ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Министерство искусства и культурной политики
Ульяновской области
ГАУ ДО «Областная детская школа искусств»
Методический отел по учебным заведениям культуры и искусства Ульяновской области




ТРАНСЛИРОВАНИЕ ОПЫТА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В Ульяновской области









Составитель методист
ГАУ ДО «ОДШИ»
Орлова А.Ю.





Ульяновск, 2015



ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В Ульяновской области
Одной из приоритетных задач государства является создание условий, обеспечивающих выявление и сопровождение способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Образовательные учреждения сферы культуры и искусства работают по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи в рамках комплексной программы «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Ульяновской области на 2012-2015 года.
Ресурсное обеспечение работы с талантливыми (одаренными) детьми и молодежью на территории Ульяновской области возлагается на ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств».
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одним из перспективных направлений развития системы образования и культуры Российской Федерации. Одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие.
Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
Порядок выявления и сопровождения в Ульяновской области детей, одаренных в области культуры и искусства, предполагает системный подход и включает следующие базовые компоненты: обучение в образовательном учреждении дополнительного образования детей, либо участие в творческом любительском коллективе с последующим обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Выявление  и сопровождение одарённого ребёнка реализуется в отрасли по кластерному принципу
Развитие творческих способностей ребёнка происходит,  как правило, в творческих центрах,  клубах, кружках,  любительских коллективах  организаций различной ведомственной принадлежности, так и в образовательных учреждениях дополнительного образования детей отраслей «образование» и «культура».
В Ульяновской области  система образования  отрасли «культура» представлена следующей сетью  учреждений.
Первый уровень образования включает в себя 53 муниципальных детских школ искусств, в которых реализуются программы художественно-эстетической  направленности. В соответствии с Федеральным законом от 17.06.2011 № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»  закреплено понятие дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств, реализация которых осуществляется в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования.
Второй уровень –  3 образовательных учреждения культуры и искусства среднего  профессионального  образования.
Третий  уровень –  образовательные учреждения высшего профессионального образования: Ульяновский Государственный университет, факультет культуры и искусства.
Информацию об одарённых детях, обучающихся в организациях дополнительного образования в сфере культуры и искусства, собирает методический отдел ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств», выполняющий функции  Центра ресурсного обеспечения по работе с детьми, одарёнными в области культуры и искусств. 
Целью  Центра  ресурсного обеспечения является создание кластера, направленного на формирование благоприятной среды для  выявления, развития и сопровождения  детей, одаренных в области культуры и искусства.
Основными задачами Центра ресурсного обеспечения являются:
сохранение и развитие системы выявления и сопровождения детей, одаренных в области культуры искусства;
выравнивание стартовых возможностей в области профессиональной подготовки одаренных детей, проживающих в области, в том числе в отдалённых районах;
позиционирование результатов системной работы в области по выявлению и сопровождению детей, одаренных в области культуры и искусства;
организационное обеспечение реализации долгосрочных целевых программ, направленных на работу с одаренными детьми;
обобщение статистических данных и анализ деятельности детских школ искусства области, в том числе по результатам работы с одаренными детьми; 
освещение деятельности центра ресурсного обеспечения в средствах массовой информации.

Центр ресурсного обеспечения осуществляет взаимодействие с  образовательными учреждениями всех уровней, включая шесть методических зон,  созданных  на базе муниципальных  детских школ искусств и выполняющих функции зональных  методических объединений:
«Новоульяновская»
«Майнская»
«Мелекесская»
«Ульяновская (ДШИ № 3)» (городские школы)
«Барышская»
«Новоспасская»
Главным специалистом является заместитель директора по методической работе ГОАУ ДОД «ОДШИ». Возглавляют Совет методических объединений главный специалист и Директор ГОАУ ДОД «ОДШИ».
Важная роль в процессе выявления и сопровождения одарённых  детей принадлежит родителям и преподавателям,  которые рассматриваются как важнейшие участники образовательного  процесса. 
Кроме субъектов системы  выявления одарённости и сопровождения ребёнка на пути  профессионального самоопределения важно культурно-образовательное пространство,  в котором существует эта система,  а также грамотное  управление процессами, лежащими  в её основе.
Наиболее полно отражают работу по выявлению  и сопровождению  одарённых  детей три  представленных  группы: «Одарённые дети»,  «Преподаватели», «Родители».

