Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей.



Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей.


Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Выделяют различные виды одаренности:
-интеллектуальную;
-творческую;
- академическую;
- художественно-эстетическую;
- социальную;
- психомоторную.
Необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета. «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.
Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.Определив одаренных ребят, мы должны заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.
В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.
Работа с одаренными детьми.
В течение учебного года проводится работа с одаренными детьми по разным направлениям. На заседание МО был утвержден индивидуальный план работы с одаренными детьми. В сентябре проведена работа по составлению банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении английского языка. Это:
3 класс – Цыбенко Л., Штром М., Осипян Р.
4 класс –Алексо С
5 класс – Бойченко А.,
6 класс- Стыцюн А., Мхитарян Д.
7 класс – Таранова А., Резников Д
9 класс- Гукова М., Куликова В.
11 класс- Литвинов С., Таловерова А
В работе с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности я использовала современные средства информации: Интернет, электронные энциклопедии.
Участие в олимпиаде на муниципальном этапе,
Олимпусик, Олимпус.
Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности учителя с учетом его профессиональных компетенций
На данном этапе развития методики обучения английскому языку наибольшее применение нашли коммуникативно-ориентированные концепции. Среди них наибольшей популярностью пользуются коммуникативный, проектный, игровой методы обучения, а также метод сотрудничества в малых группах.
Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам.
Коммуникативный метод (Communicative Approach) развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: учащиеся сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель - научить учащихся говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.
Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные – одаренные быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является одним из основных методов обучения иностранному языку.
Игра всегда предполагает принятие решения. Но для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим игра привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, нужны такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое взаимодействие школьников на иностранном языке. Я использую
Интервью. Общим признаком этой группы приемов оказывается задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, фиксируют ответы в записной книжке и так далее.
Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.
Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам вопросы.
Координация действий. Одна из форм реализации данного приема - это организация между участниками общения “обмен предметами”. Координация действий может осуществляться форме обмена командами или инструкциями.
Дискуссионная игра. По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на  прочитанное, услышанное, увиденное следующим способом: сообщением дополнительной  информации, вопросом, ответом, возражением.
Опыт речевого взаимодействия школьников позволяет им перейти к более сложным формам речевого и дискуссионного общения.
Формы уроков, эффективно используемые при обучении иностранному языку.
Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности, то есть вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.
Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время беседы в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения. И Рефлексия.

1.1.2. Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения
Выделяют следующие инновационные подходы:
1) компетентностный подход;
2) личностно-ориентированный подход;
3) деятельностный подход;
4) социокультурный подход.
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
В настоящее время особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении школьников, подростков и взрослых, что означает:
Деятельностный подход к обучению иностранным языкам открывает большие возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения языку. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.
Социокультурная компетенция - комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его, происходит в процессах социокультурного воспитания и обучения.
Богатый материал для формирования социокультурной компетенции представляет собой неотъемлемый элемент культуры - пословицы и поговорки. Социокультуроведческая компетенция предполагает обучение межкультурному общению, умение применять полученные сведения в различных ситуациях, способность адекватно воспринимать и соотносить факты и явления иной культурной общности. Для того, чтобы общение было понятным обеим сторонам, необходимо включить в процесс обучения социологические данные, позволяющие четко воспроизвести реальную картину жизни соизучаемых стран и адекватно реагировать на возникающие речевые и неречевые ситуации. Социокультурный подход предусматривает также ознакомление учащихся с поведенческими нормами носителей другой культуры.
Под компетентностным подходом в образовании понимается подход, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса учебные задачи в соответствии с требованиями к личностным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эврестическими методами и приемами решения возникших проблем.


Из вышеперечисленного перечня я выбрала игровой метод, метод проектов, а также коммуникативный метод, так как применение данных методов повысило качество знаний учащихся.
     Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: тема определяется после изучения какого –либо цикла , большой темы. Определяются сроки; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
   
Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Выполненный проект учащиеся оформляют в виде презентации и предлагают их своим одноклассникам для обсуждения.
  
