Календарно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса по учебнику Л.С. Атанасяна и др. с указанием номеров пунктов по каждой теме и главными целями к каждому разделу.


Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
Протокол № ____ Директор школы :«_____»__________________2015 г_______________Е.Н.Белая «_____»__________2015 г
МБОУ "Кировская ОШ №1" Кировского района Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: ГЕОМЕТРИЯ
Класс: 8-А, Б.
Уровень общего образования: общеобразовательная школа
Учитель: Науменко Ю.В.
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов, 2 часа в неделю, 35 недель
Планирование составлено на основе: примерных программ по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
Учебник: Геометрия. 7-9 классы : учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. носителе/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М. : Просвещение, 2014 . (стандарт второго поколения, базовый уровень)
Рабочую программу составила: _________________ Ю.В. Науменко
СОГЛАСОВАНОРассмотрено на заседании МО учителей
Зам. директора по УВР: естественно-научного цикла
____________ В.С. КоныкПротокол № ____ от «_____»__________2015 г
Руководитель МО: _________Э. Б. Абдулжелилова
2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 8 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года; письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Примерные программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 г. № 1015.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебный план школы на 2015/2016 учебный год
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику: Геометрия. 7-9 классы : учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. носителе/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М. : Просвещение, 2014
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю начиная с первой четверти, всего 70 часов федерального компонента в год, из них на контрольные работы – 6 (+1) часов, профиль – базовый.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Рабочая программа разработана на основании авторской программы. Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7-9» автора Л.С.Атанасян, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану ОУ на изучение геометрии в 8 классе отводятся 2 недельных часа в год, 35 недель. Количество часов учебного плана школы, отведенное на данный курс позволяет использовать следующий вариант тематического планирования: 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Эти часы выделены из федерального компонента учебного плана.
4. Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения, теоремы; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
5. Содержание учебного предмета.
Повторение (3 ч)
Четырехугольники (13 ч). Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция
Площадь (13 ч). Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников.
Подобные треугольники (15 ч). Признаки подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Окружность (9 ч). Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Векторы (12 ч)
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение.
Повторение (6 ч)
6. Тематический план.
По учебному плану: 2 часа в неделю
Количество всего часов по программе: 68, 6 контрольных работ.
№ Содержание учебного материала Кол-во часов Контрольных работ
1. Повторение курса 7 класса 3 +1
2. Четырехугольники 13 1
3. Площадь 13 1
4. Подобные треугольники 15 1
5. Окружность 9 1
6. Векторы 12 1
7. Повторение 6 1
Итого: 70 6 (+1)
7. Критерии оценивания.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии
Ответ оценивается оценкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Оценка «3» ставится, если:
 допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по геометрии
Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается оценкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.
Оценка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
 Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
 логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С. с электронным носителем
Дидактические материалы о геометрии 7 кл. под редакцией Зива Б.Г.;
Материалы личной библиотеки учителя
Ресурсы Интернет
Литература для ученика:
1. Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С. с электронным носителем
2. Ресурсы интернет
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2014 . (стандарт второго поколения, базовый уровень)
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике
2 часа в неделю, всего 70 часов. 6 (+1) контрольных работ

п/пНаименование темы Кол-во часов Дата Приме
чаниеплан факт 1,2 Повторение курса геометрии 7 класса 2 3 Диагностическая контрольная работа 1 Глава 5. Четырёхугольники 12 Основная цель:
Знать:
- определение периметра многоугольника, выпуклого многоугольника;
- определения параллелограмма и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции;
- определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков;
- определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
- вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, решать задачи;
- доказывать свойства и признаки четырёхугольников и применять их при решении задач;
- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией
4 Многоугольники, п.40, 41 1 5 Четырехугольник, п. 42 1 6 Параллелограмм, п.43 1 7 Признаки параллелограмма, п.44 1 8 Трапеция, п.45 1 9 Прямоугольник, п.46 1 10 Ромб, п.47 1 11 Квадрат, п.47 1 12 Осевая и центральная симметрии, п.48 1 13,14 Решение задач 2 15 Контрольная работа № 1 по теме: «Четырёхугольники» 1 2 Глава 6. Площадь 13 Основная цель:
Знать:
- основные свойства площадей и формулу для вычисления площадей четырёхугольников;
- формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировку теоремы об отношении площадей треугольников;
- теорему Пифагора и теорему, обратную к ней
Уметь:
- вывести формулы площадей четырёхугольников и использовать их и свойства площадей при решении задач;
- доказывать теорему Пифагора, обратную теорему и применять их при решении задач
16 Понятие площади, п. 49 1 17,18 Площадь прямоугольника, п.51 2 19,20 Площадь параллелограмма, треугольника, п. 52,53 2 21,22 Площадь трапеции, п. 54 2 23,24 Теорема Пифагора, п.55 2 25 Обратная теорема, п.56 1 26,27 Решение задач, п.57 2 28 Контрольная работа №2 по теме «Площадь» 1 3 Глава 7. Подобные треугольники 15 Основная цель:
Знать:
- определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников
Уметь:
- применять при решении задач определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- доказывать и применять при решении задач признаки подобия треугольников
29 Пропорциональные отрезки, п.58 1 30 Определение подобных треугольников, п.59 1 31 Отношение площадей подобных треугольников, п.60 1 32 Первый признак подобия треугольников, п. 61 1 33 Второй признак подобия треугольников, п.62 1 34 Третий признак подобия треугольников, п.63 1 35 Решение задач 1 36 Средняя линия треугольника, п.64 1 37 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.65 1 38 Применение подобия, п.66, 67 1 39 Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие» 1 40 Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.68 1 41 Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о
п. 69 1 42 Решение задач 1 43 Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» 1 4 Глава 8. Окружность 9 Основная цель:
Знать:
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной;
- определения центрального и вписанного углов, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из неё и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника;
- понятия вписанной в многоугольник окружности и описанной около многоугольника окружности, формулировки теорем об окружности вписанной в треугольник и описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников
Уметь:
- доказывать теоремы и применять их при решении задач
44 Взаимное расположение прямой и окружности, п.70 1 45 Касательная к окружности, п.71 1 46 Градусная мера дуги окружности, п.72 1 47 Теорема о вписанном угле, п.73 1 48 Свойства биссектрисы угла, п.74 1 49 Свойства серединного перпендикуляра к отрезку, п.75 1 50 Теорема о пересечении высот треугольника, п.76 1 51 Вписанная и описанная окружности, п.77, 78 1 52 Контрольная работа № 4 по теме: «Окружность» 1 5 Глава 9. Векторы 12 Основная цель:
Знать:
- определение вектора, его наглядное геометрическое представление;
- понятие равенства векторов;
- формулы суммы, разности векторов, умножения вектора на число
Уметь:
- вычислять координаты вектора по координатам его концов;
- выполнять математические действия с векторами;
- применять векторы к решению задач
53 Понятие вектора, п.79 1 54 Равенство векторов, п.80, 81 1 55,56 Сложение векторов, п.82, 83, 84 2 57,58 Вычитание векторов, п.85 2 59 Умножение вектора на число, п.86 1 60 Применение векторов к решению задач, п.87 1 61 Средняя линия трапеции, п.88 1 62,63 Решение задач 2 64 Контрольная работа № 5 по теме: «Векторы» 1 6 Повторение 6 65-68 Повторение курса 8 класса 4 69 Годовая контрольная работа №6 1 70 Итоговый урок 1