План-конспект по литературе для 6 класса на тему «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин).Пословицы и поговорки
План-конспект урока литературы в 6 классе
Тема: «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин).
Пословицы и поговоркиЦель: закрепление и обобщение знаний по теме УНТ(фольклор); развитие творческих способностей, речевых навыков обучающихся, мышления; воспитание трудолюбия и любознательности, интереса к фольклоруЭпиграф к уроку: «Поговорка- цветочек, а пословица- ягода.» (пословица)
Оборудование: наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете, презентация, рисунки обучающихся, отражающие название пословиц и поговорок, портрет В. И. Даля, книги о фольклоре
Тип урока: урок-игра Ход урока1. Организационный момент урока
Класс заранее поделён на 2 команды, которые сидят за круглым столом. Члену жюри выдаётся лист и ручка, где он фиксирует результаты игры.
Вступительное слово учителя : Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся поближе с фольклором, «окунёмся» в мир пословиц и поговорок.(Учитель представляет жюри). Осень была любимой порой Александра Сергеевича Пушкина. (Чтение учителем наизусть стихотворения «Унылая пора, очей очарованье…»):
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
В своих стихотворениях он старался передать нам наиболее яркую картину описания этого прекрасного времени года. Скажите, пожалуйста, ребята, а с чем у вас связано слово «осень»?
Учащиеся: (приблизительные ответы детей): Со сбором урожая, с походом в школу, с отлётом птиц в тёплые края, с увяданием природы.
Учитель: Именно осенью людям достаётся немало забот. Нужно собрать урожай, накосить траву для домашних животных, подготовиться к зиме (нарубить дрова). А для этого человеку нужно много трудиться. Издавна народ в пословицах осуждал лень, глупость, а восхвалял трудолюбие, скромность и ум. Позвольте их зачитать: «Терпение и труд- всё перетрут», «Труд человека кормит, а лень - портит», «Доход не бывает без хлопот». Все пословицы и поговорки народ разделял на тематические группы: о добре и зле, о науке, о труде, о скромности, о правде и лжи.
2.Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего заданияВопросы:
Слайд №2.
1)Что такое фольклор? Перечислите жанры (Показ презентации. Слайд №2. Фольклор-устное народное творчество. Жанры- сказки, былины, мифы, легенды, сказания. Малые жанры- пословицы, поговорки, анекдоты, частушки.) А давайте посмотрим пословицы и поговорки о труде и лени.
Слайд №3.2)Что такое пословица? Приведите примеры (Пословица-это краткое мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл). 3)Что такое поговорка? Приведите примеры (Поговорки – это яркие, бойкие и меткие народные выражения).4)Ребята, пословицы и поговорки очень похожи, а чем отличается пословица от поговорки? (Пословица выражает законченную мысль, поучает, делает вывод из сказанного, а поговорка выражает незаконченную мысль и дает оценку человеку, его поступкам и событиям).
Чтение наизусть пословиц и поговорок учащимися (комментирование)
3.Работа по теме.
1.Слово учителя и краткие записи в тетради
Слайд №4.
Учитель: Владимир Иванович Даль- писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащий около 200 тысяч слов. Много путешествовал по России, поэтому хорошо знал русский быт. Есть отдельный сборник «Пословицы русского народа», включающий более 30 000 пословиц. С тех пор этот сборник считается самым популярным. Его друзьями были Гоголь, Жуковский, Крылов и Пушкин, которого он лечил после дуэли. Александр Сергеевич как-то ему говорил: «А что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…» Чтобы это «золото» русского языка- поговорки, пословицы, загадки- «далось в руки», надо было его собрать. И Даль всю свою жизнь отдал этому делу. Он стал искателем, собирателем слов…». Вот некоторые из его сборника: «Павлин красив, да ногами несчастлив», «Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет», «Лошадь молодую покупай, а за старую денег не теряй»(обсуждение и комментирование пословиц с учщимися).
2. Игра
Слайд №5.
Учитель: А теперь давайте поиграем. Первая команда готовит первые 5 пословиц и поговорок, вторая команда-последующие.
Задание №1. Верните пословицам и поговоркам прежнее звучание, изменив одно лишь слово.
1.Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение).
2.Пришёл, увидел, купил! (Пришёл, увидел, победил).
3.Дети счёт любят. (Деньги счёт любят).
4.Друзья познаются на контрольной. (Друзья познаются в беде)
5.Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).
6.Одна нога здесь, другая в гипсе. (Одна нога здесь, другая там).
7.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше).
8. У каждого Егорки есть свои шпаргалки. (У каждого Егорки свои поговорки).
9.Бесплатный сыр бывает только у мыши ловкой. (Бесплатный сыр бывает только в мышеловке).
