Двуязычие и педагогические аспекты его формирования
Двуязычие и педагогические аспекты его формирования
Особое место в сфере национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых эффективных средств интернациональных связей.
Новизна этой проблемы состоит не только в том, что за русским языком закреплен статус государственного, а, главным образом, в том, что, наконец, статус государственного получил татарский язык. Ведь не секрет, что в течение нескольких десятилетий татарская молодежь почти утратила свой язык, отошла от своей национальной культуры, самобытных и благородных традиций своего народа
Немалую роль в формировании продуктивного двуязычия играют учебные комплексы по родному и русскому языкам, составленные с учетом наличия универсалий и единого понятийного аппарата в этих разносистемных языках.
Основы двуязычия должны быть заложены в школе при опережающем обучении родному языку, так как «обучать ребенка неродному языку раньше родного все равно, что обучать ребенка, не научившегося ходить, верховой езде» (Я. А. Коменский). Родному языку в общей системе воспитания и обучения принадлежит исключительная роль творческого элемента, формирующего детскую мысль и определяющего собой путь ее развития. «Великим народным педагогом» справедливо называл родной язык К. Д. Ушинский.
Ратуя за изучение родного языка, следует помнить, что нельзя впадать в другую крайность: наносить ущерб обучению русскому языку, обладающему высокой информативной ценностью, что немаловажно для подготовки всесторонне образованной личности.
На современном этапе необходимо рассматривать обучение родному и русскому языкам как целостную систему формирования продуктивного татарско-русского двуязычия.
Татарский и русский языки в их равноправии при изучении это корень решения проблемы овладения учащимися национальных школ двумя языками . Становится аксиомой тезис, что изучение русского языка способствует углубленному и эффективному овладению родным языком, что оно должно осуществляться на базе родного языка при опережающем развитии личности на родном языке . Исходя из этого, первостепенной педагогической проблемой является разработка программ и учебников родного и русского языков с учетом универсалий, между которыми устанавливаются взаимооднозначные соответствия, такие, например, как классификация частей речи, структурно-семантическое разграничение типов простого и сложного предложений, наличие различных видов речевых действий
15