ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Барабанова Л. И.
преподаватель ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Основной акцент ставится на качество знаний информационных технологий предметной области. Подготовка специалистов технического профиля направлена на формирование у них высокого уровня профессиональных знаний, который не возможен в новом «информационном» веке без высокого уровня информационной культуры в области информационных технологий, одной из граней которой является эффективное использование прикладных программных продуктов в будущей профессиональной деятельности.
Ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучение принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности начинается в рамках дисциплины «Информатика».
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.
Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.
Исходя из этого, считаю, что первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Важно, чтобы с первых уроков студенты поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества».
Возникают вопросы: Какова же роль преподавателя информатики в формировании человека нового информационного века? Как преподавателю научить студента выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру студентов?
Основной целью информационного образования является формирование информационно  коммуникационной компетентности, которая предполагает:
способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.
Опыт моей работы показал, что наиболее продуктивными являются информационно – коммуникационные технологии.
На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание студентов к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику групп и склонности каждого студента.
Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
формирование целостной естественнонаучной картины мира;
способствование творческому развитию личности.
Можно выделить следующие возможности и преимущества ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность студентов.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.
Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность студентов возрастает в несколько раз.
Использование ИКТ в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, «насытить» учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Студенты заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности студента.
Студент становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
Активизировать познавательную деятельность студентов;
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
Повысить объём выполняемой на уроке работы;
Усовершенствовать контроль знаний;
Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,  я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Список использованных источников
Сергеева Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной культуры.
Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29 
Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2