Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Компьютерная графика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32
городского округа Тольятти


Согласовано «Утверждаю»
_______________ Директор МБУ школы № 32
_______________ _________О.В.Федорахина
_______________ «____»____________2013г.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на М/о учителей информатики и технологии
Протокол №___от_______2013г.
Руководитель М/о Платошина Н.В.



Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Компьютерная графика»



Возраст обучающихся: 1-4 классов
Срок реализации: 4 года





Автор программы: Габараева О.Г., учитель ИКТ












Тольятти, 2013г.

Пояснительная записка

Введение.
Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепция которой направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Данная программа разработана на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство»  О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы Горячева А. В. «Общеобразовательная система «Школа 2100».
Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» является составной частью ООП школы общекультурного направления развития личности.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Программа поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает понимание учеником гармонии и цвета.


Актуальность программы
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.
Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цель: формирование и развитие у детей практических умений в области компьютерной графики.

Задачи:
способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса к изучению компьютерной графики;
предоставить учащимся возможность  для знакомства с простыми приемами рисования в программах «Рисуем вместе с Tux», «Paint» и «Фантазёры», и проектирования в программе «SweetHome3D»;
познакомить учащихся с возможностями текстового редактора и программы создания презентаций;
развивать у учащихся творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.


Место программы в учебном плане
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Программа «Компьютерная графика» реализуется на занятиях внеурочной деятельности с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств. Формы реализации программы общекультурного направления: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, практическая, самостоятельная работа, ситуационные игры, проектная деятельность.

Особенности организации внеурочного занятия
Формы и методы содержания обучения информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.


Формы организации работы с детьми
Коллективная и индивидуальная работа;
Работа в парах;
Работа в малых группах;
Практическая работа за компьютером;

Методы обучения
Беседа;
Игра: познавательная, развивающая;
Проектная работа;
Практическая работа;
Наглядный пример.

Учебно – тематический план


Тема программы / Количество часов
1класс
2 класс
3 класс
4 класс

1
Знакомство с компьютером
3
7
4
5

2
Признаки предметов

17




3
Азбука искусства

13
13



4
Декоративная композиция

8
4


5
Живопись и компьютер

6
4


6
Создание мультфильмов и живых картинок


8
6

7
Проектирование дома и квартиры


7


8
Дизайн жилого помещения



8

9
Шрифты и каллиграфия



5

10
Графический дизайн



7
10

Итого
33
34
34
34


Материально – техническое обеспечение

Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и
созданию соответствующей образовательной и социальной среды. В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении имеются кабинеты, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП ООО МБУ школы № 32 направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика» в школе имеется: 3 кабинета, оборудованных компьютерной техникой, 3 мобильных класса, проекторы, интерактивные доски, программное обеспечение включает программные продукты «Tux Paint», «Paint», «Фантазёры», «SweetHome3D». С целью дальнейшего развития интереса к компьютерной графике в школе имеются программные продукты «Adobe Photoshop», 3D max, Flash.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностные результаты
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом и придуманных самостоятельно ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста или рисунка);
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
оформлять свои мысли в устной  и художественной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.

Предметные результаты
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
-уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
-уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
-иметь понятие о множестве;
-уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
-уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
-уметь конструировать фигуру из её частей;
уметь находить истинное и ложное суждение;
-уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.

