Учебно-тематическое планирование. Практикум по географии с использованием краеведческого материала (6 класс)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс.
№ п/п Тема, название практической работы Количество часов Элементы обязательного минимума образования Требования к знаниям и умениям Рекомендации Дата проведения
Введение (3 часа)
1 Введение. Источники географической информации. Методы изучения Земли. 1 Источники географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области Использовать аэрофотоснимки территории своего края, статистические данные по краю, поиск информации окраевом центрес помощью компьютерных систем 2 Развитие географических знаний человека о Земле 1 Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знаний о Земле Знать результаты географических путешествий.
Уметь показывать на физической карте России путь «из варяг в греки» Использовать межпредметные связи с историей своего края, литературными описаниями путешествий и т. п. 3 Земля - планета Солнечной системы.
Составление адреса лицея. 1 Земля как планета Солнечной системы, форма и размеры, геологическая история Земли. Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы Уметь составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе» Расширить знания о местоположении лицея. опираясь на знания о положении и месте Земли в Галактике Виды изображений поверхности Земли (10 часов)
4 План местности. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу 1 Изображение поверхности Земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть.
Географические координаты.
Измерение направлений и расстояний на плане и Уметь определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения (5 класс)
5 Определение расстояний на местности и плане в масштабе.
Масштаб карты своего края. 1 карте.
Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
Составление плана местности
Уметь определять на местности, на плане местности расстояния. Применять инструменты для определения количественных характеристик; приборы для определения азимута на местности. Использовать разные способы измерения расстояний с помощью: шагов, землемера, рулетки и т. д.
6 Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам 1 Использовать способы движения по азимуту: при полярной съемке, при маршрутной съемке 7 Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями 1 Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов.
Представлять результаты измерений Использовать заранее приготовленный инструмент - нивелир 8 Описание маршрута на местности 1 Представить результаты измерений в разной форме Составить путь из лицея домой, из дома к магазину; с помощью компаса, записной книжки и карандаша изобразить схему маршрута 9 Составление простейшего плана местности 1 Уметь применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности Составить план одним из способов глазомерной съемки с планшетом небольшого участка местности 10 Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своего края. 1 Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта» Использовать географический атлас своеголицея, контурные карты, туристические схемы, карты 11 Определение направлений и расстояний, географических координат на карте России и своего края. 1 Знать понятия: «широта», «долгота». Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах Рекомендуется определять расстояния в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких-либо пунктов 12 Чтение карты своего края, определение местоположения географических объектов на территории края, их описание по карте 1 Использовать знания и умения для чтения карты Номенклатура:
равнины
возвышенности
низменности
горы 13 Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте своего края, а затем по карте России 1 Уметь определять местоположение географических объектов на территории области и обозначать их на контурной карте Необходимо учесть: обучение оформлению контурной карты с использованием условных знаков, масштаба, градусной сетки находится на начальном этапе и проводить его следует под руководством учителя Земная кора и литосфера (4 часа)
14 Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.) слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия 1 Литосфера: строение земной коры, рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геология Уметь описывать существенные признаки географических объектов Рекомендации:
сравнить осадочные и магматические породы по внешним признакам 15 Описание по карте географического положения и рельефа своего края, определение максимальных высот, обозначение их на контурной карте 1 Уметь ориентироваться по физической карте России и области, определять географическое положение равнин, их высоту, наносить их на контурную карту Для учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей возможно описание форм рельефа под воздействием древнего оледенения и древних морей 16 Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте» 1 Уметь схематично представлять результаты измерений на карте 17 Влияние хозяйственной деятельности человека на рельефе своего края, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа 1 Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий Помочь выделить существенные признаки рационального (положительного) и нерационального (отрицательного) воздействия человека на объектах местности Гидросфера (4часа)
18 Определение по физической карте России (своего края) расстояний от краевого центра до ближайшего моря с помощью масштаба. Описание ближайшего водоема 1 Гидросфера: океан, море, озеро, река,
мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли Уметь определять расстояния на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации Использовать данные о водоемах по атласу своегокрая, «Общая характеристика водоема» 19 Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки» 1 Описывать существенные признаки географического объекта 20 Определение по карте направлений течений рек своего края, их связи с рельефом 1 Знать и понимать особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи) Описание рек своей местности 21 Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своей области. Меры по их сохранению и восстановлению 1 Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в своей местности Составление схемы Атмосфера
22 Атмосфера.
Организация наблюдений за погодой: измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) 1 Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой.
Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды Использовать навыки из курса природоведения 5 класса. По усмотрению учителя эту работу возможно провести в начале учебного года. Более подробный инструктаж по устройству, принципу работы с метеорологическими приборами проводить при последующем изучении тем (температура воздуха, ветер, атмосферное давление и т. п.) 23 Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня 1 Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление Направление и сила ветра. Роза ветров.
Облачность, ее влияние на погоду.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.
Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости Для построения графиков использовать данные информационного материала по всей теме «Атмосфера» из учебно- методического комплекта по географии своего края 24 Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления 1 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных 25
26
27 Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков.
Обработка данных и составление диаграммы облачности.
Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.
1 Определить атмосферное давление в местах с минимальными и максимальными высотамисвоего края; на 1 и 16 этажах многоэтажного дома; объяснить причины различий.
Проследить изменение температуры воздуха (если предположить, что область расположена в горах) 28 Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности 29 Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения 1
1 Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата своей области Предложить учащимся календари наблюдений за погодой одного дня (месяца) за несколько лет.
Предложить план описания климата:
а)особенности климата;
б)причины, от которых зависит климат 30 Составление характеристики климата края Биосфера (3часа)
31 Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.) 1 Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. При- родно-антропогенное
равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса Опираться на субъективный опыт ученика и знание о природном комплексе из курса природоведения 32 Описание по физической карте, карте природных зон России и своего края природной зоны, в которой мы живем 1Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями.
Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны.
Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов Предложить типовой план характеристики природной зоны Земля — планета людей (1 час)
33 Определение положения России и своего края на материке, нанесение на контурную карту границ России и края, пограничных стран и областей (с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты края 1 Положение географического объекта на карте Знать и понимать специфику географического положения России и своего края На контурные карты нанести государства и их столицы (по выбору).
На карту своего края нанести города. 34-35 обобщающее повторение по курсу 2