Технологическая карта по ИЗО на тему ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ В РУССКОМ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ

ИЗО
Урок Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
Цели деятельности педагога
Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к произведениям русского и западноевропейского искусства, воспевающим материнство, матерей, дающих жизнь детям

Тип урока
Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к воплощению женского образа в искусстве

Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, иконопись, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция

Образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы: http://www.pedsovet.su, http://www.festival.1september.ru

Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: репродукции живописных работ: икона «Богоматерь Владимирская», Рафаэль «Сикстинская мадонна».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся»; Ф. Шуберт «Аве Мария» (в исп. Р. Лоретти)

Оборудование
Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово (читает стихотворение С. Островского).
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
– В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства близка каждому человеку.
– Скажите, ребята, а кто является символом материнства у христиан? (Богородица.)
– Сегодня мы поговорим об образе Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.
Отвечают на вопросы
Фронтальная работа







Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к образу женщины-матери









Устные ответы


II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Образ женщины-матери сквозь века».
– Когда мы заходим в храм, мы видим множество красивых икон. Знаете ли вы, что каждая икона написана по строгим правилам, а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение? У меня на доске шесть цветов, на обратной стороне написано, что символизирует каждый цвет.
Выходят к доске и читают, что символизирует каждый цвет. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа.





Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».



































Музыкальный фон: С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся»
Синий цвет – цвет неба и печали.
Золото – символ святости, божественный цвет.
Белый – цвет рая, чистоты.
Зеленый – цвет весны, жизни и надежды.
Голубой – цвет неба и вечной истины.
Красный – цвет крови, подвига.
– Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определенным правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
«Пресвятая Богородица, защити моего ребенка, помоги ему, молю Тебя!» – так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас.
– Давайте послушаем эту молитву – «Богородице Дево радуйся».
(На фоне музыки идет показ слайдов.)
Слайды: В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»; Богоматерь Казанская
и Тихвинская; Богоматерь Владимир-
ская; икона «Богоматерь Владимирская».
(Остановиться на этом слайде.)


























Слушают музыку.


























Фронтальная работа.
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их




























из всенощного бдения.
























– Ребята, что вы увидели на слайдах? (Картины, иконы.)
– Ребята, обратите внимания на изображение иконы «Богоматерь Владимирская».
Одним из лучших образов византийской живописи является эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем она была привезена на Русь.
Глаза Богоматери полны чувства, которое в Средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова точно передают и главный смысл: свершится то, что предназначено свыше.
Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, темные тона, все же создает ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.
– Перед нами еще один образ женского идеала – «Сикстинская мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти.
В центре как бы парит, едва касаясь
Отвечают на вопрос.
Обсуждают, сравнивают, анализируют
картины художников.





































Фронтальная работа

Устные ответы.























Музыкальный фон: Ф. Шуберт «Аве Мария»
ногами облаков, прекрасная женщина
с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины – «Сикстинская мадонна»).
– Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария», что значит «Славься, Мария».
– Давайте послушаем «Аве Мария» австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
– Мы познакомились с символом материнства христиан, но у каждого человека есть самый дорогой и любимый человек. Кто это? (Мама.)
– Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты












Слушают музыку.


Отвечают на вопрос





















Устные
ответы




III. Творческая
практиче-
ская дея-
тельность
Организация
рабочего места.
Этапы работы.

Объясняет последовательность выполнения работы.
– Вы выполните творческое задание, в котором постараетесь создать образ женщины-матери.
Составляют план работы над рисунком.


Индивиду-
альная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Наблюдение.
Выполнение рисунка




Рисование портрета на тему «Мать и дитя»
Задание: продумать композицию и выполнить портрет «Мать и дитя».
– Будем работать по плану:
1. Выбор положения листа.
2. Компоновка рисунка.
3. Набросок карандашом.
4. Прорисовка деталей.
5. Пропорции человека.
6. Работа в цвете


Рисуют красками

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; проводят самоконтроль за выполнением работы.
Коммуникативные: зада-
ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся.
Обобщающая беседа
– Что нового для себя сегодня вы открыли на уроке?
– К какому идеалу стремились художники всех времен и народов?
– Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Этой заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать им и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.
– Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь. Она напечатана на золотом фоне – символе святости, и получает ее каждый ученик.
На этом наш урок изобразительного ис-
кусства закончен. Спасибо вам за работу
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают рисунки, оценивают работу свою
и одноклассников.
Получают на память об уроке памятку-заповедь
Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке и в процессе работы
Устные ответы



15