ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Жихарева Елена Владимировна,
учитель математики
первой квалификационной категории
МБОУ Гимназии № 10
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Г.Спенсер
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют на «свободное развитие человека», высокую культуру, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность, что требует качественно нового подхода к формированию будущего выпускника.
ФГОС нового поколения отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук. Поэтому при изучении математики актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Использование практико-ориентированных технологий позволяют повысить эффективность и качество обучения.
Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Основная цель образования состоит в том, чтобы научить ученика лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями. И для достижения этих целей на уроках может помочь практико-ориентированные технологии обучения.
Практико-ориентированные технологии представляют собой развиваемую, развивающую и развивающуюся систему непосредственно и опосредованно контактирующих субъектов образовательного процесса. Основу практико-ориентированных технологий составляет создание учителем условий, в которых ученик имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе. Один из крупнейших педагогов-практиков конца XVIII – начала XIX века И.Г. Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». По Ж. Пиаже, ученик находится в постоянном взаимодействии со средой в образовательном процессе; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду.
Практико-ориентированные технологии обучения не являются абсолютно новыми, неизвестными практике образования. Сегодня к практико-ориентированным технологиям относят технологию критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектную технологию, технологию проблемного обучения и т.д.
Очень часто на уроках математики ученики задают вопрос: «А где мне это пригодится в жизни?», или «Что я не могу обойтись без Ваших теорем?». Ведь личностные мотивы учащихся строятся на основе положений, связанных с потребностями практики хозяйственной деятельности.
Именно практико-ориентированная деятельность позволяет показать учащимся, где же применяются полученные знания в жизни. Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико-ориентированные задачи. Ведь несомненно, что математика вторгается в нашу жизнь гораздо чаще, чем все остальные дисциплины. Человек часто встречается с такими ситуациями, в которых нужно применять математические знания.
Опираясь на педагогический опыт, я приведу ряд примеров, которые наглядно демонстрируют, как можно применить практико-ориентированные технологии на уроке:
1. При изучении в 5 классе темы «Проценты» ученикам можно дать опережающее домашнее творческое задание: «Пройдитесь по магазинам и запишите в тетрадь те скидки, которые действуют на товары. Подумайте, какое математическое понятие мы будем изучать на следующем уроке».
2. При систематизации новых знаний по теме «Проценты», можно использовать следующий фрагмент урока.
Актуализация изучения темы «Проценты».
Групповая работа.
Учитель: Давайте подумаем, где же еще мы можем применить знания о процентах в жизни.
Организовавшись по группам, необходимо выбрать руководителя, который распределит обязанности.
Первая груп
·па. У вас есть 100 000 рублей и список товара, который вы можете приобрести. На каждый товар действует собственная скидка. Вам нужно выбрать для покупки три товара, которые позволят сэкономить семейный бюджет.
Второй группе представлены различные кредитные предложения от трех банков. Вашим родителям нужно взять 200 000 рублей в кредит. Подумайте, в каком банке вам выгоднее взять кредит? Обоснуйте свою точку зрения.
Третья группа должна собрать корзину продуктов здорового питания. Всем известно, что витамины очень полезны для здоровья. Поэтому вам нужно из предложенных продуктов выбрать три продукта, в которых содержится наибольший процент витамина С.
3. При изучении новой темы «Логарифмы» в 10 классе я формулирую тему урока следующим образом: «Что общего у полета бабочки, раковины улитки, звездной галактики и звукоизоляцией стен?». На первый взгляд ответить на этот поставленный вопрос невозможно, но в течение урока, рассмотрев каждое понятие и явление с точки зрения математики, мы приходим к выводу, что все это связано со спиралью, которая называется логарифмической. Уходя с урока, ученик может с легкостью рассказать, где можно столкнуться с таким абстрактным понятие, как «логарифмы» в повседневной жизни.
4. Когда ученики приходят в 7 класс на геометрию, то они уже имеют хорошее представление об отрезках и возможностях их сравнения. Поэтому на первом уроке, посвященном теме «Сравнение отрезков и углов», я выдаю творческое домашнее задание. Звучит оно следующим образом: «Я выдаю вам карту. Ваша задача проложить кротчайший путь автомобиля от города Гуково до города Волгоград, при этом автомобиль может двигаться только по автостраде. После этого посчитайте, какое расстояние проедет автомобиль?».
5. При систематизации начальных сведений из стереометрии в конце 9 класса ученики получают следующее творческое задание: «Используя изученные фигуры, создайте макет оригинального здания и опишите, какие многогранники и тела вы использовали». Это, во-первых, помогает ученикам понять, как используются изученные математические объекты в жизни. Во-вторых, они пробуют свои возможности в моделировании.
6. При изучении в 7 классе темы «Построение циркулем и линейкой» ученики выполняют творческую лабораторную работу: «Всех нас завораживает декоративно-прикладное искусство и, конечно же, живопись. Однако мало кто догадывается, какие удивительные картины можно получить при помощи геометрических построений. Поэтому сегодня на уроке мы будем с вами творить! А дома раскрасите свои шедевры, и мы все на них посмотрим. На прошлых уроках мы изучили все этапы построения, и теперь можете применить свои знания на практике. Дерзайте!»
Благодаря такому подходу, школьники видят, что математика находит применение в любой области, и это, в свою очередь, повышает интерес к математике и раскрывает межпредметные связи.
Все это позволяет убедиться ученикам в том, что математика это не сухая и скучная наука, а универсальный математический язык, который выступает инструментом познания мира. При помощи математики можно увидеть гармонию и красоту окружающего мира, а самое главное закономерности в вещах, которые, на первый взгляд, между собой даже не связаны.
Реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них математического сознания.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания – востребованными.
Литература
1. Колеченко, И.В. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2005. – 368с.
2. Самодова Г.А. Учитель и практико-оринтированные технологии его подготовки в системе НПО// Опыт исследования актуальных вопросов обучения и воспитания в школе и вузе. Сб. научных статей. –Петрозаводск, 2004. – С.190.
3.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.,2005. – С.229.