Доклад на тему: Школьное историческое образование


Школьное историческое образование.
« Земной свой путь пройдя до середины, я оказалась в сумрачном лесу».
Такими словами я хочу охарактеризовать свою ситуацию, когда я пришла работать в школу. А ведь так все хорошо начиналось! Первые уроки… Меня слушают мои ученики, они меня понимают. Но затем масса проблем – какие формы, методы, приемы использовать? В итоге ощущение, как у лягушки, которая попала в крынку с молоком. Только два пути – либо захлебнуться, либо попытаться выбраться, сбив масло. Вот и у учителя сейчас только два пути – либо захлебнуться, либо сбить « свое масло», свою опору.
Вот и я пыталась найти эти опоры, ответив для себя на ряд вопросов.
Вопрос первый: « Для чего необходимо преподавать историю в школе?»
На мой взгляд, история – прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Она позволяет развивать способность анализировать прошлое, умение делать собственные выводы.
Вопрос второй: « Что изучать?»
То, что способствует достижению поставленной цели т.е. содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Надо уделять повышенное внимание историческим личностям. Именно через призму деятельности исторических личностей интересней рассматривать вопросы политической, военной, экономической истории, истории культуры.
Вопрос третий: « Как развивать историческое мышление?»
Только путем восхождения от простого к сложному. И на этом пути можно выделить три этапа:
Элементарный курс ( начальная школа) основной задачей является развитие интереса к истории.
Систематический курс (5-9 кл.) научить выявлять причинно-следственные связи, определять главные и второстепенные факторы развития.
Третий этап ( 10-11 кл.) целью этого этапа является формирование исторического мышления. Ученик сам формулирует проблемы, предлагает варианты решения, оперируя приемами исторического познания.
Вопрос четвертый: « Как воспитывать историей?»
Не секрет, что на историю, как на школьный предмет возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания личности, формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Я считаю, что воспитание должно определяться не учебником, а личностью учителя, его человеческой самоценностью.
Я считаю, что сегодня нужно говорить об учителе как о главной фигуре в образовании. Сегодня важно поднять статус учителя, вернуть ему уважение. Учителя должен знать город, поселок, село, его должно знать общество, потому что учителю доверено самое главное - будущее, будущее нашей страны – это наши дети.