ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Школа XXI века должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизма самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала. Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача каждого образовательного учреждения - предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью.
В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
Одним из путей разрешения данного противоречия является создание портфолио педагога. Современное общество – информационное общество. Поэтому наиболее актуальным становится создание электронного портфолио.
Современный учитель - учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданное средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя.
Электронное портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Электронное портфолио – это совокупность цифровых образовательных ресурсов: мультимедийные электронные учебники, дидактические материалы, тренажеры, тесты, задания, презентационные материалы.
Использование «Портфолио» преследует следующую цель:
- Формирование компетентности учителя информатики на основе повышения качества преподавания информатики в условиях информатизации образования; Представление автоматизированного рабочего места педагога, необходимого для успешного внедрения электронного документооборота в своей профессиональной деятельности.
В процессе создания «Портфолио» решаются следующие задачи:
- формирование информационной культуры учителя информатики;
- поддержание высокой учебной мотивации педагога;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
- развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности;
- формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителям в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
- портфолио развития - собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
- отчетный портфолио - свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
- демонстрационный портфолио - это коллекция лучших работ учителя. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.Электронное портфолио учителя - это целостность, представляющая собой совокупность различных блоков, таких как Портрет учителя, Достижения, Педагогический опыт, Квалификация, Работа с учащимися, Рефлексия и т. д., и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологическим и др.).
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.
Электронное портфолио учителя представляет собой, с одной стороны, личное портфолио учителя, с другой стороны, аккумуляцию и осмысление опыта других педагогов, методистов, IT-специалистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как учителя, так и его учеников.
Возможные разделы электронного портфолио: общие сведения о педагоге; результаты педагогической деятельности; научно-методическая деятельность; творческие планы; учебно-материальная база.
Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.
Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.
Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.
Наиболее распространены портфолио в виде:
электронной презентации в среде PowerPoint;
Web-сайта;
программы «Портфолио».
Рис. 1. Презентация- Рис.2.Сайт- Рис.3.Программа
портфолио портфолио«Портфолио педагога»
Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью и трудоемкостью. А также не каждая школа имеет собственный сайт на отдельном хостинге, ряд школ пользуется услугами бесплатных почтовых служб и хостинга, однако это связано с определенными недостатками: постоянная реклама, крайне слабая техническая поддержка и небольшие возможности. Пожалуй, отличная альтернатива по размещению электронных портфолио существует – это программа «Портфолио по формированию компетентности педагогов в использовании ИКТ», разработанное Республиканским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Казахстана на основе стандарта ЮНЕСКО и адаптированного стандарта «Нормы компетентности педагогов Казахстана в использовании ИКТ». Программа легка и проста в пользовании, в ней необходимо заполнить разделы информацией.
175260011303000
Рис.4. Автоматизированное рабочее место преподавателя
Обзор проекта электронное портфолио: Нормативные документы МОН РК, Ресурсное обеспечение кабинета, Методические разработки, Экзамены, ЕНТ, Олимпиады Воспитательная деятельность, Мониторинг достижений, Конференции, семинары, Самообразование, Самооценки, технологии самоконтроля. Данное «Портфолио по формированию компетентности педагогов в использовании ИКТ» предназначено для руководителей организаций образования, учителей естественно-математического, общественно-гуманитарного циклов, учителей информатики.
Нормативные документы МОН РК: Закон Республики Казахстан Об образовании; Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы»; Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 N 217-3 "ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ"; Программы информатизации образования, областные, городские, районные, школьные; Компьютеризация школы; Модели организации компьютерных рабочих мест: класс, лаборатория, лекторий; Оборудование ИКТ и его назначение; Гигиена работы за компьютером; Календарное планирование.
Ресурсное обеспечение кабинета: Перечень технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); Перечень парка компьютерной техники и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); Перечень медиаресурсов; Медиатека учителя, сформированная в рамках республиканского комплекта медиатеки; Классификация используемых мультимедийных учебных средств: электронные лаборатории, практикумы, электронные учебники, электронные наглядные пособия, электронные энциклопедии, электронные тесты, обучающие среды и тренажеры и др. Электронный каталог учебного книгоиздания; Измерители качества обученности учащихся.
Методические разработки: Календарные планирование по предмету; Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.; Рецензии на авторские программы; Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д.; Оценка медиа продукции учебного назначения; Перечень медиаресурсов для интерактивной доски; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне, рецензии на методические материалы; Наличие разработанных образовательных программ; Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике; Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
Экзамены, ЕНТ: Перечень медиаресурсов для подготовки к экзаменам, ЕНТ: практикумы, электронные учебники, электронные наглядные пособия, электронные энциклопедии, электронные тесты, обучающие среды и тренажеры, др. Электронный каталог учебного книгоиздания; Каталог сайтов для дистанционной подготовки к экзаменам и ЕНТ; Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных ресурсов при подготовке к ЕНТ. Олимпиады, конкурсы, научные проекты: Статистика участия в областных, городских, районных, школьных олимпиадах, научных проектах, конкурсах с указанием результативности; Перечень мультимедийных учебных средств используемых при подготовке к олимпиадам, конкурсам, научным проектам.
Воспитательная деятельность: Организация дополнительного обучения, досуга, зрелищных мероприятий с использованием ИКТ-ресурсов; Статистика участия в областных, городских, районных мероприятиях с указанием результативности; Перечень ИКТ-ресурсов, используемых при подготовке к внеклассным мероприятиям; Анализ эффективности использования ИКТ-ресурсов в организации воспитательной работы в классе, школе, области; Перечень медиаресурсов для интерактивной доски, анализ эффективности интерактивных методов обучения на основе ИКТ при организации воспитательной работы; Список творческих работ, рефератов, учебно- исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); Программы работы кружков и факультативов.
Мониторинг достижений: Динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету); Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы; Описание используемых диагностических материалов и результаты диагностики мотивации обучающихся на изучение предмета; Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; Сведения о наличии медалистов; Сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.; Рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Конференции, семинары: Статистика участия в конференциях, семинарах, форумах областного, городского, районного и школьного значения с указанием статуса участия (слушатель, докладчик, организатор мероприятия); Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); Наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике; Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики. Самообразование: Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.
Самооценки, технологии самоконтроля: Отчет об инновационной/экспериментальной деятельности; Выписки из протоколов или программы мероприятий, подтверждающие выступления педагога с докладами на профессиональные темы; Ксерокопии статей или веб-страницы, представляющие публикации педагога по профессиональным вопросам; Анализ участия в исследовательской работе, инновационной деятельности и уровень ее самостоятельности; Создание методических материалов; Участие в экспертизе и рецензировании учебно- методических материалов; Публичные выступления с докладами на профессиональные темы. Публикации; Уровень обобщения и распространения опыта; Отзывы об участии в работе профессиональных сообществ; Уровень организации внеклассной работы по предмету; Отзывы родителей о профессиональной деятельности педагога, вовлечение родителей в жизнь класса и школы.
Итак, электронное портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.
Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:
объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.
В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.
Список использованной литературы
1. Васильева С.В., Егорова А.В. Электронное портфолио учителя - новинка в образовании // "Первое сентября", №7, 2007, с.29.
2. Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информационное интегрирование и анализ образовательной области в разработке электронных средств обучения//Алматы, 2002г., с. 100.
3. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // "Образование в современной школе", №5, 2006, с.14.
4. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис…докт. пед. наук/ НИИ СиМО. - М., 2006.
5. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио!!!
6. Селевко Г.К. Современные информационные технологии. - М., Народное образование, 2007