Невербальные коммуникации: невербальное общение, мимика, визуальный контакт (1 занятие)
Тема: Невербальные коммуникации: невербальное общение, мимика, визуальный контакт (1 занятие)
Цель: Обучение участников слышать свое тело, свой голос, держаться более свободно и раскованно.
План:
1.Разминка на воображении и умение почувствовать свое тело в пространстве (2 упражнения).
2. Теория «Невербальные коммуникации: невербальное общение, мимика, визуальный контакт».
3. Упражнение на определение эмоционального состояния.
4. Рефлексия.
1). Разминка на воображение и умение почувствовать свое тело в пространстве. (10 мин)
Упражнение «Походка».
Участники ходят как бы по зыбучему песку, по болоту, по льду, по грязной дороге, в туфлях на высоких каблуках и т.д.
Упражнение «Пантомима».
Участники представляют себя растущими из почки, раскрывающимся цветком, чувствуют ладонями невидимую стену и т.д.
2). Теория: лекционный материал (10 мин).
Невербальные коммуникации – это комплексный процесс, в котором задействуются тон голоса, мимика, движения телом. Сегодняшнее занятие поможет понять как других людей, так и себя.
Если мы имеем объективное представление о каком-то предмете, то это, облегчает нашу жизнь, если же мы не имеем представление об этом предмете и не пытаемся понять, как он устроен, то это всегда создает для нас проблемы.
Если вы будете знать и применять свои навыки в невербальном общении, то общаться с другими людьми вам будет легче, и такое общение будет доставлять вам удовольствие.
В результате исследования были получены такие данные, что в акте общения 7% занимают слова, 38% - звуки и интонации, 55% - уходит на невербальное общение. Большинство исследователей соглашаются, что с помощью слов передаются в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении и, хотя люди в этом плане очень отличаются друг от друга, установлено, что чуткость в невербальном общении повышается с возрастом.
Выражение лица - мимика - главный показатель чувств. Легче всего распознавать положительные эмоции - счастье, любовь, удивление: трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
- удивление - поднятые брови, широко открытые, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
- страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть раскрыт;
- гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
- отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута первой губой;
- печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;
- счастье - глаза спокойные, уголки приподняты и обычно отведены назад.
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Это контакт глазами. Смотреть на говорящего означает не только заинтересовывать, но и помогать нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Установлению и сохранению зрительного контакта необходимо уделять 60% от общего времени общения.
3. Упражнение на определение эмоционального состояния (15-20мин).
Для начала участники в парах пробуют отгадать по 1-2 эмоции друг у друга.
Далее : участники сидят по кругу, инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать пониманию. Каждый раз после того, как состояние названо (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность собрать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.
4). Рефлексия (5-7мин).