увлажняют грядку, присыпают перегноем, сверху прикрывают соломой. Обильный полив 5-7 раз в день (3 дня), затем полив сокращаем до 1 раза в день в течение 1 месяца. Слой соломы постепенно уменьшаем.
Высадка черенками производим в грядку по той же схеме.
Наблюдения по опыту:
Дата
высадки № грядки Кол-во
высаженных
саженцев, лунок Результаты опыта
5.06 Посев семенами 10 лунок с семенами Семена проросли во всех 10 лунках
5.06 Высадка черенков 10 черенков Из 10 саженцев прижилось только 6
Тополь одно из самых быстрорастущих древесных растений. Тополь используют во многих видах промышленности. При размножении тополя черенками сокращается продолжительность жизни, ухудшается жизнеспособность (из 10 саженцев прижилось только 6) и рост деревьев, среди них распространяется сердцевидная гниль, суховершинность. Эти недостатки отсутствуют при размножении тополя семенами.
Параллельно с наблюдениями проводим систематические метеонаблюдения: составляем календарь погоды.
Темы опытнической работы по лесоводству
Тема 1
Выявление наиболее эффективных способов подготовки посевного материала хвойных пород и их влияние на рост и развитие растений.
Тема 2
Выращивание сеянцев хвойных пород под полиэтиленовой плёнкой.
Тема 3
Выявление оптимальной нормы высева семян хвойных пород.
Тема 4
Влияние сроков посева семян на развитие саженцев берёзы.
Тема 5
Влияние минеральных удобрений на рост и развитие саженцев сосны.
Тема 6
«Определение более эффективного способа размножения растений» (на примере тополя пирамидального).
В опытах используются виды деревьев (берёза бородавчатая, тополь пирамидальный, сосна обыкновенная) – как перспективные древесные породы для посадки защитных полос на полях и вдоль дорог населенных пунктов, в виде зелёных насаждений.
5) Но основным содержанием работы «зелёного патруля» является практическая помощь – уход за лесом, рощей и лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам; охрана флоры и фауны этих объектов.
Для того, чтобы предвидеть будущее леса, рощи и другого экологического объекта, необходимо вовремя заметить нарушение экологического равновесия: болезни деревьев, образование оврагов в лесу, пожары, браконьерство и многое другое.
Особой заботой отряда «Зелёный патруль» окружены птицы: члены отряда изготавливают и развешивают кормушки (операция «Синица»), каждая кормушка имеет свой порядковый номер. Члены отряда проводят разъяснительную беседу о необходимости охраны птиц в зимний период, совместно с другими учащимися школы организовывают кормление птиц и наблюдение за жизнью птиц. Наблюдения должны включать вопросы, отражающие биологию и экологию определённого вида птицы. Итогом этого вида деятельности является ежегодно проводимый праздник «День птиц».
Программа праздника «День птиц»
Короткое выступление учителя биологии (экологии) о значении птиц, необходимости их охраны и привлечения.
Презентация итогов работы отряда «Зелёный патруль» о проделанной работе по охране птиц.
Короткое выступление учащихся о своих наблюдениях за птицами.
Птичий КВН.
Выставка рисунков и фотокомпозиций «И это всё птицы!».
Примерный план проведения КВН
Открытие КВН: представление команд, жюри.
Приветствие команд.
Конкурс капитанов.
Разминка команд.
Конкурс знатоков пословиц, загадок, примет, поговорок о птицах.
Конкурс на лучший рисунок птиц.
Конкурс «Кто быстрее» (изготовление скворечника из готовых деталей)
Соревнование капитанов болельщиков «Что ни шаг, то птица» (шагов без названия птиц не делать)
Конкурс команд «Чей голос?»
Конкурс «Рассказ-загадка»
Конкурс на лучшее исполнение песни о птицах.
Художественные номера по ходу КВН.
