Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников
Тема по самообразованию
«Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников».
учителя биологии химии филиала МБОУ «Чагоянская СОШ» -
«Селетканская школа»
Долгополовой Натальи Михайловны
Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры школьника. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебником, учебными пособиями, словарями, определителями. Формирование и совершенствование этих знаний, умений, без которых невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, стала темой моего самообразования.
Цель: Научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации.
Задача: организация систематическая работы с учебником на каждом уроке, дома различными формами и способами.
Выбор этой темы был не случайным, так как, многие ученики не умеют бегло и осмысленно читать учебный материал даже в старших классах.
Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.
Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Работая по теме самообразования, изучила следующие технологии: проблемного обучения В.В. Давыдова, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой.
Учу учащихся ставить цель урока, достигать её и давать оценку себе и своим товарищам.
Развиваю умение учащихся свободно ориентироваться в учебном материале, а не просто запоминать факты. Умение ориентироваться в тексте даёт возможность свободно находить ответы на вопросы в конце параграфа.
Используя собранный материал, составила технологическую карту по овладению умений и навыков. Это дает возможность развивать и закреплять приобретенные умения.
Организую работу с текстом учебника по принципу дифференциации: поисково-репродуктивной. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, использую при проведении письменных работ:
- ответы на вопросы параграфа; заполнение таблиц; составление опорных конспектов; составление плана к тексту параграфа; постановка вопросов к тексту, чтобы ответы отражали главную мысль.
- характеристика текста одним предложением, составление главной фразы, отражающей текст.
Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом. При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника можно выделить три группы приемов:
1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником";
2 группа - приемы работы с текстом;
3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.
Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста.
Приемы второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивного отношения к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на содержания. Формируемые умения этой группы именуются как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.
Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно назовем "практическими". А теперь несколько примеров из опыта работы
Первый урок биологии. Новый предмет, новый красивый учебник
Начнем с самого общего впечатления: «Вы держите в руках новый для вас учебник. Дома вы, наверное, заглянули в него, посмотрели, а, может быть, даже почитали. Каким показался вам этот учебник на первый взгляд?» После первого знакомства с автором, структурой ученика, необходимо предупредить учащихся о возможных трудностях: «Этот учебник написан для ребят, которые хотят не только получить знания, но и стать умнее, поэтому не пугайтесь, если с первого раза какой-то материал покажется вам не совсем понятным. Вместе мы сможем во всем разобраться. На уроках мы будем не просто читать учебник, а основательно изучать его, отыскивая информацию, которая иногда спрятана «между строк» и видна только вдумчивому читателю». Для вводного урока подойдет игра «Правда ли, что», которая дает возможность заглянуть на некоторые страницы учебника. Цель этой игры не только привлечь внимание к учебнику и подготовить учащихся к изучению признаков живого, но и показать относительность наших знаний (не всегда то, что с первого взгляда кажется неправильным, таковым и является). Учащимся предлагается ряд суждений. Выслушав мнения по каждому суждению, в поисках правильного ответа обратимся к учебнику.
Итак, правда ли, что
1. Все живое состоит из клеток (вирус – неклеточная форма жизни).
2. Все растения имеют зеленую окраску (растения-паразиты нет).
3. Растения так же, как животные, дышат, т.е. поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4. Дети всегда похожи на родителей (с. 165, 169 развитие лягушки, развитие бабочки) и т.д.
Рисунки учебника, безусловно, привлекают внимание учащихся. Им непременно хочется все внимательно рассмотреть, а времени на уроке, к сожалению, не всегда на это хватает. Попробуем перенести первичное знакомство с рисунками на домашнюю работу для любознательных.
Учащимся предлагается на страницах учебника найти «портреты» различных существ, необходимо указать номера страниц, где были обнаружены данные объекты, и пояснить, что они собой представляют (птица, рыба, мох, цветковое растение и т.п.). Первые пять правильных ответов в каждом классе оцениваются «пятерками» за любознательность – очень важное качество при изучении биологии.
В конце вводного урока можно предложить учащимся закончить следующие предложения.
1. Я думаю, что биология – это самый ________ предмет, потому что _______ .
2. Изучая биологию в 6-м классе, я хочу _____________ .
3. Учебник биологии показался мне ___________ .
В конце учебного года можно вновь вернуться к этим предложениям и посмотреть, как изменится мнение ребят о предмете и учебнике.
Ищем непонятное.
Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.
Выражение, требующее разъяснения, может стать отправной точкой для изучения нового материала.
Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.
Наверное, в школьном учебнике для шестиклассников нельзя написать понятно все обо всем, поэтому вполне закономерны некоторые недоговоренности, умолчания. Но как они будят мысль и любознательность учеников!
Возможно, самым любознательным ученикам захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.
Творческие задания.
Природную любознательность шестиклассников можно удовлетворить, предложив им выполнить творческое задание по дополнительной литературе: взять интервью, написать рассказ или сказку об изучаемом организме или процессе, где будут раскрыты все «сокровенные тайны». Многие из этих заданий можно выполнять не только в словесной форме, но и в виде рисунков, комиксов, поделок, аудио- и видеозаписей, инсценировок...
Для выполнения творческих заданий можно использовать не только дополнительную литературу, но и обычный материал учебника.
1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки», «Почемучка», «Наука и жизнь» ...)
2. Пересказать материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада (ученикам начальной школы, столетней бабушке...).
