Гуманистические взгляды Толстого-педагога в современных педагогических технологиях


Гуманистические взгляды Толстого-педагога в современных педагогических технологиях Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я». Тем самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. В школе начинается наша сознательная жизнь, здесь формируется наше сознание. Это воистину фундамент. От его прочности зависит прочность будущего здания. Поэтому хороший строитель никогда не экономит на фундаменте так же, как настоящий земледелец обязательно во что бы то ни стало сбережет лучшие семена для будущего урожая. Дети- те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да и всех землян. Современное  российское общество постоянно испытывает дефицит социальных и нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. 
Творчество Льва Николаевича Толстого известно во всём мире, нет , наверное, такого человека, который не знал бы героев романа-эпопеи «Война и мир», не сочувствовал бы истинным защитникам Севастополя ,солдатам и офицерам «Севастопольских рассказов», не оплакивал бы судьбы Анны Карениной и Катюши Масловой из романа «Воскресенье». Но Толстой –педагог и Толстой –тонкий психолог детской души не так на слуху.
Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное.
Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости.
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. При этом Л.Н.Толстой обратился к изучению самих основ педагогики, стремясь выработать новые принципы обучения в народных школах
С этой целью он , вторично побывав за границей, тщательно изучает постановку школьного дела в Германии, Англии, Бельгии. Его не удовлетворила западно-европейская педагогика, основанная , по его наблюдениям, главным образом на механическом заучивании вне живого интереса учеников к предмету. В России того времени он также не нашёл нужной народу систему воспитания и образования. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни.
Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположенная недалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет». В противовес этому он выдвигал девиз: « Критериум педагогики только один – свобода»
. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.
Лев Николаевич Толстой основывал обучение крестьянских ребят на свободном, живом интересе, в этом и проявилась сила его педагогической практики. От учителей требовалось умение пробудить этот интерес, а если это не удавалось, учитель не имел права насильно заставить ученика заниматься. При этом программа строилась таким образом, что ученики получали знания из областей, наиболее близких к крестьянскому, земледельческому труду, т.е наиболее для них интересным и практически полезных.
В школьной теории и практике Толстого было, однако, очень много и такого, с чем согласиться нельзя. Главным мерилом хорошего и плохого писатель считал восприятие самого крестьянского ребёнка, его вкусы, настроения и стремления. Но вкусы эти были неразвиты, а настроения сплошь и рядом стихийны. И вот, вместо того, чтобы развить и организовать учеников крепкой дисциплиной, Толстой считал нужным пассивно следовать их инстинктивным побуждениям.
Яснополянская школа предоставляла учащимся эту «полную свободу». Толстой старался исключить из системы преподавания всякие организационные требования и построить её целиком и полностью на свободном интересе учеников к предмету. Толстой стремился заменить организацию созданием настроения или, как он говорил, «духа прилежания».
Вот как проходил урок в его школе:
«Учитель входил в комнату, а на полу лежат и пищат ребята, кричащие: «Мала куча!» или: - «Задавили, ребята!» Или «будет! Брось виски-то!» и т.д. «Пётр Михайлович! - кричит снизу кучи голос входящему учителю- вели им бросить!»
«Здравствуй, Пётр Михайлович !» - кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берёт книжки, раздаёт тем, которые с ним пошли к шкафу; из кучи на полу – верхние, лёжа, требуют книжку. Куча понемногу уменьшается. Как только большинство взяло книжки, все остальные бегут к шкафу и кричат «Мне! Мне! дай мне вчерашнюю» Ежели останутся ещё какие-нибудь два разгорячённых борьбой, продолжающиеся валяться на полу, то сидящие с книгами кричат на них: «Что вы замешкались? Ничего не слышно ! Будет!» Увлечённые покоряются и , запыхавшись, берутся за книги и только первое время, сидя за книгой, поматывают ногой от неулегшегося волнения. Дух войны улетает, и дух чтения воцаряется в комнате»
По мнению Толстого, не следует воздействовать извне на поведение ребят,
выжидание и невмешательство предлагаются в его педагогических статьях как главные и единственные средства создания «духа прилежания»
Толстой был тонким психологом и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Он умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогал им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.
В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавалось чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.
На первых этапах становления школы обучение чтению проходило следующим образом: один ученик читал, остальные следили и поправляли его. Со временем сложилась другая система работы: ученики сами брали две, три книги и читали их вдвоем или втроем. Потом они подходили к учителю с просьбой послушать их или прочитать книгу вместе с ними.
В дальнейшем на уроках стали использовать пять методических приемов: чтение с учителем (когда ученик просил почитать с ним); самостоятельная работа (когда ученик уже научился складывать слоги); чтение с заучиванием наизусть молитв, стихов и др.; чтение сообща по одной книге (по два, три человека), когда один ученик читает вслух, а другие следят по тексту; все более усложняющееся чтение с пониманием и интересом.
