Урок русского языка в 4 классе на тему Безударные падежные окончания имён существительных
Ямбирнский филиал МОУ»Л-Конобеевская СШ»
учитель Мрочковская Надежда Ивановна
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Задачи: - организовывать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных;
- способствовать самостоятельному применению знаний в разных ситуациях урока;
- развивать орфографическую зоркость.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем любимый урок.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний.
-лес, притих, зимний
- ел…, лежит, ветвях, на, снег, сверкающий
- искрами, снежинки, полянк_, засветились, на, лесной
- Составьте предложение из слов каждой строки. Запишите получившийся текст и озаглавьте его. Подчеркните орфограммы в словах.
Самопроверка (слайд 1).
Прочитайте текст, который вы составили. Укажите части речи. Первое предложение разберите по членам.
Словарная работа.
Запишите под диктовку слова в три столбика: 1-ое скл., 2-ое скл., 3-е скл.
Агроном, беседа, аллея, телефон, железо, шофёр, библиотека, тишь, календарь, степь, ночь, овца, мышь.Самопроверка (слайд 2).
4. Самоопределение к деятельности.
от подруг.. (на доске)
идёт к площад…
в куртк..- Назовите пропущенные буквы.
- От чего зависит написание окончания имени существительного?
- Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? Отчего это зависит?
- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в употреблении имён существительных в разных падежах, в составлении словосочетаний из слов, в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.)
5. Работа по теме урока (слайд 3).
Восстановите алгоритм действий для написания безударного падежного окончания имён существительных единственного числа к любому из способов проверки.
1 - й способ 2 - й способ
По опорным словам: По таблице окончаний( на доске)
1 склонение – лиса, земля 1 скл. 2скл. 3 скл.
2 склонение – слон, колесо Р.-и -а-я -и
3 склонение-рожь Д.-е -у-ю -и
П.-е -е -и
Работа в парах
- Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать будете в парах.
Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. К (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)-1 уч. на доске2) Проверка.
– Давайте проверим вашу работу (слайд 4). Работа по учебнику.
Упр. 243 (с. 128)
Прочитайте текст. Какова его тема? Какова его главная мысль? Озаглавьте текст. Посмотрите на слова с пропущенными буквами. На какие две группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с безударными гласными в падежных окончаниях). Как проверить правописание слов с этими орфограммами? Найдите в тексте фразеологический оборот. Объясните его значение с помощью фразеологического словаря. Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка, взаимооценка).
Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. 1скл –хлопаем, 2 скл. – приседаем, 3скл.- подпрыгиваем
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.
Упр.244 (с.129).
Прочитайте стихотворные строки. Определите их тему. Что бы вы дописали ещё, если бы были поэтом? Определите склонение и падеж выделенных имён существительных. Объясните написание пропущенных падежных окончаний. Выполните письменные задания к упражнению (Работа в парах).
6. Закрепление изученного материала.
Упр. 245 (с. 129)
Работа в парах. Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний и изученных орфограмм. Запись под диктовку, самостоятельное выполнение грамматических разборов. Самопроверка, самооценка.
6. Рефлексия ( слайд 5).
Диагностика планируемых результатов: дописать окончания имён существительных, указать склонение и падеж.
На детской площадк.. было шумно.
Воробей сидит на ветк.. берёзк…
На топол.. и сирен.. набухли почки.
Ребята подошли к опушк… леса.
Оцените свою работу на уроке.
7. Подведение итогов урока.
Чему вы сегодня научились на уроке? Какое задание было самым интересным? Что показалось вам трудным?
8. Домашнее задание.
Упр. 246 (с.130)
Приложение (слайды)