Профессиональная проба по профессии штукатур-моляр. Мероприятие Марафон профессии


 ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области».
-38481076835
учитель трудового обучения (цветоводство и декоративное садоводство)
2015-2016уч.г.
Общешкольное внеклассное мероприятие
«Марафон профессий»

Подготовила и провела:
Учитель трудового обучения
Сахарова Светлана Викторовна.
2015 г.
« Марафон профессий »
Цель: Продолжать профориентационную работу с детьми. Сформировать понятие о необходимости сознательного выбора профессии в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Задачи:
-расширить знания детей о возникновении профессий;
-уточнить представления детей о профессиях доступных им для дальнейшей профподготовки;
- коррегировать восприятие, память, речь учащихся;
- прививать уважение к труду.
 .Сегодня мы проведем игровую программу : «Марафон профессий», где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.
Предлагаю разделиться на две команды, команду синих и команду зелёных. (Деление на команды повышает активность учащихся).
Песня « Даже рыбку из пруда не достанешь без труда » в исполнении Лебедева Николая.
Сегодня вы узнаете много нового и интересного.
 
Давайте посмотрим с чего все начиналось!!!
 
Жил человек пещерныйВ дебрях седых времен.Дом его был пещерой,Не было мебели в немЕл лишь сырое мясоБез вилки, ложки, ножа.Одеждой была лишь шкураОружие камень большой.Но человек все думал,Как дальше так можно жить?И стал делать он орудия –Топор, копье, ножи.Из шкур стали шить одеждуИз дерева мебель творить.Так стал человек разумным,Детей стал своих учить.Различным ремеслам да делу,Чтоб им жилось веселей.Уютными стали жилища,Чтоб мебель, посуда былаИ двор со скотиной домашней,И вдоволь еды и питья,И стали уже развиваться<Профессии разные.

1 РАЗМИНКА
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун) )самая серьёзная (атомщик)
самая умная (учёный, профессор)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
самая требовательная (тренер)
самая высокая (монтажник-высотник)
самая быстрая (гонщик)
самая техническая (инженер-конструктор)
самаясвободная (художник)
самая смелая (милиционер)
самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель.)
самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик.)
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2.  СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Команды должны собрать   пословицы. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее. Пословицы:  «Сделал дело…», «Терпение и труд…», «Один с сошкой…», «Без труда…», «Одни в поле…» и т.д.
3. НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ
    А теперь сменим задание: я прошу Вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор) побеждает та команда, в которой названо больше профессий..4. Игра “Узнай профессию”
Ведущий показывает инструменты, а дети должны назвать профессию:
– Стетоскоп, градусник, шприц…– Указка, ручка, книга…
– Гаечный ключ, отвертка…– Ложка, нож, поварешка…
– Краска, шпаклевка, валик… – Тряпка, ведро, швабра…


5. Игровая разминка.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”. Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют ( прилагаемый список профессий: плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.)

Профессий так много… Каждая профессия хороша по своему.
Мир профессий многогранен, всех их нам не перечесть.Но пойми, что для любого в этом мире место есть.Быстро годы пролетают, мы взрослее хотим стать.Незаметно так приходит твое время выбирать. Важна всякая работа – на полях и за станком, Помним: каждый человек славен лишь своим трудом!
Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).
Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.
Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования.Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.
А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.
Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей. Кого у нас выбирают, назначают? Президента. Губернатора. Директора. Завуча.
6.Игра – конкурс “Профессия или должность”
врач        заведующий        бухгалтер
директор        продавец        губернатор
строитель        президент        шахтер
завуч        бригадир        летчик
Физкультминутка Упражнения на снятие общего напряжения, гимнастика для глаз.
Загадки.
7.Игра « Раздели профессии по группам»
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач8.Рефлексия . Итоговый круг с высказываниями участников.
Я думаю, что все сегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. Поэтому в нашем споре все оказались победителями. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
Вопросы для рефлексии. Что понравилось?Что было полезным? Какие чувства вас посетили?Какие выводы можно сделать для себя?
9.Слово жюри.10.Награждение победителей
– В заключение занятия давайте поиграем в игру “Доскажи словечко»:Трактор водит – … (тракторист),Электричку – … (машинист),Стены выкрасил – … (маляр),Доску выстругал – … (столяр), В доме свет провел – … (монтер), В шахте трудится – … (шахтер),В жаркой кузнице – … (кузнец), Кто все знает – … (молодец)!
Самоанализ внеклассного мероприятия.
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через года будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
Проводя внеклассное мероприятие, я основывалась на принципах гуманистической педагогики:
1. Вера в растущие силы и возможности ребенка: в каждом человеке самой природой заложено положительное, нравственное начало; задача педагога – увидеть это зерно духовности, помочь ребенку его развить.
2. Открытость проявления чувств и эмоций: педагог обязан поощрять ребенка и предоставлять ему возможность проявлять свои нравственные чувства и качества.
 