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, первую очередь, это цель обучения, которой является не просто овладение ин. языком, а обучение иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог участвует в формировании личности обучаемого, что, несомненно, является положительной стороной. Еще один плюс данной концепции - взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Этот фактор является весьма важным. Хорошим фактором является также создание дополнительной мотивации, используя межпредметную связь. Но наиболее важными положительными сторонами стали применение общения, как основного метода обучения англ. языку, и использование ситуаций для реализации этого.
 Я занимаюсь разноуровневым подходом, поэтому практически на всех уроках я пытаюсь применять самостоятельную форму работы. Я убедилась, что именно эта форма положительно сказывается на успеваемости учащихся, на их оценках, они становятся ответственнее, не надеются на других. Также использую такую форму урока, как видео -  урок. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Еще одним достоинством видеофильма, по моему мнению, является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра. как я заметила, в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Самой любимой формой урока у учащихся является уроки – игры. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
В 6-8 классах я предпочитаю использовать дискуссионный прием на уроках, так как у всех у них уже имеется свое мнение, каждый хочет его высказать. Для них я подбираю тексты с интересными для них темами, актуальными.
В 9-11 классах применяю прием- интервью, этот прием учит их быть сплоченными, им проще разговаривать на английском языке между собой, что развивает интерес к языку, приучает их к самостоятельности.
1.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности.
Учитывая особенности нашей школы, я выбрала для работы следующие подходы: личностно-ориентированный подход, деятельностный и социокультурный подходы. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.
Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.
В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.
В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы “At school”, “Would you like a Cup of tea?” и другие, использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.
Деятельностный подход включает в себя пять этапов:
1)   Этап подготовительный : выполнение действия с реальными предметами.
2)   Предметное воздействие с проговариванием.
3)   Проговаривание грамматической структуры с опорой на готовую модель.
4)   Выполнение речевой деятельности без опоры на модель.
5)   Употребление структуры в ситуации.
И наконец, контролирующая часть действия является процессом наблюдения за правильностью ориентировки и исполнения. К контролирующей части относится всё, что связано с контролем и самоконтролем.
Таким образом, построение курса обучения английского языка в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции формирования умственных действий, а умственные действия являются отражением внешних действий . Единство деятельности и сознания дает положительный результат в обучении, делает процесс обучения наиболее эффективным.
Что касается социокультурного подхода, то использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные возможности, положительно сказывается на формировании их коммуникативных навыков и умений, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.
Пословицы и поговорки помогают педагогу эффективно решать практические, общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи. Включение такого материала создает также дополнительные возможности для вызова и поддержания мотивации изучения иностранного языка, расширения
Итак, на основании изложенного следует еще раз подчеркнуть тот факт, что овладение иностранным языком без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным.
Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка. Примером могут быть такие мероприятия, как внеклассное мероприятие «Путешествие по Великобритании» (5 класс), «Рождество» (6 класс), «Россия. Москва» « г.Шахты», (7-8 класс).
1.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении
Как известно, цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении иноязычной социокультурной коммуникативной компетенцией. Поэтому мои усилия как учителя английского языка направлены:
· на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей школьников,
· на ознакомление с миром зарубежных сверстников, с доступными детям образцами художественной литературы,  приобщение к нравам и обычаям страны изучаемого языка,
· на развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные виды деятельности,
· на развитие интеллектуальных, речевых, познавательных способностей учащихся.
Изучение английского языка дает возможность овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, получить представление об основных грамматических категориях, овладеть техникой чтения, понимать на слух иноязычную речь, освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка, овладеть навыками письма. Во главу угла ставлю гармоничное развитие личности ребенка, поэтому программы и методы обучения и воспитания должны  формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к изучению. Для достижения этой цели я использую инновационные технологии, которые способствуют повышению уверенности ребенка в себе; позволяют ученику видеть в себе способного человека; развивают умение самооценки, развивают коммуникативность и умение сотрудничать. На своих уроках я применяю иллюстративные презентации, видео.
Обучение английскому языку я строю по спирали, от простого к сложному, с учетом познавательных возможностей учащихся и на базе уже изученного материала. В старших классах изучение глобальных тем и вопросов провожу на социокультурном фоне их возникновения и развития. Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей подбираю методы, формы, средства обучения и типы уроков. На ранних этапах обучения я использую на уроках игровые приемы и наглядность. Игра позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха, что является мощным стимулом к овладению языком. Главное свойство этих игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают в скрытом виде. Играя, учение  протекает непреднамеренно. На среднем и старшем этапах на уроках я использую графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, провожу уроки с использованием интерактивной доски.
Кроме того я использовала в работе проектные уроки, уроки с использованием интерактивной доски, уроки-викторины, уроки-зачеты, уроки-путешествия, уроки-соревнования. Одним из самых простых и доступных приемов является использование стихов, песен, рифмовок, запоминалок, когда вместе с развитием коммуникативных умений тренируется память, стимулируется интерес к предмету. Изучение ИЯ станет более доступным и приятным, когда ученик сам соприкоснется с изучаемым явлением, поэтому тематика уроков максимально приближена к социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной и игровой сфере ребенка. Для успешного усвоения материала и повышения статуса сильного ученика я провожу уроки взаимопомощи и взаимоконтроля начиная с 3 класса. Для представления нового материала в своей работе я использую видеофильмы и компьютерные презентации. На уроке сочетаю индивидуальную, парную, групповую и коллективную формы работы. Особое внимание уделяю здоровьесберегающим факторам (провожу физкультминутки). Использование различных методов дает хорошие результаты: повысилось качество знаний по предмету, растет интерес к изучению английского языка. развивается креативность детей. Учащиеся создают обучающие программы (на правила чтения, например), выполняют рисунки и кроссворды.


Вывод: Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Применение вышеперечисленных методов, приемов, форм и подходов, как показал опыт, повысило качество знаний.
В дальнейшем планирую разработать другие план-конспекты, внеклассные мероприятия, открытые уроки, ознакомить учителей ШМО.











Заголовок 415