«Одаренные дети»


Центр ресурсного обеспечения
База данных одарённых детей сферы культуры и искусства Ульяновской области


«Ковровая дорожка»


Творческая школа «Симбирская мозаика» (летняя)


Мастер-классы, консультации


Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей


Концерты, фестивали, конкурсы, выставки


«Школа Дельфийского резерва»


Задача выявления одарённых  детей решается через    систему  концертов,  фестивалей, выставок, конкурсов различных  уровней. Информация  об уровне и результатах конкурсных  испытаний заносится в базу данных для  ее дальнейшего учёта, систематизации и определения рейтинга учащегося, характеризующего успехи в реализации творческого потенциала. Результаты рейтинга позволяют организовать работу с одаренным ребенком по индивидуальном плану, который предполагает, в том числе, проведение нестандартных занятий, включающих самостоятельное выполнение творческих заданий.
Задача сопровождения одарённых детей Центром ресурсного обеспечения решается через организацию творческих  школ  по различным видам искусств; для наиболее талантливых проводится творческая школа с привлечением мастеров российского и международного уровней. Концепции творческих  школ предусматривают деятельность по выстраиванию личной творческой траектории каждого участника с учетом индивидуального психолого-педагогического подхода.
В рамках проекта «Школа Дельфийского резерва» золотые медалисты региональных Дельфийских игр и их преподаватели получают индивидуальные консультации ведущих преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства.
 
Поощрение талантливых учащихся.
публикации в СМИ, сети интернет (официальных сайтах школы);    
вручение грамот и призов;    
оформление стенда «Наши достижения»;   
материальная поддержка талантливых и одарённых учащихся (выдвижение кандидатов на получение стипендии «Лучший учащийся ДШИ», федеральная поддержка);
поддержка одаренных учащихся ДШИ посредством именных стипендий; стипендия Главы г.Ульяновска для особо одарённых детей за усердие в учёбе и творческие достижения;

Согласно Плану мероприятий регионального проекта «Ковровая дорожка» в сфере культуры реализуются различные меры поддержки одаренных детей в нашем регионе.
Ежегодно, в течение 11 лет, «Областная детская школа искусств» в июне месяце проводит летнюю творческую школу «Симбирская мозаика» по различным специальностям. Около 25 учащихся отдыхают и обучаются в ЦО «Пирамида» (с. Садовка, Чердаклинский район, Ульяновская область). Питание, проживание, проезд участников летней творческой школы обеспечиваются за счет средств областного бюджета. В летней творческой школе начинающие музыканты получают прекрасную возможность не только развлекаться и заниматься спортом, но и получить мастер-классы ведущих преподавателей Ульяновской области и из других регионов, обрести новых друзей.
В целях поддержки талантливой молодежи ежегодно Методический отдел по учебным заведениям Ульяновской области оформляет документы на присуждение премий Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ.
За последние 6 лет победителями Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» стали 13 учащихся детских школ искусств и студентов ССУЗов, а также ежегодно выдвигаются 2 учащихся Детских школ искусств на премию для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За последние 6 лет данную премию получили 12 талантливых детей – учащихся Детских школ искусств Ульяновской области.
С 2009 года Министерство культуры РФ отмечает и награждает и преподавателей ДШИ, подготовивших лауреатов и наиболее ярко проявивших себя в педагогической деятельности. С 2009 года от Ульяновской области становились победителями Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусств» 7 преподавателей образовательных учреждений сферы культуры.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2014 года N 109-П «О стипендиях Губернатора Ульяновской области» Приложение N 15 О порядке предоставления стипендии Губернатора Ульяновской области "Имени Владимира Александровича Клауса" в 2013-2014 учебном году стипендия была назначена и выплачивалась Министерством образования и науки Ульяновской области студентам Димитровградского музыкального училища А.Зубковой и А. Мыкитенко.
С 2013 года ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств», как действующий региональный методический центр по художественному образованию, с целью координации совместных действий Фонда Спивакова и образовательных организаций и отрасли культуры всего региона, налажен тесный контакт с исполнительным директором Фонда Е.Р. Ширман и специалистами Фонда.
В рамках данного сотрудничества за 2013-2016 год состоялись мастер-классы ведущих специалистов, профессоров Московской консерватории, Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. Чайковского Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (всего 5 мастер-классов).
Также в марте 2014 г. отправлено ходатайство о присвоении звания «Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова» 4 одаренным детям – учащимся Детских школ искусств нашего региона:
1. Матевосян Ангелина – ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств»;
2. Петров Данил – МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 12» г. Ульяновска;
3. Попова Владислава - ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств»;
4. Азимов Олег - МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 3» г. Ульяновска.
В адрес Фонда были отправлены анкеты детей для оформления заявки на стипендию. На данный момент кандидатуры стипендиатов находятся на рассмотрении в Фонде.
15 марта 2014 г. от Ульяновской области в адрес Фонда были направлены анкеты и видеозаписи детей – учащихся ДШИ, ДХШ для участия в фестивале и гала-концерте ХI международного фестиваля «Москва встречает друзей» в рамках празднования двадцатилетия Международного благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
Всего было направлено 12 кандидатур учащихся из ДШИ № 3, 5 г. Ульяновска, ОДШИ и видеозаписи ансамблей ОДШИ: хореографического ансамбля «Кружева» и фольклорного ансамбля «Авсень».
Результат:
- учащиеся художественного отделения ОДШИ в количестве 7 человек прошли отборочный этап и их работы были представлены на выставке в г.Москве, учащиеся и преподаватели получили дипломы.
- учащийся ДШИ № 5 г. Ульяновска Ермолаев Дмитрий принял участие в концерте в г. Москве в рамках фестиваля «Москва встречает друзей».
В мае 2014 г. состоялось прослушивание одарённых детей г. Ульяновска и Ульяновской области консультантом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. В прослушивании приняло участие 29 талантливых ребят из 10 Детских школ искусств. Результат встречи – 5 учащихся ДШИ Ульяновской области примут участие в концертах Фонда (г. Москва).
Шестой год подряд при поддержке Правительства Ульяновской области и Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области проводятся Региональные Дельфийские игры - поистине знаменательное событие в истории нашего региона. Ежегодно они собирают более 500 юных участников, которые демонстрируют свои творческие способности по 21 номинации. Дельфийские игры позволяют найти и своевременно поддержать по-настоящему талантливых юношей и девушек, для многих юных талантов Дельфийские игры становятся началом настоящей карьеры в искусстве. Команда победителей – обладателей золотых медалей по итогам региональных Дельфийских игр ежегодно представляет Ульяновскую область на Молодёжных Дельфийских Играх России в мае каждого года.
2010 год – 460 человек
2011 год – 500 человек
2012 год – 565 человек
2013 год – 603 человека.
2014 год – 677 человек
2015 год – 708 человек
С целью поощрения лучших учащихся сферы культуры и искусства проводится проект «Ковровая дорожка», где Губернатор Ульяновской области награждает ценными призами талантливых детей. Ежегодно проводятся встречи молодых преподавателей с Губернатором Ульяновской области.
Важным элементом является психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей. В штатном расписании ГОАУ ДОД «ОДШИ» (методический отдел) есть должность педагога-психолога, который разрабатывает методические рекомендации по сопровождению одарённых детей в ДШИ и ДХШ, ССУЗах Ульяновской области.