Члены отряда «Зелёный патруль» способствуют увеличению лесной фауны посредством охраны нор зверей и гнездовий птиц. Но важное место в этой работе отводится – охране рыжих лесных муравьев и их расселению, так как, именно, муравьи уничтожают множество вредных насекомых вредителей деревьев и кустарников (за 1 год муравьи одного крупного гнезда уничтожают 100 тыс. насекомых). Врагов у них много, но главный враг – человек. Прежде всего, члены отряда определяют местонахождение муравейников на охраняемой территории (экологическая стоянка – «Роща»). Практическая работа по охране муравейников заключается в пропаганде знаний о пользе муравейников, наблюдений за состоянием естественных муравейников и проведение искусственного расселения муравьёв.
Опыт «Искусственное расселение рыжих лесных муравьев»:
Расселение муравьев производят тремя способами:
Ранней весной (конец марта – начало апреля), когда рабочие муравьи и царицы греются на поверхности муравейника, их вместе с частью гнезда выбирают лопатой в тару. Муравейник закладывают сухим хворостом. Муравьёв в таре переносят в заранее выбранное место (сухое!). Над новым гнездом поставить защитную пирамидку (самый простой).
В начале мая, когда в муравейнике появляются куколки самок (цариц) и самцов, выбирают часть гнезда. Но поскольку в отдельных гнёздах преобладают куколки или самцов или самок, желательно соединять отводки двух гнёзд обязательно одной колонии. Объём каждого отводка 100-150 л.
Переселение муравьев проводят в период массового лета самок и самцов (в начале июня). Самок и самцов собирают с поверхности муравейников и помещают в садки. После спаривания следует начинать перевозку отводков.
Члены ЗП расселение муравьёв проводят третьим способом. Новые муравейники учащиеся устраивают на расстоянии 50 м друг от друга из расчёта 4 гнезда на 1 га. За 5 дней расселили 8 гнёзд. Переселённые семьи муравьёв лучше приживаются на открытых, солнечных местах (небольшие полянки), по краям просек, в сосновых борах (наличие иголок), около деревьев, пней.
Члены отряда ЗП ведут систематическую работу по борьбе с эрозией. Учащиеся проводят обследование местности, составляют план оврагов и противоэрозионной работы – закрепление оврагов (ставится опыт по выяснению лучших пород деревьев для закрепления оврагов). Учащиеся выясняют, что для создания приовражных лесополос используют лесные породы деревьев: акация белая, берёза бородавчатая, дуб, тополь, вяз обыкновенный, клён остролистный, липа, груша лесная.
Опыт «Проведение противоэрозионных мероприятий в роще»:
Экологический объект «Роща» расположена на склонах, что требует специфических мер. Здесь сказывается действие водной эрозии (особенно весной во время таяния снега). Из склонов вымывается почва, что отрицательно сказывается на состоянии лесных насаждений (оголяются корни). В связи с этим встаёт острая необходимость провести защиту почвы склонов рощи.
Противоэрозионные мероприятия:
Создание бороздок-канавок поперёк склона;
Рощу осенью и особенно весной прореживать и удалять с деревьев все нижние ветки на высоте 1,5 -2 м, чтобы не скапливался снег.
Большую работу члены отряда «Зелёного патруля» оказывают в деле охраны лесов от пожара и самовольных вырубок. Главная работа членов отряда заключается в своевременном оповещении о наличии очагов возгорания в лесу, роще, поле.
6) Неотъемлемой частью работы членов ЗП является – заготовка даров леса.
В 2014-2015 учебном году учащиеся «Зелёного патруля» заготовили 10 кг шиповника, 6 кг боярышника, собрали 3 кг лекарственного сырья (травы) для последующего высева на территории школьной фитозоны. Обязательно учитывались сроки сбора каждого вида растения. Изготовлены гербарии для уроков биологии, учащиеся запасли природный материал (шишки, жёлуди, листья) на занятия кружка «Эконика».
7) К числу наиболее эффективных дел в работе «Зелёного патруля» относим пропаганду охраны лесов – распространение листовок, плакатов, рисунков и проведение массовых мероприятий.
Например, издаётся стенгазета «Экологический вестник»; члены экологического кружка «Природа – наш общий дом» проводят пропагандистско-информационные мероприятия; опираются в своей работе на опытно-практическую деятельность. Кабинет биологии и экологии в нашей школе оформлены как лесные уголки, где представлены спилы деревьев (лесная груша), которые красиво оформлены в природную диораму.