10.Работа не волк, а произведение силы на расстояние. (Работа не волк – в лес не убежит).
Слайд №6
Учитель: Теперь давайте проверим, что у вас получилось.(жюри фиксирует результаты)
Задание №2. С помощью слов восстановите пословицы ( в это время учитель раздаёт командам слова в разброс. В каждом файле по одной пословице должно получиться. Каждой команде по 5 пословиц ).
1.Не, без, пруда, и, не, рыбку, труда, из, вытащишь. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
2.Человек, пером, а, птица, умом, красна. (Красна птица пером, а человек – умом).
3.Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела).
4.Два, хорошо, а, ум, лучше. (Ум хорошо, а два лучше).
5.Один, семь, раз, раз, отрежь, отмерь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь).
6. Золото, серебро, молчание, слово. (Слово – серебро, молчание – золото).
7.Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
8.Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся – только тешатся).
9.Меньше, больше, слов, дела. (Больше дела, меньше слов).
10.Скажи, подумай, потом сперва. (Сперва подумай, потом скажи).
Учитель: Итак, капитаны команд, читайте, что у вас получилось.
( далее результаты даются жюри)
Задание №3. «Весёлый» тест.
Учитель: Переходим к тестам. Я задаю по 7 вопросов каждой команде, ваша задача- выбрать правильный ответ.
Вопросы 1 команде
1. Куда смотрит волк, сколько его ни корми?а) на волчицу; б) на козлят; в) в лес; г) в миску.
2. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?а) коня; б) бегуна; в) волка; г) сапожника.
3. Кого можно считать на безрыбье рыбой?а) улитку; б) медузу; в) лягушку; г) рака.
4. Что летит, когда лес рубят?а) птицы; б) шишки; в) ветки; г) щепки.
5. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?а) жар-птица; б) петух; в) цыплёнок табака; г) жареный петух.
6. Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?а) свинью; б) змею; в) ежа; г) мышь.
7. Что называют зеркалом души?а) уши; б) глаза; в) улыбку; г) лицо.
Вопросы 2 команде
8. У чего, согласно поговорке, есть уши?а) у стен; б) у домофона; в) у дверей; г) у замочной скважины.
9. Что, согласно пословице, заказывает тот, кто платит?а) обед; б) такси; в) музыку; г) хорошую погоду.
10. Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?а) купленному; б) дарёному; в) выигранному; г) арендованному.
11. Чего много в пустой бочке?а) пыли; б) воздуха; в) звону; г) запаха.
12. Что делает с рублём копейка?а) бережёт; б) стережёт; в) питает; г) воспитывает.
13. Кто платит дважды?а) рассеянный; б) забывчивый; в) скупой; г) крутой.
14. Как поступит умный человек, встретив на пути гору?а) обойдёт; б) покорит; в) сдвинет; г) пробурит.
Задание №4. «Отгадай пословицу…»
Слайд №7
Учитель: Следующий не менее забавный конкурс называется «Отгадай по рисунку». Первой команде первые 3 верхних рисунка, второй команде- 3 нижних рисунка. На размышление даётся 1 минута. (Далее ребята команд озвучивают то, что у них получилось).
Учитель: А давайте проверим! Слайд №8
( 2 рисунок верхнего ряда учитель поясняет, что кадр взят из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», но там герой-ленивый, поэтому он и говорит:«Кто не работает, тот ест», хотя правильнее будет пословица «Кто не работает, тот не ест»).
Учитель: А у нас разминка!
Физкультминутка. (Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.)
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
Задание №5. Инсценировка
Учитель: Сейчас вы нам покажете своё актёрское мастерство. Выходит первая команда. (Учащиеся обеих команд заранее подготовили небольшие сценки. Задача команды соперников- отгадать их названия пословиц и поговорок по костюмам, действиям, мимикой, жестам.)
Задания 1-ой команды:
Гусь свинье не товарищ
Яблоко от яблони недалеко падает
Собака лает — ветер носитЗадания 2-ой команды:
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь
С волками жить — по-волчьи выть
Не плюй в колодец — придётся напиться
Подведение итогов урока
Учитель: слово предоставляется нашему многоуважаемому члену жюри.
(Член жюри подводит итоги конкурсов, объявляет победителей.)
6. Выставление оценок в журнал
Заключительное слово учителя:
Ребята, на последних уроках литературы мы говорили об огромном наследии народа. Сегодня вы отлично себя проявили, как в знаниях, так и в актёрском искусстве. И на следующем уроке мы продолжим изучение фольклора. И познакомимся с загадками. Спасибо всем за внимание!
7. Домашнее задание
Составить 5 загадок и нарисовать к ним рисунок.