     К этому мероприятию велась большая подготовительная работа. На протяжении нескольких уроков, мы с детьми говорили о профессиях, их значимости в жизни человека, проводили профессиональные пробы. 
     Занятие получился доступным и посильным по содержанию для детей разного возраста. А как результат повысилась культура поведения в повседневной жизни. Ведь каждый из детей принял участие в проведении занятия.
     Дети имеют знания об этических ценностях (заботливости, уважении, честности, надежности, добре). Знают нравственные нормы.
 
Форма занятия: игра- соревнование.
      Такая форма проведения занятия обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
       Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
        В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
     При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: доступные на данном  уровне  общеучебные умения и навыки, мотивация, которая  стимулировалась  нетрадиционной  формой занятия.
 
Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.
Задачи:
- создание условий для формирования профессиональных знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний о профессиях;
- развитие памяти, внимания, творческого мышления;
- воспитание стремления проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
- побуждать учащихся к развитию трудовых навыков и  уважительному отношению к труду других людей.
 
 
Выбранные нами методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были  использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая.
 Активность учащихся на разных этапах занятия была высокой. 
Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность. 
 
В конце занятия ученикам предлагалось оценить свою активность и творческие находки.
 
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: занятие  прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Встреча с профессиями  дала детям возможность понять значимость труда в жизни человека, уточнила представление учащихся о профессиях доступных им для дальнейшей профподготовки.
Профессиональная проба
по специальности:
Штукатур - маляр
ШтукатурПрофессия "Штукатур" по предмету труда относится к типу – "человек–техника"; по характеру труда является профессией исполнительского класса. Назначение профессии "Штукатур": выполнение отделки различных поверхностей путем оштукатуривания их растворами и с помощью листов сухой штукатурки (вручную или с помощью затирочной машины), а также ремонт ранее отделанных поверхностей. Основные решаемые задачи профессии "Штукатур":
подготовка различных поверхностей под отделку;
приготовление основных материалов для отделочных работ по заданному составу;
оштукатуривание стен, потолков, откосов по различным поверхностям;
заделка швов между плитами перекрытий;
выполнение ремонтных отделочных работ;
оштукатуривание колонн, пилястр и др. конструкций;
декоративная штукатурка (известково–песчаную "под шубу" и др.); отделка стен листами сухой штукатурки.
Штукатур–маляр: окраска, оклеивание обоями, художественная отделка стен и потолков.
Профессия "Штукатур" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных и физических затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. Основой профессии "Штукатур" выступают школьные знания: специальные знания: физика;
химия;
физическая культура;
труд. штукатурное, малярное дело;
ремонтно–строительная практика. Штукатур осуществляет деятельность как в помещении за рабочим местом, так и вне помещения. Для выполнения основной задачи деятельности профессиональное взаимодействие с людьми не требуется. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно. Профессионально–важные качества: профессии "Штукатур" аккуратность;
организованность, самодисциплина;
предусмотрительность;
педантичность;
мышечно–суставная чувствительность усилий или сопротивления;
глазомер линейный, угловой;
хорошее зрительное восприятие;
хорошее цветоразличение;
наглядно–образное мышление;
предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
техническое мышление; кинестетическая память (память на движения);
память на образы предметного мира;
операциональная память;
чувство равновесия;
хорошая координация движений;
способность к выполнению плавных соразмерных движений;
согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность);
умение правильно и эффективно распределять время;
умение предвидеть результат;
чувство вкуса;
чувство гармонии;
чувство симметрии. Заболевания, противопоказанные для профессии профессии "Штукатур": заболевания сердца или нарушения артериального давления;
судороги, потери сознания;
некорректируемое снижение остроты зрения;
нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; расстройства координации движений;
боязнь высоты;
заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
аллергии;
кожные заболевания;
заболевания органов дыхания;
выраженные физические недостатки. Уровень образования профессии "Штукатур" Для овладения профессией "Штукатур" необходимо среднее профессиональное образование. Учебные заведения, обучающие профессии "Штукатур": Профессиональное училище ремесленников № 14 г. Курск. ОКОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Курчатовского района Курской области»
Методическая разработка занятия
по теме:
«Оклеивание стен обоями»

