Россия и США: межкультурный обмен в области образования.
Россия и США: межкультурный обмен в сфере школьного образования.
Миновал бурный ХХ век. Он стал веком широкого распространения в мире идей прав человека; веком политического, национального и культурного плюрализма; веком начавшейся межкультурной интеграции. Сегодня возросла мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к различным проявлениям человеческой самобытности.
«Толерантность – очень трудная добродетель. Но именно она спасёт человечество от конфликтов, войн и столкновений» - эти слова философа Ларошфуко должны стать девизом в педагогической деятельности каждого учителя. Дети верят в добро, но они непоседливы, легко меняют пристрастия, поэтому часто не могут понять, почему от них отворачиваются, не хотят с ними дружить. Не находя ответов, страдают. А дело всё в том, что ребёнка не научили общаться с другими детьми, не заложили в раннем возрасте понимания того, что вокруг такие же дети, они также требуют к себе внимания и уважения.
Проблема воспитания Гражданина и Человека, обладающего терпимостью к другим людям, очень актуальна не только в России, но и во всех цивилизованных странах. Так как классный коллектив является долгие годы второй семьёй ребёнка, то ему там должно быть хорошо и уютно. Но для этого надо научиться взаимопониманию, взаимодействию с другими людьми.
Школа, в какой бы стране она не находилась, должна ставить следующие цели воспитания и обучения своих учеников: сформировать уважение и терпимость к другим людям, к другой точке зрения, овладеть правилами общественной полемики (то есть толерантного мышления), способствующей цивилизованному диалогу, а также научить обсуждать и вырабатывать важные жизненные решения. Через уроки и внеклассные мероприятия необходимо показывать школьникам многообразие форм взаимодействия людей друг с другом.
Автору посчастливилось участвовать в российско-американской программе «Толерантность и разрешение конфликтов». Поездка в американский город Сиэтл предполагала посещение школ и иных учебных и воспитательных учреждений штата Вашингтон. В итоге появилась возможность сравнить две системы образования. Прежде всего, стоит отметить, что в США учебный процесс строится на принципе «Слышу, вижу, делаю», практическому применению знаний уделяется огромное внимание. Так, в школе для девочек города Сиэтла в основе обучения лежит межпредметная интеграция: система проектов. За месяц до нашего посещения учитель дал своим подопечным задание: «Вы живёте в США в середине 30-х годов ХХ века. Вы – эмигрант из Европы. Что вас должно потрясать на вашей родине? Кто в этом виноват?» За время работы над проектом ученицы не только собрали материал, но и систематизировали его, сделали собственные выводы о притеснении людей фашистами в Европе. Было видно. Что такая форма работы привычна для детей. В школе нам показали сделанный руками девочек на уроках труда в течение этого учебного года макет самолёта, в который свободно мог поместиться взрослый человек. Эта элитная школа находится в районе, где живёт много эмигрантов. Удивительно, что в ней существует особый отбор: заявление, собеседование с девочкой и её родителями. Затем попечительский совет отбирает претендентов. Школа платная, но плату вносят те, кто может оплачивать обучение. В школе много оргтехники, кругом выставлены работы девочек и плакаты о защите здоровья. На наш вопрос: «Какой интерес богатым родителям оплачивать обучение других детей?». Директор школы пояснила, что девочки получают возможность общаться с представителями разных национальностей и культур, а Сиэтл – это город, где говорят на 26 языках; найти общий язык и понять другого человека – вот что даст возможность сохранить мир и согласие в обществе.
Помимо школьного образования, существуют подростковые общественные центры в микрорайонах. В одном из них мы побывали. Центр расположен в бедном районе, где проживают и русские эмигранты. Занятие было посвящено программе формирования лидерских качеств у детей 12-16 лет. Ребят обучали техникам взаимодействия людей в повседневной жизни. Прежде чем начать занятие, преподаватель много времени уделил инструкциям по охране жизни и здоровья ребят. На занятии многие учащиеся вели себя шумно. Вызывающе, но преподаватель вёл тренинг корректно, не повышая голоса, а сами ребята всё-таки активно делали задания, предложенные ведущим. Посещение подобных занятий даёт возможность каждому научиться строить отношения малознакомыми людьми, так как в группе находились ребята из разных школ и классов, разных возрастов и национальностей.
Ежегодно в Сиэтле проходит международный фестиваль. В течение 8 дней на больших сценических площадках детского центра проходят представления, в которых главные действующие лица – дети. Работая в партнёрских отношениях с учителями школ штата, сотрудники фестиваля помогают учителям внедрять представления в уроки по истории, социальным наукам, языковым предметам и художественному творчеству. Дети-инвалиды имеют возможность активно участвовать во всех мероприятиях. Каждый ребёнок в дни проведения Фестиваля мог попробовать свои силы в разных творческих коллективах, группах, увидеть на выставке свою работу.
Российская школа меняется, вводятся новые предметы, дающие возможность ребёнку адаптироваться в постоянно меняющемся мире, ориентироваться на гуманистические ценности. Это уроки обществознания в начальной школе, уроки мировой художественной культуры и религиоведения, изучение восточных языков в муниципальной школе. Кроме того, элективные курсы позволяют ребёнку оценить свои возможности, преодолеть скованность в отношениях со сверстниками, получить дополнительные знания по праву или иным областям знаний. В стране создана сеть учреждений дополнительного образования. К сожалению, часто такие центры бывают платными, и не все желающие их могут посещать.
Современная российская школа старается идти в ногу со временем. Сегодня в основу работы с детьми положены идеи Концепции о правах ребёнка: ребёнок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть «живое существо, обладающее даром речи, мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение». Ребёнок, независимо от возраста, характера, успеваемости, - личность, то есть член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения договариваться и общаться.