Календарно – тематический план


п/п
Тема урока
Кол-во часов

1 класс

Знакомство с компьютером
3

1.
Техника безопасности. Художник и компьютер.
1

2.
Знакомство с графическим редактором.
1

3.
Файлы и папки.
1

Признаки предметов
17

4.
Фантазируем и учимся. Форма и размер предмета.
1

5.
Чудо – радуга.
1

6.
Линии. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
1

7.
Творческая работа.
1

8.
Круги. Понятия «больше», «меньше».
1

9.
Творческая работа.
1

10.
Волны. Замкнутые линии.
1

11.
Творческая работа.
1

12.
Завитки.
1

13.
Творческая работа.
1

14.
Фигуры.
1

15.
Творческая работа.
1

16.
Цвет и характер предмета.
1

17.
Творческая работа.
1

18.
Симметрия.
1

19.
Орнамент.
1

20.
Творческая работа.
1

Азбука искусства
13

21.
Что такое композиция?
1

22.
Натюрморт.
1

23.
Смешиваем краски.
1

24.
Творческая работа.
1

25.
Графика.
1

26.
Чёрное на белом и белое на чёрном.
1

27.
Пейзаж.
1

28.
Творческая работа.
1

29.
Народные промыслы.
1

30.
Роспись предметов.
1

31.
Чудеса акварели.
1

32.
Цвета и цветы.
1

33.
Итоговая работа.
1


Итого
33

2 класс

Знакомство с компьютером
7

1.
Техника безопасности. Компьютер и искусство.
1

2.
Рабочий стол. Работа с файлами.
1

3.
Виды изобразительной деятельности.
1

4.
Работа с цветом.
1

5.
Аппликация. Силуэт.
1

6.
Обрамление картин. Рамка.
1

7.
Итоговая работа.
1

Азбука искусства
13

8.
Иллюстрация Набросок.
1

9.
Иллюстрация. Композиция.
1

10.
Иллюстрация. Итоговая работа.
1

11.
Гравюра. Фактура.
1

12.
Лубок. Линии, штрихи.
1

13.
Лубок. Цвет.
1

14.
Штриховка. Направление, плотность.
1

15.
Штриховка. Светотень.
1

16.
Итоговая работа.
1

17.
Натюрморт.
1

18.
Творческая работа.
1

19.
Рисуем с натуры.
1

20.
Братья наши меньшие.
1

Декоративная композиция.
8

21.
Орнамент. Ритм.
1

22.
Растительный орнамент.
1

23.
Стилизация растений.
1

24.
Творческая работа.
1

25.
Композиция орнамента.
1

26.
Орнамент и предмет.
1

27.
Городецкая роспись.
1

28.
Творческая работа.
1

Живопись и компьютер
6

29.
Работа акварелью.
1

30.
Акварельный пейзаж.
1

31.
Итоговая работа.
1

32.
Колорит – душа живописи.
1

33.
Бытовая живопись.
1

34.
Итоговая работа.
1


Итого
34

3 класс

Знакомство с компьютером
4

1
Техника безопасности. Компьютер и профессии.
1

2
Компьютерная графика.
1

3
Программы для работы с компьютерной графикой.
1

4
Периферийные устройства компьютера
1

Декоративная композиция
4

5
Виды росписи предметов.
1

6-7
Роспись предмета.
2

8
Творческая работа.
1

Живопись и компьютер
4

9
Работа с кистями.
1

10
Натюрморт.
1

11
Пейзаж.
1

12
Итоговая работа.
1

Создание анимации
8

13
Анимация. Компьютерная анимация.
1

14-18
Основные способы создания компьютерной анимации.
5

19
Итоговая работа.
1

20
Оформление выставки работ
1

Проектирование дома и квартиры
7

21
Компьютерное проектирование. Введение
1

22-23
Основные операции при проектировании.
2

24-25
Порядок действий при проектировании дома.
2

26
Порядок действий при проектировании квартиры.
1

27
Защита индивидуального творческого проекта.
1

Графический дизайн
7

28-29
Фирменный стиль
1

30
Знаки
1

31
Логотипы
1

32
Системы ориентации
1

33
Итоговая работа
1

34
Оформление выставки работ
1


Итого
34

4 класс

Знакомство с компьютером
5

1
Техника безопасности. Файлы и папки.
1

2
Операции над файлами и папками (каталогами).
1

3
Источники информации и способы для компьютерного поиска.
1

4
Локальный поиск. Поисковые системы в сети Интернет.
1

5
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
1

Создание мультфильма
6

6
Этапы создания мультфильма.
1

7-10
Основные операции при создании анимации
4

11
Защита индивидуального творческого проекта.
1

Дизайн жилого помещения
8

12
Зонирование и оформление интерьера
1

13
Стили интерьера
1

14
Композиция и цвет интерьера
1

15-17
Дизайн жилой комнаты
3

18
Защита индивидуального творческого проекта.
1

19
Оформление выставки работ
1

Шрифты и каллиграфия
5

20
Компьютерное письмо и шрифты.
1

21
Каллиграфия. Операции при создании текстов.
1

22-23
Оформление и организация текста
2

24
Творческая работа
1

Графический дизайн
10

25
Виды плакатов
1

26-27
Разработка плаката
2

28
Итоговая работа
1

29
Виды упаковки
1

30
Знаки на упаковке
1

31-32
Разработка упаковки
2

33
Итоговая работа
1

34
Оформление выставки работ
1


Итого
34


Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Компьютерная графика» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, понимания построения графического рисунка: создавать рисунки с помощью компьютера; применять набор основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере; определять признак предмета (цвет, форма, размер), холодные и тёплые цвета; различать понятия «замкнутые линии», симметрия, орнамент; определять понятия «композиция», «натюрморт», «графика», «пейзаж», «лубок»; познакомиться с народными промыслами; познакомиться с видами штриховки.

Второй уровень результатов получение обучающимися опыта работы на компьютере: создавать анимацию разными способами (покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации); работать с набором основных инструментов, применяемых при создании проектов домов и квартир; разрабатывать логотипы, знаки и системы ориентации.

Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).
Текущий, в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- презентация своей работы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

Литература:
«Рабочая программа по информатике для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» (Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова).
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2008.- 352с.: ил.
Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.
Обучение информатике в начальной школе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информационная культура. 1 – 11 классы. Экспериментальный курс. Первин Ю. А. –Программно-методические материалы. Информатика. –М: Дрофа, 2008.
Информатика 1-6 классы. Пропедевтический курс. Горячев А. В., Лесневский А. С. - Программно-методические материалы. Информатика. –М: Дрофа, 2010.
Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1 класс. Куревина О.А., Ковалекская Е.Д. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. Куревина О.А., Ковалекская Е.Д. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. – изд. 2-е, испр. – М.: 2006. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. – изд. 2-е, испр. – М.: 2006. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. – изд. 2-е, испр. – М.: 2006. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. Горячев А.В. – М.: Баласс, 2008 – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. Горячев А.В. – М.: Баласс, 2008 – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).














15