Педагогический опыт работы на темуФормирование положительных черт личности у умственно отсталых школьников посредством нравственно-этического воспитания
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
ТЕМА» Формирование положительных черт личности у умственно отсталых школьников посредством нравственно- этического воспитания».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Хахонина Людмила Николаевна
Г. Серафимович 2015г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
Нравственное воспитание нынешнего поколения является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г. Белинским:» Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З.Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело-этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Нравственное воспитание умственно отсталых детей, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы. Использование в коррекционной школе 8 вида форм и методов нравственного воспитания способствует усвоению умственно отсталыми учащимися теоретических нравственных знаний; формированию правильных нравственных представлений и понятий; накоплению и реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности, а также опыта нравственно-этического поведения; воспитанию
культуры поведения.
В СВОЕЙ РАБОТЕ РЕШАЮ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1.Обогащение эмоционального мира умственно отсталых учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
2.Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; привитие культуры; формирование навыков и привычек нравственного поведения.
3.Организация нравственно-этического самовоспитания умственно отсталых учащихся.
4.Сохранение здоровья детей в процессе нравственно-этического воспитания посредством использования здоровьесберегающих технологий.
5.Подготовка детей к самостоятельной трудовой жизни;
Умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях и находить правильный выход.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ:
1.Создаю на каждом воспитательном часе, внеклассном мероприятии установку на успех путем разработки дифференцированных заданий с учетом индивидуальных познавательных возможностей каждого воспитанника.
2.Использую развивающие и занимательные формы внеклассных воспитательных мероприятий:викторины, диспуты, ролевые игры, дискуссии, психологические игры, КВН и т.д.
3.Учитывая психологические и коммуникативные особенности детей, создаю в группе обстановку, располагающую к познавательной деятельности, вызывающую у воспитанников положительные эмоции.
4.С целью закрепления навыков культурного поведения на улице, в транспорте, в общественных местах организую с воспитанниками экскурсии в музей казачества, к памятнику писателя А.С.Серафимовича, в городской парк, к реке Дон.
5.При проведении внеклассных занятий применяю красочный, эстетично оформленный наглядный материал как фабричного, так и собственного изготовления.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА:
До поступления в школу дети обладают элементарными нравственными привычками. Задача воспитателя - выяснить объем нравственных привычек, а потом вести работу по расширению этого объема.
С первых дней учебного года воспитываю у ребят элементарные навыки культурного поведения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками школы. Большое место отвожу воспитанию вежливости - называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться.
ВЕЖЛИВОСТЬ.Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности. Всегда в работе с детьми стараюсь добиваться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать воспитанника вежливым только потому, что он подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к воспитателю, произносит обязательное « пожалуйста». Этого мало. Надо чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.
В своей работе уделяю большое внимание формированию правильных отношений между мальчиками и девочками. Добиваюсь, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными, вырабатываю у мальчиков по отношению к девочкам сдержанность, умение уступать и заступаться. И если это будет прочно усвоено в детстве, то в дальнейшем не будет рассматриваться ими как ущемление собственных удобств, а явится выражением мужского достоинства и чести. Для формирования положительных черт личности у умственно отсталых школьников посредством нравственно- этического воспитания в своей работе стараюсь использовать и занимательные формы внеклассных воспитательных мероприятий. Часто ребятам предлагаю различные ситуации для обсуждения. Они развивают у них логическое мышление, воображение, представление. Огромную роль в воспитании играют рассказы В. Осеевой «Три товарища», «Хорошее», «Синие листья»; Л. Пантелеева» Волшебное слово» и другие. Читая рассказы, ребята видят в литературных героях или же себя, или своих друзей, оценивают их поступки, стараясь на примере « красивых» поступков воспитывать в себе положительные качества и избавляться от отрицательных черт.
Возрастной состав моей группы неоднородный. В нее входят ребята от 12 до 16 лет. Каждый год группа пополняется новыми ребятами, пришедшими из других групп. Для того, чтобы лучше узнать детей, в своей работе с ними использую тестирование. Предлагаю детям проверить себя: добрый ли ты человек, считаешь ли себя вежливым. Проведение тестов мне очень помогает в работе. При подсчете очков, набранных ребятами за ответы на вопросы, я больше узнаю о них, и их качествах.
Одной из важнейших задач нравственно- этического воспитания является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение школьников управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества.
Знакомить детей с нормами поведения - это не значит постоянно морализировать и читать им нотации. Показ и разъяснение не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершать в обычных условиях, вытекающих из жизненных ситуаций. Степень осознания правил поведения детьми во многом зависят от того, как их обосновывают. Умственно отсталым детям недостаточно знать правила культурного поведения, важно, чтобы он мог руководствоваться ими. Дети, например, знают, что за услугу следует благодарить, что за нечаянно доставленное неудобство надо извиниться, но… очутившись в одной из подобных ситуаций, забывают об этом. Почему? Прежде всего приходиться учитывать то, что у умственно отсталых школьников наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей.
Общая и главная задача коррекционной школы интерната 8 вида заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Я, как воспитатель детей старшего школьного возраста, в своей работе на одно из первых мест ставлю задачу - формировать у ребят навыки культурного поведения; развивать умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях и находить правильный с точки зрения правил этикета выход; развивать мышление, память, воображение. По окончании школы ребята идут во взрослую жизнь. Какими они станут? Как примет их общество? Как они проявят себя в этом обществе? И мне, как воспитателю, не безразличны их судьбы. Мне хочется, чтобы наши воспитанники в обществе ничем не отличались от других. Поэтому в течение всего учебного года мы работаем с правилами этикета. Для лучшего их усвоения, запоминания составила памятки. Эти памятки доступны для осознания детьми.
Большое значение в работе с детьми придаю выработке у них элементарных навыков самоорганизации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в группе. Не менее важной формой в воспитательной работе считаю дискуссии. Во время дискуссий ребята учатся четко, последовательно излагать свои мысли, раскрывать их содержание; у них развивается речь, мышление; ребята пытаются высказывать свою точку зрения.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Многолетняя работа по формированию положительных черт личности у умственно отсталых школьников посредством нравственно-этического воспитания дает положительные результаты. Уровень нравственных знаний этических норм моих воспитанников постоянно повышается. Это наблюдается у ребят и при выпуске из школы, и поступлении в училища.
Нравственно- этическое воспитание- проблема всего общества. Это работа не 1 дня и даже не 1 года. Эта работа должна проводиться на протяжении всего времени, когда воспитанники находятся в школе. Поэтому я и дальше продолжу работу по этой теме.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА:
Описываемый мною опыт полезен для воспитателей коррекционных школ- интернатов 8 вида.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Г.М. Дульнев»Учебно- воспитательная работа в коррекционной школе».
2.Г.А.Мишина и Е.Н.Моргачева» Коррекционная и специальная педагогика».
3.А.С.Белкин» Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы».
4.И.А.Каиров и О.С.Богданова» Азбука нравственного воспитания».