Подготовила:
учитель трудового обучения
С. В. Сахарова
2014 год
Пояснительная записка
Главная проблема, стоящая перед преподавателем, связана с поиском более эффективных и разнообразных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации, активизации и включения механизмов личностного развития.
На занятии по профориентации преподаватель может достичь нескольких целей. Этапы занятия могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает занятие гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач.
Структура занятия состоит из следующих этапов:
Знакомство с профессией штукатур-маляр;
изучение технологии оклеивания стен обоями;
первичная проверка усвоения материала;
практические упражнения на закрепление новых знаний;
повторение ранее изученного в виде беседы;
проверка и оценка знаний и умений учащихся;
итог занятия.
План занятия.
Раздел:Косметический ремонт помещений.
Тема занятия: «Оклеивание стен обоями».
Цели занятия:
обучающая: ознакомить обучающихся с технологией оклеивания стен обоями;
развивающая: развивать навыки познавательной деятельности;
воспитывающая: воспитание любви к профессии.
Учебно-методическое обеспечение и ТСО:
инструменты для производства малярно- штукатурных работ; лекция.
Межпредметные связи:
Математика, ИЗО, СБО, трудовое обучение.
План занятия.
1. Организационный момент
- взаимное приветствие;
- проверка списочного состава обучающихся2. Повторение пройденного материала:
- тема пройденного материала: «Подготовка помещения к оклеиванию стен обоями»;
- тестовое задание .3. Изучение нового материала
- объяснение нового материала;
- лекция преподавателя;
4. Закрепление изученного материала:
- проверка понимания с помощью упражнения типа: ответить на вопросы;
- практическая работа;
- проверка выполненного задания и самооценка;
5. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия;
- оценивание работы на занятии;
Ход занятия.
1.Организационный момент:
- взаимное приветствие,
- проверка списочного состава группы;
- объявление темы и целей занятия.
2.Повторение пройденного материала по теме:
Подготовка помещения к оклеиванию стен обоями.
1.Какую подготовительную работу надо провести прежде чем приступить к оклеиванию стен обоями?
(Перед тем, как начнется поклейка, необходимо подготовить основание.Побелку смывают, старые обои удаляют, краску счищают.)
2.Какую подготовку необходимо сделать на поверхностях покрашенных масляной краской или эмальюперед непосредственной поклейкой?
( Поклейка рулонных материалов производится непосредственно на краску, если она плохо или совсем не удаляется, поверхность с нанесенной масляной краской промывают содовой водой или мылом, затем просушивают.А эмаль необходимо зачистить мелкой наждачной шкуркой и наклеить на стену газеты или тонкую бумагу.)
3.Какую подготовку необходимо сделать на бетонных поверхностях?
( Поклейка на бетонные и оштукатуренные поверхности возможна только после их шпаклевки и грунтовки.На стенах, облицованных фанерой, всегда присутствуют швы, которые предварительно конопатят, проклеивают широким бинтом и шпаклюют.)
4. Какую шпаклёвку используют для частичной шпаклёвки стен?
5. Должен ли следить рабочий при подготовке поверхности за своей осанкой? 6. Назвать инструменты штукатура (сокол, полутерок, терка, мастерок, правило, уровень, отвес, линейка, шпатель, ножницы, канцелярский нож, валик, щетка.) 3.Изучение нового материала по теме: «Оклеивание стен обоями».
Объяснение нового материала; вводный инструктаж:
1.Подготовка обоев (показ с объяснением): обои нужно нарезать на полотнища по высоте стены, подгоняя их по рисунку. Нарезанные полотнища обоев укладываем лицевой поверхностью вниз на  бумагу, расстеленную на полу. Их укладываем таким образом, чтобы каждое выступало на 2-3см.      
Инструмент: рулетка, нож малярный.
Материал: рулоны обоев.