Ученики учились одновременно узнавать и писать буквы, составлять и писать слова. Работа могла проходить так: один ребенок диктовал что-либо, а другие писали каждый на своей части доски, а потом дети исправляли ошибки друг друга. Что касается изучения синтаксиса и грамматики, то в Яснополянской школе признавали полезными все известные способы учения, но не считали их единственными, и избирались те, которые охотно принимались учениками, например, составление предложений из заданных слов или сочинение стихов по заданному размеру. Упражнения должны были убедить учеников в том, что слова изменяются по определенным правилам. Такие упражнения нравились ученикам, скучная грамматика воспринималась проще.
Таким образом, заучивание грамматических правил и определений, т.е. законов языка, считавшееся «умственной гимнастикой» (средством умственного развития), в школе Л.Н. Толстого не нашло традиционного воплощения. Умственное развитие осуществлялось более эффективно в иных, интересных для детей видах работы, требующих самостоятельной деятельности. Усвоение языка и грамотности происходило благодаря развитию живой речи, написанию сочинений и т.п. Письмо было любимым занятием учеников Яснополянской школы. В младшем и среднем классах дети сами выбирали темы для сочинений. Л.Н. Толстой считал, что не следует учить детей сочинять, можно лишь научить их, «как браться за сочинительство».
Перечислим приемы, которые использовались в Яснополянской школе: предлагался большой выбор тем; читались лучшие детские сочинения; во время просматривания детских сочинений не делалось замечаний об опрятности тетрадей, о каллиграфии и орфографии; механизм сочинительства на выбранную тему обсуждался с группой детей
Ученики Л.Н. Толстого хорошо решали примеры на четыре действия арифметики, знали дроби и пропорции, решали сложные задачи на смешение, тройное правило, изучали планиметрию, геометрию, знакомились с алгеброй и т.д. Занятия математикой были очень результативными. Это подтверждает тот факт, что яснополянские школьники выиграли соревнование в решении задач с тульскими гимназистами, которые специально для этой цели приезжали в Ясную Поляну.
Физический труд, который Л.Н. Толстой считал необходимым не только для укрепления здоровья, но и для нравственного совершенствования, проводился как в стенах школы (столярство, ремёсла), так и на сельскохозяйственном участке. На занятиях ученики получали агрономические знания, практические навыки землеизмерения, учились правильному уходу за растениями и т.п. Зимой на пруду устраивался каток, на котором дети (иногда вместе с Л.Н. Толстым) наперегонки катались на коньках, подаренных им графом.
Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.Яснополянскую школу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей, о школе много писали в России и за границей. О школе Л. Н. Толстого, его педагогических взглядах и деятельности были изданы работы в Болгарии, Англии, Германии, Франции и США.
«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения. В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.
В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор
 Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Традиции толстовской педагогики я нашла в социоигровой   технологии .Технология направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей,
… не допустимость искусственного замедления и ускорения развития ребёнка..         Авторы технологии Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов  сам термин «социоигровая технология»  объясняют так: « организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»). [5]
        Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель  - это и есть главная задача педагога!
Технология СИТ позволяет решать задачи:
усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении  их собственной личности;
формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
обеспечение душевного благополучия;
коррекция импульсивного поведения.
Основные признаки в социоигровой «режиссуре урока» основываются на «трёх китах».
обязательное движение учащихся;
вариативность видов деятельности, смена мизансцен, темпо/ритма урока
организация малых групп
Для школьников различные движения, передвижения, перестановки (если они удачновплетены в дело) наполняют урочную жизнь полноценными впечатлениями о себе, о
других, о предполагаемых мнениях других о себе и о связях всего этого между собой.
Двигательная активность раскрепощает поведение и общение учеников. А вместе с этими физическими движениями неожиданно по – новому начинают работать головы.
Использование социоигровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и перед друг другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Учителю на каждом из своих уроков нужно искать время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.
Задача социоигровой режиссуры – организовать задание так, чтобы все (даже самые слабые и ленивые ученики) не на шутку увлеклись бы его выполнением. Социоигровая режиссура ищет способы такого общения, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости. Эффективность ученического труда в процессе такой деятельности значительно повышается.
         При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться следующих 9 правил социоигровых подходов к педагогике .9 правил социоигровых подходов
1.Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнёр, с которым всегда интересно.
2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).
3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.
4. Смена мизансцен (т. е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.
5.Оринтация на индивидуальные открытия и возможности детей.
6. «То, что трудно – интересно».
7.Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.
8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).
9. Соблюдение принципа полифонии («за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток»).
         Если в традиционной педагогике учитель  выполняет  - роль   музыканта -исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровой  педагогике их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
      Таким образом, применение и использование приемов  социоигровых технологий позволяет на каждом уроке развивать память, внимание, силу воли и речь учащихся, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый школьник получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!
После обсуждения трех золотых правил социоигровой режиссуры урока, я бы хотела ещё остановиться на одном из постулатов педагогического мастерства учителя. А именно на том, который звучит так: «Не учить !» Это, на первый взгляд, очень непривычное  утверждение, он  на самом деле оно вполне вписывается в те задачи, которые теперь официально вменяются нашему школьному образованию.
