Невербальные коммуникации: невербальное общение, интонация и тембр голоса (3 занятие)


Тема: Невербальные коммуникации: невербальное общение, интонация и тембр голоса (3 занятие)
Цель: Обучение участников слышать свое тело, свой голос, держаться более свободно и раскованно.
План:
1.Разминка на воображении и умение почувствовать свое тело в пространстве (2 упражнения).
2. Теория «Невербальные коммуникации: невербальное общение, интонация и тембр голоса».
3. Практическая часть: упражнения на тон голоса и взаимодействие.
4. Рефлексия.
1). Разминка (10 минут)
Упражнение на установление контакта
Все участники сидят по кругу. Инструкция: «Мы будем работать над проблемой установления контакта и сейчас выполним такое упражнение. Пусть кто-нибудь (кто именно мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека» .Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты), а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник, и он, последовательно подходит к каждому, определяя готовность участников к вступлению в контакт.
Данное упражнение хорошо выполнять несколько раз, во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третий — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет. При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствия) вступления в контакт. Часто появляются идеи о необходимости дополнительной тренировки в интересах приобретения однозначности своих проявлений подобного рода, просьбы повторить, продлить или модифицировать это упражнение. Характерно, что группа, как правило, воспринимает эти идеи очень заинтересованно и эмоционально.
2). Теория: лекционный материал (10 минут).
2. Интонации и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше чем означают слова говорящего. Можно оценить силу и тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фраз (например аграмматизм, незаконченность предложений) частоту пауз. Эти вокальные выражения, наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, несколько труднее - нервозность, ревность.
3. Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, - радость, недоверие, энтузиазм - передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
4. Скорость речи - возрастает, когда говорящий взволнован, обеспокоен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит и тот, кто стремиться убедить собеседника. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
5. Допуская в речи незначительные ошибки - повторение слов, неуверенный или не правильный их выбор, обрыв фраз на полуслове - люди невольно выражают свои чувства или намерения. Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. Порою звуки - междометия, вздохи, нервный кашель, фырканье и т. д. - могут означать больше, чем слова. Особенно удобно проанализировать тон голоса собеседника и свой во время телефонного разговора, когда отвлекающих факторов меньше, чем в прямом общении. Когда кто- либо пытается выразить вам свои чувства, то ли в телефонном разговоре, то ли при непосредственном общении, обращаете ли вы внимание на тон голоса говорящего. Как вы его охарактеризуете? Соответствует ли тон и высота голоса смыслу сообщения? Или голос нечто иное, отличающееся от значения слов? Не находите ли вы, что некоторым людям свойствен определенный тон голоса, проявляющийся, например, в монотонности, возбуждении или взволнованности речи? Это можно пронаблюдать как домашнее задание.
3. Практическая часть (20 минут)
Упражнение на тон голоса «Телефонный диалог».
В нашем варианте мы сейчас попробуем произвести этот разговор в парах. Двое участников будут сидеть друг к другу спиной и вести разговор на любую тему (раздаются паре карточки с темой разговора: мамы и дочери, сына и отца, продавца и клиента, начальника и подчиненного и т.д., вариантом этого упражнения может является и запись, например, выступлений на диктофон или магнитофон). Остальные участники сидят спиной к ведущим диалог, слушают и делают пометки в записях какие чувства испытывают участники и через что выражаются. Далее идет обсуждение: Как вы характеризуете тон голоса участников диалога? Чем он привлекает внимание? Не звучит ли он монотонно? Какие, как вы считаете, чувства были выражены через тон голоса?
Упражнение на взаимодействие в группе
Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый-второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые — стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (например Андрей).
Инструкция: «Задача Андрея — пригласить кого-нибудь из сидящих на стуле. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ни чего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев- удержать своих «подопечных». Сделать это можно, успев положить руки на плечо того человека который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерения пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего «подопечного» не стоит.
Через некоторое время тренер предлагает участникам поменяться: те кто сидел, встают и наоборот. При этом одному из тех, кто стоял, придется встать за свободный стул. С одной стороны, упражнение позволяет участникам группы подвигаться, снижает напряженность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. В то же время это упражнение тесно связано с содержанием работы по теме «Установление контакта». Для актуализации опыта по данной проблеме можно обратиться к группе с вопросом «Каким образом вы действовали, когда приглашали кого-то на ваш стул?», «Как вы понимали, что вас пригласили занять свободный стул?» и т.д.
4). Рефлексия (5 минут).