Статья Эколого-краеведческие аспекты изучения химии и технологии как фактор реализации ФГОС
Эколого-краеведческие аспекты изучения химии и технологии как фактор реализации ФГОС
Образовательные организации Нижегородской области на ступени основного общего образования первый год работают по новым Федеральным Государственным образовательным стандартам, которые предъявляют высокие требования к качеству и условиям осуществления образовательного процесса.
Для каждого учебного предмета программой четко определены задачи, соответствующие стандартам нового поколения. Школьный предмет - технология является интегрированной наукой, которая базируется на знаниях и умениях многих других школьных дисциплин.
Рассмотрим один из способов реализации ФГОС, протекающий на стыке двух учебных предметов: технологии и химии. Химия изучается в школе значительно позднее, чем технология, следовательно, она будет опираться на знания обучающихся, полученные на уроках технологии. В данном случае целесообразно построить процесс обучения и воспитания на краеведческом принципе и принципе экологизации школьных предметов. В программе по технологии авторы (Н.В.Синица, П.С. Самородский) одним и из личностных результатов является - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. [4, с.12]. В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся с экологическими требованиями к технологиям и социальными последствиями применения технологий. К концу изучения курса химии 9 класса учащиеся должны признавать ценность здоровья (своего и других людей) , проявлять экологическое сознание, любознательность в изучении мира веществ и реакций. [1, с.61]
Образование подразумевает не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ключевая роль отводится духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников, которое неотделимо от семьи, от жизни в обществе, от культуры и традиций своего народа.
Нижегородская область издавна славится народными промыслами и ремеслами, связанными с использованием лиственных деревьев. Изучение ремесел и технологических процессов изготовления деревянных изделий - хороший материал для формирования технологических знаний школьников и знаний о практическом применении различных химических веществ в данном производстве.
В моей рабочей программе курса технологии 7 класса отводится несколько часов на изучение темы «Ремесло родного края», где обучающиеся знакомятся с историей зарождения ремесла, особенностями Полх-майданской росписи, профессиями, технологическими процессами изготовления сувениров. На одном из уроков рассматриваются лакокрасочные материалы и экологические проблемы, связанные с этим традиционным промыслом.
До учащихся доводится информация о том, что любое производство сопровождается высвобождением побочных продуктов, часто не находящих дальнейшего применения. Изготовление деревянных сувениров тоже влечет за собой образование отходов технологического производства. К ним относятся деревянная стружка, образующаяся в результате токарной обработки дерева, опилки, ветки деревьев, лыко. Все они состоят из химического органического вещества – целлюлозы. (которая будет изучаться в курсе химии 9 класса)
В процессе изготовления игрушек образуется много мелкой древесной пыли, которая негативно воздействует на дыхательную систему человека. Воздействие древесной пыли может привести к различным заболеваниям органов дыхания, кожных покровов и глаз. Длительное нахождение в воздушной среде, содержащей древесную пыль, может привести к развитию легочных заболеваний и пылевого бронхита. Следует отметить, что древесная пыль в определенных условиях способна воспламеняться и взрываться. В процессе работы следует использовать индивидуальные средства защиты: респираторы, элементарные ватно-марлевые повязки, защитные очки.
Особенно в больших количествах скапливается стружка. В целях избежания экологического загрязнения окружающей среды ее нужно утилизировать. Чаще всего её используют в качестве постилочного материала для домашних животных или просто сжигают. В результате сжигания образуется вода и углекислый газ – хранитель тепла, который относится к группе парниковых газов, вызывающих общее потепление на планете. Некоторые жители посыпают стружкой дорожки между грядками в огородах, что препятствует росту сорняков. В этом случае происходит естественное разложение целлюлозы (процесс гниения - медленного окисления т.е. химическая реакция). В курсе химии 8 класса учащиеся могут называть процесс гниения как один из примеров химических реакций.
Художницам приходится иметь дело с различными лакокрасочными материалами, обладающими токсичными свойствами. К ним относятся анилиновые красители, органические растворители: ацетон, изопропиловый спирт, лаки. В помещении, в котором происходит процесс росписи сувениров и покрытия их лаком, скапливаются пары, угнетающие центральную нервную систему и вызывающие общую слабость человека, поэтому работать с ними следует в отдельных хорошо вентилируемых помещениях, избегая длительного пребывания в атмосфере их испарений. В противном случае возможно отравление.
Анилиновые красители растворяют в спиртах: этиловом или изопропиловом. Чаще всего используется разбавленный этанол, который оказывает наркотическое действие; а денатурированный спирт действует на кожу и способен при попадании внутрь вызвать сильное отравление. Изопропиловый спирт (ИПС) - оказывает наркотическое и раздражающее действие паров на слизистые оболочки глаз, верхних дыхательных путей и на кожу. Ацетон поражает все отделы центральной нервной системы. сильно раздражает слизистую оболочку глаз. Отравление может наступить при вдыхании паров ацетона и при приеме его внутрь. При приеме ацетона внутрь появляются тошнота, рвота, боли в животе, при значительном количестве принятого ацетона человек достаточно быстро теряет сознание. Смерть может наступить уже через 6-12 часов после употребления. На самочувствие человека может влиять длительность воздействия паров ацетона на организм.
Нужно помнить, что анилин является сильным ядом, поэтому и краски, изготовленные на его основе, также небезопасны. Они могут вызывать у человека повышенную потливость рук, различного рода диффузные заболевания кожи (экземы, дерматиты) При работе с анилиновым порошком нельзя вдыхать микрочастицы вещества. К сожалению, далеко не все художницы знают об этом.
Современное кустарное производство сувениров не позволяет использовать сырье на все 100 %, поэтому всегда приходится сырья тратить больше, чем это изделие весит в готовом виде. Следовательно, вырубаются деревья, что также влияет на экологическое состояние региона. Вырубка лесов приводит к сокращению пищевых ресурсов для его обитателей, сокращению их численности.
На уроках можно использовать натуральные образцы химических веществ, презентации, рефераты, тесты, задания экологического содержания. Данный материал, преобразованный в виде таблиц, схем, кластеров позволяет формировать универсальные учебные действия обучающихся.
Знания, полученные учащихся 7 класса, ( которые психологически готовы к восприятию несложного химического материала), при регулярном повторении сохраняются в памяти, что позволяет в дальнейшем строить уроки химии с опорой на них. Эти знания будут использоваться в процессе изучения тем: правила техники безопасности на уроках химии; ацетон; крахмал, его свойства и применение; спирты и анилиновые красители и некоторых других. Универсальные учебные действия, сформированные в процессе изучения технологии на эколого-краеведческом материале «плавно перетекают» в другую область знаний. Главное то, что обучающиеся будут обладать знаниями об особенностях промысла своего края; экологических проблемах, связанных с ним, способах их решения и о необходимости соблюдения правил техники безопасности на производстве и в повседневной жизни. Кроме того, они донесут свои знания до родителей, друзей и знакомых, которые имеют отношение к производству деревянных изделий.
Литература
Габриеляна О.С. /Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ - М.: Просвещение, 2011.
Самсонова Н.М. / Мои корни. Историко-биографический очерк./ Н.М.Самсонова - с. Нарышкино: 2013.
4.Синица Н.В., Самородский П.С /Технология 5-8 классы / Н.В. Синица, П.С. Самородский - М.: Вентана-Граф, 2015.