Моральный кодекс учителя иностранного языка (выступление на педагогическом совете школы)
Безусловно, каждый педагог должен быть знаком с моральным кодексом учителя. Кодекс, конечно, не роман, для чтения в свободное время он не предназначен. Это – другой жанр. Это совокупность норм, правил и убеждений. Они могут нравиться или не нравиться, но по ним человек должен жить, если он окружен людьми, а тем более – детьми.
Так что же такое моральный кодекс учителя? Чем он может отличаться, например, от кодекса врача? Каким же должен быть учитель? А конкретнее, учитель иностранного языка.
Моральный или же этический кодекс учителя– это свод основных моральных принципов поведения педагога. Правила поведения не только педагогов, но и всех участников образовательного процесса, учеников и их родителей.
Узнав тему своего сегодняшнего выступления, я решила провести небольшой опрос среди учащихся 9 «А» класса. Ребятам было задано 2 вопроса:
1.Какими качествами должен обладать учитель?
2. Каким должен быть учитель иностранного языка?
По мнению многих ребят, учитель должен быть отзывчивым, добрым, должен помогать детям не только по школьным, но и по жизненно - важным вопросам. А жизненно - важным может оказаться все, что угодно (неразделенная любовь, прыщи, форма бровей). Практически все ребята отмечают любовь к детям, справедливость и доброжелательность как основные. Ребята выделили умение заботиться и сопереживать, а также вызвать интерес к предмету.
Удивительным было то, что, по мнению детей, учитель должен уметь не только хвалить, но и быть строгим, должен вовремя отчитать ученика за какой- либо проступок.
Говоря конкретно об учителе иностранного языка, помимо всех вышесказанных качеств, учитель должен быть носителем языка, должен уметь преподавать материал так, чтобы было понятно каждому. И, конечно же, по мнению детей, учитель иностранного языка должен побывать в стране преподаваемого языка!
Как написал один из моих учеников, есть две профессии от Бога: врач и учитель. Врач лечит тело, а душу. Лично я считаю, что учитель должен быть требователен, прежде всего, к себе, стремиться к самосовершенствованию. Не может быть и речи о грубых фразах, об унижениях, о крикливости и равнодушии.
Учитель – это эталон, образец качеств для ученика, воспринимая и осознавая который, ученик формирует понимание, к чему следует стремиться, двигаться и какова цель.
От настроя учителя зависит практически весь образовательный процесс. Чем больше оптимизма, тем больше ответной реакции, тем больше улыбок.
Я считаю, что учитель должен быть веселым, жизнерадостным и привлекательным несмотря ни на что. Учитель должен идти в ногу со временем. Да, учитель должен всегда следить за тем, что происходит не только в мире науки и политики, но и, например, быть в курсе новинок компании Apple, знать, кто снимается в сериале «Законы каменных джунглей на ТНТ», как сыграл вчера Ак Барс? Да, дети действительно задают мне такие вопросы.
Учитель должен быть не только наставником, но и близким другом для своих учащихся. Мне безумно приятно, что многие ребята подходят ко мне со своими проблемами, переживаниями и просят совета.
Я считаю, что нет ничего плохого в том, что ребенок хочет сделать с Вами «селфи» и выложить в Инстаграмм. Но, безусловно, стоит сто раз подумать, прежде чем выкладывать свои фотографии в социальных сетях.
Учитель должен уметь уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников, находить общий язык с каждым родителем.
В заключение хочу сказать, что учитель – это олицетворение жизни: понимание, мудрость, всепрощение, милосердие, любовь. Хранитель знаний, умеющий и знающий как их сохранить и преумножить, чтобы род человеческий не иссяк.