2.Приготовление клейстера (показ с объяснением): применяемый клей зависит от основания и вида обоев. Способ приготовления клея КМЦ заводского изготовления – содержимое пакета медленно засыпать в холодную воду, создавая в ней круговорот, интенсивно перемешивая 2 минуты. Через 10 минут после повторного перемешивания клей готов к применению.
Приспособление: ведро.
Материал: клей обойный КМЦ, вода.
3.Нанесение клеевого состава на поверхность стен (показ с объяснением): клей наносится на стены с помощью  маховой кисти или макловицы на ширину полотнища.
Инструмент, приспособления: стремянка, кисть маховая или макловица, ведро.
Материал: клей обойный.
Нанесение клеевого состава на обои: клей на обои наносим кистью широкой полосой вдоль всего полотна, затем зигзагообразными движениями кисти поперёк полотна, а
потом по всей поверхности продольными движениями. После нанесения клея, обои выдерживают не менее 5 минут для пропитки полотнищ.
4.Наклеивание обоев на стену (показ с объяснением): наклеивать обои можно встык или внахлёстку, это зависит от вида обоев. Оклеивание стен начинают от угла наружной стены комнаты и продолжают от окна к двери. Первое полотно наклеивают строго по отвесу или по вертикальной линии, отбитой намеленным шнуром. При наклеивании полотнищ внахлёстку, кромка накладываемого полотнища на приклеенное полотнище  должна быть обращена к свету. Оклеивая обоями углы комнаты, не следует загибать на смежную стену широкую полосу обоев, так как при этом образуются вздутия и др. дефекты. Ширина полосы крайнего полотнища, заходящего на соседнюю стену в углах, должна быть 10-20мм.
 Приглаживают обои посередине сверху вниз и от середины к краям чистыми тряпками, резиновыми валиками, пластмассовыми шпателями. Участки поверхности  над дверьми и окнами оклеивают кусками обоев, которые остаются при раскройке полотнищ.
Инструмент, приспособления: отвес, кисть, валик, шпатель, ножницы, стремянка.
Материалы: клей, обои.
5.Наклейка бордюра, фриза. После оклейки стен приступают к наклейке бордюра, фриза. На бордюр наносится клей с помощью кисти флейца, а поверхность под бордюр промазывается клеем. Наклеенный бордюр приглаживается.
Инструмент, приспособления: кисть-флейц, стремянка.
Материалы: клей, бордюр, фриз.
Закрепление материала вводного инструктажа:
- Что такое обои?
- Какая допустимая температура воздуха при оклейке обоями помещения?
- Как наклеивается первое полотнище?
- Какие существуют способы наклейки обоев?
- Как должны располагаться швы при оклейке внахлёстку?
- Как ведут оклейку обоев в помещении?
- Как разглаживают обои?
- Как оклеивают внутренние углы?
- Назовите приспособление при работе на высоте при оклеивании верха стен?
-Назовите виды обоев?
Распределение учащихся по рабочим местам:
2 учащихся - подготовка поверхности
2 учащихся – намазывание клея на обои и стены
2 учащихся - наклеивание обоев на стены
2 учащихся – наклеивание бордюра, фриза
III. Текущий инструктаж.
Слежу за организационным началом работы, порядком на рабочих местах, соблюдением правил техники безопасности. Систематически делаю обходы рабочих мест с целью оказания практической помощи. Обращаю внимание на правильное выполнение приёмов работы, на качество выполняемых работ. В необходимых случаях провожу дополнительные инструктажи.
Подготовка к заключительному инструктажу (принимаю и оцениваю работы).
IV. Заключительный инструктаж:
-Анализ занятия (общий результат группы, разбор ошибок, соблюдение правил т/б).
-Объявляю оценки учащихся, анализируя их.
-Уборка рабочих мест.   
Список использованной литературы.
Шепелев А.М. «Штукатурные работы», Москва 1970г.
Ивлиев. А.А. Кальгин А.А., О.М.Скок «Отделочныестроительные работы», Москва 2001г.
3.Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для нач.проф.образования М. Издательский центр «Академия».
4.Интернет источники:
- www.stroitelstvo-new.ru/shtukaturnye_raboty.shtml
-www.remont 63.ru/gost33.htm