В социоигровой методике важно не столько объяснять и доносить до детей тот или иной материал, сколько создавать условия, которые помогут детям самим узнать что-то новое по изучаемой теме. Ведь современные требования ставят перед выпускниками школ задачу ориентироваться в различной информации, выуживать необходимые сведения, находить источники для получения нужных сведений. Да и умение самостоятельно обучаться в течение всей жизни с каждым годом ценится все больше и больше. А где ученикам обучаться всему этому, если не в школе и не с учителем. Поэтому просто необходимо строить «режиссуру урока» урок таким образом, чтобы все вышеперечисленные умения отрабатывались на нем сполна.
Для многих школьных учителей эта роль оказывается инновационной. Задача не столько учить детей, сколько создавать им условия для самообразования кажется им непривычной, но она очень важна для развития современных школьников.
I. Деление на команды
Задания, связанные с делением на команды выполняют функцию протедевтики. Они настраивают учащихся на совместную работу. А ещё они также помогают делать это разделение случайным (то есть зависящим от воли случая, а не от учителя), а значит, справедливым.
.1. Жеребьевки
2. Колечки
Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: каждый кон в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс
II. Приёмы социоигровой технологии
Игровые разминки
Подробный разговор о социоигровых приёмах обучения мы начнём с рассмотрения игровых разминок – небольших и как правило достаточно простеньких заданий, направленных на концентрацию внимания учащихся.
Особенно хороши такие разминки при необходимости смены одного вида деятельности на другой. Подобного рода упражнения позволяют учащимся активно и весело включаться в процесс новой деятельности комфортным, ненасильственным способом.
«Кто меня слышит…»
Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий. Один из вариантов - игра «Кто меня слышит»:
В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе под нос учитель говорит почти что шепотом: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит... поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.
А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит... погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, – постучите по столу три раза». Раздается рикошет легких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа».
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... встаньте». Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.
«Кто-о меня-я слы-ы-ышит... сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собранны.
Чуть повысив голос, учитель продолжает вести урок.
Этот игровой прием наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т. п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом во всю поддавать игрового жару!
Дружное эхо
Встать по пальцам
Руки-ноги
Шапка вопросовШапка вопросов это вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
Видимо-невидимо
Смысл этого игрового приема состоит в том, что учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова. После чего происходит достаточно распространенная в социоигровой режиссуре двойная проверка. Сначала проверка осуществляется соседней командой (так же по памяти), а затем уже идет сверка с оригиналом, чтобы проверить проверяющих и выявить истину.
Аббревиатуры. Письма из букв.
Ученики выходят и пишут на доске или произносят свои  аббревиатуры: КВР, ОУР, ДТП и т.д. Отгадывающие собираются вокруг автора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пытаются расшифровать ее.
 Диктант на дружбу
Ученики записывают текст. Основное правило – у всех в команде в тетрадках должно быть одно и то же. Сам текст ученики получают порциями, как правило, через посыльных, которые смотрят на отрывок (строго ограниченное время), а потом «из уст в уста» передают этот отрывок своей команде 
Ожившие модели ( правила)
Заключение
Социоигровые приемы разнообразят любой урок, делая его более живым, более естественным. Использование игровых приемов позволяет учителю развивать своих детей сразу в нескольких направлениях, организовывая при этом их деятельность так, чтобы они сами захотели учиться (то есть учить себя). При правильном использовании социоигровых приемов дети выносят что-то ценное, новое для себя из каждого урока, развиваясь гармонично и в личностном, и в предметном смысле.
Учитель смещает акценты с себя на учеников, и тогда вместо выслушивания заученных учительских фраз, ученики начинают сами говорить, сами пробовать, сами делать выводы. Конечно, это требует от учителя серьёзной подготовки, однако, взамен он получит дружный сплоченный коллектив, который хочет и любит учиться. И каждый ученик начинает стремиться открывать на занятии для себя что-то новое, проживать каждое задание с пользой.
Большое разнообразие социоигровых приемов позволят учителю строить свой урок по-разному, но всегда интересно, ярко, а главное – с реальной пользой для своих учеников. Каждый социоигровой прием позволяет учителю ставить перед собой не одну, а сразу несколько задачей (как и положено в социоигровой педагогике). Поэтому каждый ученик сможет найти для себя именно ту область, в которой он будет сегодня особо активен, личностно развиваясь по ходу урока.
Используя приёмы этой технологии, мы в своей практике руководствуемся гуманистическими идеями Толстого-педагога.
 
Список использованных источников и литературы
Константинов н.А. Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф , История педагогики-М, просвещение 1982
Библиотека «Первое сентября». «Я иду на урок» Хрестоматия игровых приёмов обучения.
Ершов А.П., Букатов В.М. «Режиссура урока, общения и поведения учителя».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii                     «Социоигровые технологии на уроках»
4http://festival.1september.ru/articles/505017/5http://hghltd.yandex.net/yandbtm6   Лапкина О.И. Социоигровые технологии на уроках в начальной школе // №                       2. С. 14.
7Попов И. «Нескучные уроки».
8http://www.obol-sch.edusite.ru/p32aa1.html                 «Технология успеха»