«Родители»


Центр ресурсного обеспечения
База данных о родителях одарённых детей сферы культуры и искусства Ульяновской области


Информирование родителей об успехах детей и об организации учебного процесса


Организация и проведение лекций, психологических тренингов, творческих встреч, концертов для родителей.


Просветительская работа (консультации, лектории по развитию творческой одарённости)

 
Включение родителей одарённых детей в образовательно-воспитательную  систему необходимо,  поскольку родитель в современной педагогике  рассматривается как главная движущая сила в повышении мотивации одарённых детей к обучению и профессиональному самоопределению. В данном направлении работа должна вестись во всех  учреждениях системы художественного образования: концерты для родителей, индивидуальные беседы по вопросам  воспитания одарённых  детей, рекомендации по воспитанию одарённых детей. Разработана поддержка и поощрение родителей талантливых детей (в том числе вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и выпускном вечере).
«Преподаватели»

Центр ресурсного обеспечения
Организация курсов повышения квалификации преподавателей и концертмейстеров сферы культуры и искусства.


Проведение мастер классов ведущими специалистами региона и Российской Федерации.


Организация и проведение лекций, психологических тренингов для преподавателей и концертмейстеров сферы культуры и искусства.


Просветительская работа (консультации, лектории по развитию творческой одарённости)


Организация конкурсов педагогического мастерства (Всероссийский конкурс «Учитель, воспитай ученика», региональные конкурсы «Лучший концертмейстер», «Лучший преподаватель ДШИ»; участие в Федеральных конкурсах профессионального мастерства по итогам региональных конкурсов)


Проведение открытых мероприятий преподавателями, работающими с одарёнными детьми, пропаганда лучшего педагогического опыта.


Создание базы данных преподавателей, работающих с одарёнными детьми.


Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.


Материальное стимулирование преподавателей, работающих с одарёнными детьми.


Значительную роль в развитии творческой одаренности ребенка играет преподаватель образовательного учреждения. В частности, его способность не только заметить, но и разить те или иные творческие способности ребенка. Поэтому важнейшим механизмом роста профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми, является проведение семинаров, курсов, мастер-классов, направленных на повышении их квалификации. Обязательным условием работы с такими специалистами по сопровождению юных талантов   является выявление и распространение инновационных и наиболее эффективных педагогических методик. Система работы по выявлению и сопровождению детей  Ульяновской области, одаренных в области культуры и искусства, позволяет на современном этапе  наиболее эффективно организовывать деятельность и направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск и развитие одарённых детей в процессе их обучения.
Наряду с достижениями в работе с талантливыми (одаренными) детьми и молодежью в Ульяновской области существуют следующие проблемы:
Отсутствие целостной системы по работе с талантливыми (одаренными) детьми и молодежью на всех уровнях образования.
Низкий уровень мотивации педагогических работников к развитию детского таланта
(одаренности) и несовершенство системы стимулирования педагогов, работающих с талантливыми (одаренными) детьми и молодежью.
Недостаточный уровень квалификации педагогических работников по диагностике различных видов таланта (одаренности).



Орлова Александра Юрьевна, методист ГАУ ДО «Областная детская школа искусств»
15