Выступление из опыта работы на тему Личностно-ориентированное воспитание
В 8 классе на начало учебного года было 14 учеников, из них:
7 девочек и 7 мальчиков.
Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы. Так, во время первого классного часа был выбран актив класса. Выбор проводился с учетом пожеланий учащихся, их способностей и возможностей. Никто из учеников не остался без поручений.
В начале учебного года были поставлены следующие воспитательные задачи:
1. Формировать национальное самосознание учащихся, общечеловеческие качества.
2. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
3. Развивать умение общаться и сотрудничать; развивать эмоциональную и волевую сферы, эстетический вкус; совершенствовать навыки культуры поведения.
4. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; поддержания стабильного здоровья учащихся.
5. Воспитывать любовь к родным, бережное отношение к личной жизни и жизни других людей; к вещам, окружающих нас.
Эти цели направлены на личностно-ориентированное воспитание.
Критериями эффективности личностно-ориентированного классного часа являются:
- личная значимость для учащихся; - благоприятный психологический климат; - возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников;
- духовно-нравственная ценность; - вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
При личностно-ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка. Проведение таких классных часов требует предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, определить форму проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребенка к участию в коллективной деятельности.
Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки. Таким образом, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным. При подготовке такого классного часа я ставлю такие цели:
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- побуждать детей к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;
- выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;
- содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
- способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
В течение учебного года были проведены классные часы по таким темам: «Человек и спорт», «Наше будущее – сквозь зеркало прошлого», «Мы за мир во всём мире», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Режим дня», «Я имею право жить на земле...», «Афганистан болит в душе». При проведении классных часов использовала такие методы: метод социологического опроса или интервью, «Незаконченное предложение», «мозговой штурм». В ходе подготовки данных мероприятий были задействованы учащиеся класса. Некоторые показали себя с лучшей стороны, выполнили поручения добросовестно. Часть класса не справилась с поставленными заданиями, либо выполнила их не в полной мере. Хочется отметить, что таких учеников всего несколько. Также проводились беседы, касающиеся поведения ребят во время каникул. По технике безопасности - «Безопасность при пожаре», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Безопасность дорожного движения».
Не остались без внимания и творческие конкурсы ( участие в праздновании дня работников образования, участие в концерте, посвящённому Всемирному дню ребенка «Все дети смеются на одном языке», участие в конкурсе новогодних украшений и открыток, проведении зимнего бала, участие в праздновании Дня за щитника Отечества, участие в праздновании Международного женского дня), во время их подготовки и проведения ребята показали свои артистические способности, спортивную подготовку.
Подводя итог, хочется сказать, что каждый ученик класса индивидуален, у каждого свой характер, к каждому нужен свой подход. Есть и недостатки: на уроках не все ребята дисциплинированны, поэтому поступают нарекания со стороны учителей. В общении со взрослыми ребята, к сожалению, не всегда вежливы. Бывают грубости в отношении к учителям. Поручения классного руководителя не всегда выполняют должным образом, дежурство приходится постоянно контролировать. Хотелось бы еще повысить уровень знаний учащихся. Надеюсь, что следующий учебный год будет более плодотворным.