3. Основное содержание темы изложить в жанре развлекательной или научно-популярной программы радио или телевидения.
4. Написать сценарий видеоклипа по материалу урока.
5. Заядлые компьютерщики (а их немало среди шестиклассников) с радостью возьмутся за создание рисунков, моделей, анимаций, презентаций, веб-сайтов на основе содержания учебного материала.
Понятно, что задания подобного типа нельзя предлагать в обязательном порядке всем учащимся и на каждом уроке. Они выполняются только по желанию, хотя, наверное, можно одно творческое задание раз в четверть (или в год) сделать обязательным (особенно для претендентов на хорошие и отличные отметки).
Чтобы не возникало проблем с оцениванием творческих работ, заранее договоритесь о критериях оценки. Конечно, для разных типов работ критерии будут отличаться, но, на наш взгляд, любая творческая работа должна быть нестандартной, интересной и познавательной (то есть наличие определенной научной информации в творческой работе обязательно). Нелишним будет и напоминание об аккуратности выполнения работы и разборчивости почерка.
Текст может быть не только источником информации, но и «катализатором» мыслительной активности учащихся. Глубокое понимание текста невозможно без анализа, выделения главного, сопоставления, систематизации, обобщения.
Выделение опорных (ключевых) слов.
Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.
Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Для лучшего запоминания основных понятий и терминов, использую игру «Перевертыши», например: фотосинтез – зетнисотоф; еинахыд – дыхание и т.д. или игру «Составь слова».
Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).
Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.
Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.
Составление плана и опорных схем.
План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала.
Основой для составления плана могут быть и рисунки.
Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов. Вот несколько примеров
При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема:
Задания по составлению опорных схем с удовольствием выполняют и старшеклассники, но эти схемы чаще содержат не часть текста параграфа, а составляется схема к параграфу целиком или даже схема всей темы. Например, опорная схема по теме «Белки»:
Проблемные вопросы по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Практически на каждой странице учебника можно найти материал для составления вопросов. Прямого ответа на них в тексте нет, но содержится подсказка, намек на правильный ответ, который необходимо обнаружить. Для этого придется рассмотреть текст под иным углом зрения, проанализировать его, установить новые связи между понятиями.
– Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?
– Почему во всех клетках тела, кроме половых, содержится двойной набор хромосом? Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?
– Почему не рекомендуется употреблять в пищу грибы, растущие вдоль автодорог?
– Почему растения обычно запасают углеводы, а животные – жиры?
– Почему обмен веществ у рыб протекает медленно?
– Почему змеи и ящерицы при понижении температуры становятся малоактивными? Следует обратить внимание учащихся на то, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.
Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.
Информацию учебника можно использовать и для обучения составлению проблемных вопросов. Учащимся предлагается внимательно прочитать текст и сформулировать вопрос, на который можно получить ответ, размышляя над этим текстом: «На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек?» Тексты учебника позволяют сформулировать великое множество таких вопросов. Если вы возьмете этот прием на вооружение, приготовьтесь к тому, что ученики будут часто задавать вопросы, на которые очень трудно (а порой и невозможно) найти ответ.
Виды чтения:
Просмотровое – знакомство с общим содержанием учебника, его глав, или параграфов, автором произведения, печатным издательством
Выборочное –предполагает, что при ответе на заданный вопрос учащийся знакомиться с содержанием нескольких источников, сравнивает, сопоставляет найденную информацию, вырабатывает собственную точку зрения
Сравнительно-аналитическая работа с учебником:
- задания по работе с иллюстрациями учебника, помогает осмыслить и повторить изученный материал.
- сравнительный анализ таблиц и схем.
- прочитать и промаркировать текст: это я знаю; этого нет; в этом сомневаюсь; это мне интересно. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску нужной информации.
- Учимся понимать текст
- Ищем непонятное
- Внимание к деталям
- Что впереди? Предвосхищение на основе суждений
- Возвращение назад.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой:
-выделять в тексте главную мысль;- объяснять, почему текст имеет то или иное название;- кратко излагать содержание текста;-составлять список ключевых слов;-конспектировать учебную информацию;-ставить к тексту простые вопросы;
составлять план параграфа
выстраивать «пирамиды понятий»
- устанавливать ближайшие и отдаленные связи между терминами
Эти формы работы, применяемые на уроках особенно важны для учащихся, не выполняющих домашнее задание
Проработка текстов осуществляется по принципу «малого погружения»: на уроке ставится задача получить знания и умения, определённые стандартом образования, а домашнее задание развивать полученные на уроке знания. Учитель при этом –консультант, наблюдатель
Использую приёмы, стимулирующие активную мыслительную деятельность каждого ученика:
- Самостоятельная работа с учебником - выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация
-Простая по форме, но глубокая по содержанию аналитическая беседа на основе текста или рисунков учебника
-Специальные упражнения на классификацию, обобщение и систематизацию понятий, установлению причинно- следственных связей и закономерностей.
Учебные приёмы, виды и формы учебных заданий:
-Задания на развитие памяти и речевых навыков
Пользуясь схемой, составьте рассказ на тему как получить активированный угль и как повысить его адсорбционную способность. (Уголь – сырец _ Уголь _ активированный уголь) .
-Эмоциональное запоминание, стихотворение на тему «Генетическая связь»
«У кислот и оснований-100 веков войны.
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет никогда:
В результате всех реакций – соль лишь да вода».
Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.
15